А.Винокурова, воспитатель, МБДОУ-д/с №1, г. Меленки, Владимирская область.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Патриотические чувства формируются с рождения ребёнка, в процессе всей его жизни. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства. Поэтому в своей работе я уделяю большое внимание патриотическому воспитанию дошкольников. Ниже я хочу предложить на ваше рассмотрение игру-викторину, которая была итоговым мероприятием моего проекта «Символы городов России» для детей старшей подготовительной группы. Надеюсь, данный материал будет интересен коллегам и, возможно, тоже применён на практике.
Игра-викторина:
«О чём рассказал символ?»
(комплексное, интегрированное)
Задачи:
- Воспитывать чувство любви к своей Родине – России, чувство гордости за неё.
- Создать радостное, весёлое настроение у детей.
- Развивать познавательные интересы, внимание, мышление, речь.
- Активизировать и расширять словарный запас дошкольников.
- Развивать умение правильно строить свой ответ, используя в речи сложные предложения.
- Развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
- Обобщить представления о назначении, происхождении и многообразии гербов городов России: Владимирской области; учить «читать» заложенную в гербах информацию.
- Закреплять умение рисовать фломастерами; развивать фантазию и воображение, закреплять умение самостоятельно выбирать сюжет.
Скачать статью
Демонстрационный материал:
- карта, флаг и герб России; гербы городов России (разных размеров); двуглавый орёл; герб д/с «Алёнка»; основа для создания герба старшей группы; основы для эмблем детей; фломастеры или цветные карандаши; двусторонний скотч.
Музыкальный ряд:
- гимн России, спокойная классическая музыка во время выполнения заданий детьми.
Предварительная работа:
- изучение государственных символов России;
- разучивание пословиц и поговорок о Родине, Москве и патриотизме;
- познавательные беседы у стендов, посвящённых главным государственным символам; дидактические игры «Найди герб своего города», «Что мы можем сказать по гербу о городе», «Отгадай герб по описанию»;
- слушание гимна России;
- чтение отрывков из книг К.Ушинского «Наше Отечество», А.Прокофьева «Родина», С.Есенина «Гой, ты, Русь моя родная...».
Ход:
В.: -Здравствуйте! (все здороваются с гостями) Ребята, вы желаете поиграть в очень интересную игру-викторину: «О чём рассказал символ?». Викторина-это такая игра, в которой задают много вопросов по определённой
теме. В нашем случае мы постараемся узнать, что же нам может поведать символ. Вы согласны начать нашу познавательную игру? Илья согласен поиграть? А Никита желает? А Дима?....
Дети: -Да!
В.: -Тогда, берите с собой свои знания и вперёд!
-Но, чтобы начать нашу викторину, надо вспомнить, какие пословицы и поговорки вы знаете о могучей и бескрайней Родине. (дети по-очереди громко и чётко читают поговорки)
В.: -Хорошо! А Никита Метлов знает не только пословицу о Родине, но и красивое стихотворение о ней.
Давайте его послушаем:
Великую землю, Любимую землю, Где мы родились и живем, Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей, Мы Родиной милой зовем.
-Какие красивые строки про нашу необъятную страну! Каждый человек, слушая такие стихи, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ.
-Что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в этом зале? (Все мы – россияне! Граждане России.)
-Кто такой гражданин? (Житель страны, который признает ее законы – правила поведения.) Он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой.
-Ребята, а сейчас в нашей викторине пригодится ваша ум и смекалка, постарайтесь отгадать несложные загадки про символику нашей страны.
- Символ Российского государства, на котором изображен орел. (герб)
- Прямоугольное полотнище определённого цвета. (флаг)
- Столица нашего государства. (Москва)
- Глава государства. (президент)
- Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России? (синий)
- Торжественное музыкальное произведение, символ государства. (гимн)
В.: -Замечательно! И с этим заданием вы справились хорошо. Итак,
последний вопрос был о гимне. Повторим, что же такое гимн?
-Давайте вспомним его. (воспитатель включает гимн, все встают)
-Итак, какие главные символы страны вы знаете? (герб, гимн, флаг)
-Давайте подойдём к стене и посмотрим, что из себя представляет герб. (дети полукругом встают вокруг герба)
-Посмотрите внимательно, чей это герб? Кто сможет описать и объяснить его изображение? (один из ребят подходит к гербу России и начинает про него рассказывать: -Герб-символ государства. Герб России представляет собой щит красного цвета, на котором изображён золотой двуглавый орёл. У него одна голова смотрит на восток, а другая-на запад, что символизирует бдительность орла, который всегда находится на страже. На голове три короны, объединённые лентой, что символизирует единство всех областей и краёв большой страны. В одной лапе он держит скипетр-символ власти, а в другой-державу-символ единства государства. На груди орла помещён герб Москвы-сердца России. На нём изображён святой Георгий Победоносец на белом коне, который серебренным копьём убивает змия. Это символизирует победу добра над злом.)
