Козлова Наталья Владимировна. Интегрированное занятие в подготовительной группе «Рушник – символ семьи казаков»

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Рушник – символ семьи казаков»

Педагог-психолог Козлова Наталья Владимировна МБДОУ№30 станица Крыловская 2015год

Цель: Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родного края (традиции семьи в разные периоды истории края). Продолжать развивать познавательный интерес к истории и искусству родного края.

Скачать конспект

Задачи:

  1. Закрепить представления о традициях кубанского быта.
  2. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, об одном из видов искусства (декоративно-прикладном искусстве – вышивке, кубанской росписи).
  3. Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа (через произведения народного творчества).
  4. Закрепить навыки рисования красками на ткани.
  5. Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании.
  6. Развивать нравственные чувства (патриотизм), воспитывать любовь к малой Родине.
  7. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, используя языковые средства для соединения частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы).

Словарная работа: рушник.

Ввести в активный словарь детей слова: казаки, кубанцы, Родина, станица, край, символ.

Предварительная работа:

  1. Знакомство с народно-прикладным искусством Кубани: вышивка, вязание крючком, кубанская роспись.
  2. Ознакомление с кубанскими обрядами и праздниками, бытом казаков.
  3. Посещение музея, рассматривание предметов убранства кубанской горницы (салфеток, полотенец, простыней, фартуков, подушечек).

Материал:

Рушники, кисти, гуашь, иллюстрации, трафареты с кубанским орнаментом.

Ход занятия:

Воспитатель: Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живёшь, где твой дом родной, твоя земля родная. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родную Кубань.

- Дети, я вам много рассказывала о том, как люди жили в старину у нас на Кубани, об их быте, праздниках, обычаях. Скажите, а чем зимой занимались люди?

- Да! Зимними холодными вечерами женщины занимались рукоделием, украшением своих домов – вязали, ткали, пряли, вышивали, мастерили игрушки.

- А, помните, как поселились казаки на Кубани и жили свободно, как умело стерегли они свои границы. Это были храбрые люди, удалые. Они умели и воевать и жить ладно. Семьи у казаков были большие, многодетные. Жили семьи в любви, уважении и согласии.

- Давайте вспомним, чему учили в казачьих семьях малых ребят? (уважать и почитать старших, быть вежливыми, скромными, честными, трудолюбивыми).

А сейчас мы с вами перенесемся в те далекие времена.

Дети вместе с воспитателем заходят в горницу.

-Посмотрите, сколько красивых вещей перед вами. Их сделали руки взрослых с любовью и терпением. Видите, как они украшают светёлку. Узнаете ли вы эти вещи? (скатерти, полотенца, коврики, прялка и т.д.

-Полотенце имело много названий: постенник, набожник, рукотёр, рушник, утиральник, утирка. Длина полотенец была от двух до четырёх метров, ширина 36-37 см.

Полотенце играло важную роль в жизни человека. Рождался человек – новорожденного обтирали специальным для этого случая полотенцем, умирал человек – покрывали гроб полотенцем.

Давайте посмотрим, что вышивали умелые руки на этих рушниках. Какие узоры подбирали. Узоры для своих вышивок народные рукодельницы подсматривали у природы. Это были цветы, птицы, животные.

- А какие цвета использовали мастерицы, чтобы вышить рушник?

-Красный, чёрный.

- А знаете, что означает эта вышивка?

Вышивка означала следующее. Цветок красный с бутонами и корнями — символ крепкой семьи. Корни — бабушка и дедушка. Цветы — родители, бутоны – дети. В крепкой семье уважают стариков, берегут родителей, любят детей. Прямая чёрная линия — символ земли. Рушниками украшали свои дома, самый красивый вешали в красный угол, то есть в красивый, видный угол, где обычно висела икона.

Вышивка – популярный и любимый в народе вид рукоделия. Вышивкой занимались как крестьянки, так и знатные, богатые женщины. Имея деревянные пяльцы, иголку, нитки, женщины, покрывая их красивыми узорами, превращали холсты в неповторимые произведения искусства, которые радовали глаз. Сколько терпения, труда и вкуса нужно было иметь, чтобы создавать такую красоту. Сегодня мы можем познакомиться с такой красотой только в музеях.