В.: -Хорошо! Очень подробно и ясно объяснили всем ребятам значение главного герба России.
-А Алина знает стихотворение про наш российский герб, давайте её послушаем:
У России величавой На гербе орел двуглавый, Чтоб на запад и восток Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый, Он – России дух свободный.
-Вы уже знаете, что свой герб есть и у каждого города России. Он является его отличительным знаком. Герб рассказывает либо о героическом прошлом
города, либо о том, чем занимались его жители, либо об уникальном природном
объекте.
-Ой, ребята, я забыла, ведь на моём столе есть гербы российских городов. Давайте возьмём по одному гербу и поиграем в интересную игру на внимание, где пригодится ваша быстрота реакции. (формируют большой круг для игры)
-У кого герб Москвы, сделайте шаг вперёд и покажите его всем.
-Хорошо! Встань обратно в круг.
-У кого герб Владимира, сделайте шаг вперёд и покажите его всем.
-Поднимите над головой герб Меленок.
-У кого гербы городов Владимирской области, сделайте два шага вперёд и покажите их всем ребятам.
-У кого гербы других российских городов, поднимите их над головой.
-Замечательно! А сейчас сложите всё обратно на стол, при этом разделяя гербы на две группы: гербы городов Владимирской области и других городов России. (ребята у стола сортируют гербы)
-Хорошо! Теперь сядем на стульчики. Итак, кто же скажет, чем гербы городов Владимирской области отличаются от остальных гербов? (в верхнем поле изображён герб Владимира)
-Хорошо! А хотите поиграть в интересную игру? (достаю мольберт, на который буду прикреплять гербы)
-Называется она «Что мы можем сказать по гербу о городе». Я вам буду показывать любой герб, а желающий из вас подходить и «читать» заложенную в нём информацию. (гербы Меленок, Вязников, Мурома)
В.: -Здорово! Ребята, вы уже, наверное, заметили на стене карту России. Посмотрите, какая она она большая, красивая, где встречаются и горы, и поля, и
леса, и реки. А сейчас я предлагаю всем подойти к столу и взять маленькие карточки с изображением гербов городов России и разместить их на карте нашей Родины. (по-очереди дети прикрепляют всё на карту России, при этом воспитатель показывает каждому местоположение герба)
В.: -Ребята, встаньте около карты в полукруг и посмотрите, какая впечатляющая получалась карта России. В этих маленьких картинках она разом
отразила всё богатство, уникальность и величие нашей страны. А если над этой картой поместить большое изображение двуглавого орла, этой гордой, свободолюбивой птицы, то орел раскинет свои крылья над всей Россией. (воспитатель помещает большой рисунок двуглавого орла над картой России) Он объединяет русские города под своими крыльями, опекает их, как своих птенцов, и защищает от всех бед и напастей. И, конечно же, его необычный внешний вид говорит об уникальности нашей страны. От востока до запада, от крайнего севера до юга протянулась территория России. Нам с вами предстоит еще много интересного узнать о гербах. А пока я предлагаю вам немного отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА
Отдых наш — физкультминутка. Занимай свои места: Шаг на месте левой, правой, Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите, Раз и два, раз и два! И под ноги не смотрите, Раз и два, раз и два!
-Хорошо, отдохнули! А сейчас я хочу предложить вам попробовать создать
герб своей группы. Вы согласны? Алина согласна? А Серёжа согласен?
-Какое название носит наш любимый сад? ( «Алёнушка»)
-Правильно, значит герб нашего садика представляет собой щит синего цвета, на котором изображена умная, красивая и добрая девочка по имени
Алёнушка. (воспитатель показывает герб сада) Этот герб символизирует развития умных и добрых ребяток в нашем саду.
-Если наша группа находится в саду «Алёнушка», значит, и на нашем гербе
будет изображена Алёнка. (воспитатель показывает заготовку для герба группы) Только здесь надо будет добавить наши любимые игры и увлечения, или то, чем мы очень любим заниматься в детском саду. Сейчас каждый из вас нарисует то, что он задумает на заготовленной эмблеме, которую мы затем поместим на герб группы и украсим красивое платье Алёнке. Итак, приготовим рабочие места для нашего творчества. (дети раздвигают столы и садятся на свои места)
-Приступаем к работе. (воспитатель раздаёт каждому заготовку эмблемы, дети под музыку приступают к рисованию)
После завершения работы все ребята подходят к воспитателю и по-очереди приклеивают свою эмблему на платье Алёнушке.
В.: -Очень хорошо! Встаньте полукругом и посмотрите, какой интересный и красивый герб у нас получился. Кто желает сказать, что о вас может рассказать ваш герб? (