К свадьбе в хате устраивали своеобразную выставку рукоделий, по которой судили о состоятельности невесты, её мастерстве и трудолюбии.

Девушка заготавливала к свадьбе не менее 12 полотенец. Это, прежде всего, рушник для новобрачных — им пользовались молодожены в первые дни. Два рушника готовились для будущих малышей: мальчика — с геометрическим орнаментом, для девочки — с растительным. Скромный рушник предназначался казаку в дорогу. Обязательной принадлежностью его была мережка, символизирующая дальнюю счастливую дорогу. Иногда внизу вышивали голову лошади или цветочную подкову.

Вышитые полотенца играли большую роль в обрядах дарения, особенно в свадебной обрядности. Начиная с первого дня сватовства, полотенце выполняло определенную роль в обряде. Так, если невеста согласна на брак, она каждому из сватов подносит на тарелке по полотенцу, в знак того, что она принимает их предложение. На протяжение всех этапов свадебного ритуала полотенце использовалось в качестве подарка, а также как знак участников свадьбы. Полотенце служило подножником, который расстилали в церкви под ногами вступающих в брак, под него клали медную монету. После церемонии подножник и деньги оставались в пользу церкви. На полотенце родители подносят Хлеб-соль жениху и невесте.

А теперь немножко отдохнём.

Физкульт минутка.

Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
- «Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:
- «Лучше нет родного края!»

Воспитатель:

Ой, беда-беда-беда!
Помогайте, детвора!
Как у нас в станице
Разленились мастерицы.

Не хотят ни шить, ни прясть –
Не поймем, что за напасть!

- Ребята, выручайте. Все мастерицы у нас в станице отказываются работать. Не шьют, не вышивают. Все рушники у жителей нашей станицы состарились, а новые некому сделать. Может быть, вы поможете?

- А вы знаете, что искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Для этого мастерицы вышивали специальные узоры или орнамент. Очень любили наши предки изображать птиц на рушниках, ведь птицы – это символ любви, счастья, добра. Иногда женщины вышивали павлинов на своих изделиях. Он считается символом мудрости. Узор из растений был не менее популярен на Кубани.

- Посмотрите внимательно, ребята, какие растения вышивали на рушниках?

Калина, рябина – символы любви;
виноградная лоза – символ долголетия;
василек – символ свадьбы.

Чаще всего из цветов использовали красный (цвет солнца, тепла и красоты) и черный цвета. Позже на Кубани стали вышивать в дополнение к красно-черным узорам синими и зелеными нитками.

- Видите, как сложно правильно вышивать, но я думаю, что вы справитесь!

Перед вами лежат совершенно белые рушники из бумаги и трафаретки с орнаментом для вышивания.

А вот вышивку мы будем делать не нитками, а красками и кисточкой. И для всех жителей нашей станицы получатся красивые новые рушники.

Практическая работа детей.

(Во время работы звучат спокойные песни из репертуара Кубанского казачьего хора.)

Воспитатель: Все ребята закончили. Какие чудесные рушники у вас получились.

- Спасибо вам, ребята. Вы такие молодцы! Вы сделали для жителей нашей станицы новые рушники, узнали, какие мастера работают на Кубани, что они умеют делать.

(Приложение)

«Рушник – дорога жизни»

Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и рушники, но и охраняли от злых сил. Рушниками завешивали окно „от злых духов”, когда освящали хату или справляли поминки, завешивались углы хаты – «чтоб нигде не спряталась нечисть». Над дверями также вешали длинный рушник – для защиты дома.

Вышивка должна быть чистой и аккуратной с обеих сторон – лицевая сторона для людей, изнаночная – для Бога.

Рушник – это дорога жизни, поэтому полотнище его должно быть целым и непрерывным, как жизнь (не вставляйте в середину рушника никаких кружев или тесемок – этим вы навредите, разрезанную жизнь уже не сошьешь, как бы ни старался).

На свадебных рушниках вышивают пары таких птиц, как сокол, индюк, павлин, петух и курица. Не вышивают кукушек – вдовий символ, соловьев – символ неженатых парней (чтобы муж не изменял).

Все размеры рушника (ширина, длина) должны делиться на семь.

В традиционной славянской вышивке важное символическое значение имеет цвет. Красный цвет в народной культуре всегда имел особое значение. Этот цвет жизни, солнца, плодородия и здоровья.

Рушник «Раздолье»

неслучайно вышит нитями красного цвета. Само слово "красное" означает еще и "красивое", "прекрасное": красна девица, красно солнышко, весна – красна. Ромбовидный орнамент рушника – древние земледельческие символы, которые означают засеянное поле, солнце, выражая идею плодородия и защиты от всякого зла. Птицы – уточки, расположенные по центру рушника, связанны со стихией питающей и животворящей воды. В свадебном фольклоре уточка и селезень традиционно символизируют жениха и невесту, т.е. пора уточек является символом семейной жизни. Изображением поры уточек может украшаться свадебный каравай. Рушник "Раздолье" — это пожелание богатства, счастливой семейной жизни и благополучного продолжения рода.

Ваза с цветами

Нередок в вышивке мотив вазона. Его распространение в прикладном искусстве Восточной Европы относят к XVI-XVII вв. Мотив вазона стал одним из центральных в украинском народном искусстве. Цветы условны, фантастичны. Узор привлекает яркостью и декоративностью. Можно говорить об иконографии мотива: изящная стройная ваза с изысканно-прихотливым абрисом на тонкой, словно точеной ножке, в основании переходящей в причудливые завитки, и крупный пышный букет.

Этот орнамент практически без существенных изменений, встречается на рушниках во многих районах Кубани: станицах Терновской, Старощербиновской, Пашковской.

Рушник предназначен для традиционных свадебных торжеств.

Свадебный венок

Девушки брачного возраста во время празднования Троицы по венкам из цветов гадали о замужестве, снимая их с головы и бросая в реку:

Ой, на веночках девки гадали,
Они веночки в воду побросали,
Чей венок восплывет, тот верно с миленьким живет
Чей венок потонул, значит того милый обманул…

Считалось, в какую сторону венок поплывет, туда девка выйдет замуж.

Свадебный венок невесты – символ ее девичества, непорочности, как и ее коса. Для изготовления свадебного венка у славян использовались различные растения: барвинок, разморин, калина, мирт, роза, гвоздика, и другие живые, сухие или искусственные цветы.

Свадебный венок из роз – прекрасный образ для венчального рушника, символ пожелания молодым счастья, любви и верности. Он является неотъемлемой, составной частью комплекса свадебных символов: каравая, кольца, свадебного наряда, свадебной скатерти.

Купала

Купала – особенный праздник, день летнего солнцестояния. Трава и цветы в это время обладают особой целительной силой. Девчата и парни, держась за руки, прыгают через костер в специально сплетенных венках из цветов и зелени. Девушки в этот день по венкам гадают о своей судьбе, бросая венок в реку: куда поплывет, туда и замуж идти. Существует предание, что в купальскую ночь зацветает таинственный цветок папоротника. Символическое изображение солнца (огня небесного) и цветочных мотивов характерно и для вышивки восточных славян. Эти символы призваны уберечь человека от всякого зла и обеспечить ему жизненное благополучие. Особый смысл имеет и изображение на рушнике женских фигурок. Древний смысл восходит к идее Матери-земли, кормилицы, обеспечивающей человеку богатство и процветание.

Древо жизни

Древо жизни, райское древо — излюбленный мотив восточнославянской вышивки, но он был известен и в искусстве Восточной Европы. Считается, что дерево олицетворяет собой связь земли с небом. Известен сказочный сюжет о дереве, по которому человек попадает на небо. Изображение "древа жизни" по народным представлениям должно приносить счастье, а также оберегать от всякого зла. Поэтому данный символ вышивается на свадебных рушниках. Образ "древа жизни" присутствует на свадьбе и в виде наряженной цветами и лентами ветки.

Вместе с изображением "древа" в вышивке рушников обычно присутствуют и птицы. Образ птицы также неслучаен. Птица — символ души человека, парные птички обычно символизируют жениха и невесту. Птица — это и обитатель мира небесного, следовательно обладает способностью влиять на судьбы людей.

Свадебный рушник "Древо жизни" — это пожелание молодым счастья, любви и всех жизненных благ.

Берегиня

В славянской мифологии берегини — женские персонажи, оберегающие дом и его обитателей от зла и несчастий. Руки, устремленные вверх, к небу — древняя молитвенная поза, обращение к Богу с просьбой о благоденствии и защите от зла. Роль оберега играет изображение на рушнике орнамента из геометрических фигур. Ромбы, звездочки — старинные земледельческие символы плодородия земли; солнца (огня небесного); воды; мужского и женского начал.

  • Рушник "Берегиня" — это и оберег от бед и несчастий, и пожелание человеку достатка, здоровья и благополучия.

Лилия

Лилия — Один из любимых цветов русской народной вышивки. Этот прекрасный цветок символизирует чистоту и непорочность, девственность невесты. Вышитая на свадебном рушнике ветка лилии является пожеланием молодым всех благ, верности в любви и счастливой семейной жизни.

Хорошее, чистое начало совместной жизни — залог достойного её продолжения.

Свадебный

В свадьбе рушники используются в качестве обязательных и одних из основных символов. Одно из основных значений свадебного рушника — жизненный путь, по которому вместе должны пройти жених и невеста, муж и жена.

В свадьбе используются несколько специальных рушников: на икону — родительское благословение; под хлеб, который держат родители на рушнике во время благословения молодых; два каравая; для связывания руки невесты с рукой жениха (символ соединения, неразлучности); особый рушник, который невеста приносит в дом жениха; настольные большие рушники со свадебной символикой, и т.д.

В традиционной вышивке восточных славян изображение на свадебном рушнике пары птичек (жаворонков, голубков) символизирует жениха и невесту. Птички олицетворяют собой семейное счастье, верность в любви. Неслучайно на свадебном рушнике вышиваются и цветочные орнаменты. Это и оберег от злых сил, и пожелание молодым "процветания", здоровья, богатства, рождения детей. Иногда на свадебном рушнике вышиваются и первые буквы имен жениха и невесты. Существует прекрасная традиция сохранять свадебный рушник в семье, передавая его своим детям.

Просмотров: 670
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Кристина Монахова. Свадебный рушник
  • Висина Татьяна Сергеевна. Конспект Беседы «Ромашка символ семьи, любви и верности»
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Редактор. Рушник - вышитый и обвязанный крючком
  • Редактор. Символ 2011 года Кролик (Кот. Заяц.) — что он несет людям?
  • Заблоцкая Нина Геннадьевна. Консультация для родителей «Как привить детям любовь к родному краю Кубани?»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Редактор. Орден 'Победа' как символ Победы.
  • Земцова А.А., Шабанова Л.И.. Информационно-творческий проект «Рыбы. Что нужно им для жизни» для старшей группы
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Колегова Елена Михайловна. Конспект развлечения «Что? Где? Когда?» Тема развлечения «Клуб знатоков здорового образа жизни»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Людмила Николаевна Выжанова. Актуальной темой для разговора во все времена - это здоровье человека
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Старикова Юлия Евгеньевна. Программа краткосрочной образовательной практики для детей 5-6 лет «Кремль – символ России»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Наталья Козлова. Педагогический проект для детей и родителей 'Семья - это счастье, любовь и удача!'
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Беляева Наиля Равильевна. Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Символ России — БЕРЕЗА» с использованием элементов ИКТ технологий
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'
  • Хусаинова Рамиля Нурисламовна. Сценарий к Дню Матери для средней группы детского сада «Мама — это значит нежность — это ласка, доброта»
  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Микита Анна Викторовна. Конспект занятия по формированию представлений о здоровом образе жизни для детей старшего дошкольного возраста «КАК ПОМОЧЬ КУТАЛКЕ»
  • Наталья Владимировна Михайлина. КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Лепка: «Павлин- символ Индии»
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Малиновская Ольга Павловна, Потапова Наталья Александровна, Потапова Наталья Александровна. Интегрированное занятие по здоровому образу жизни «Что бы здоровье сохранить — научись его ценить»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь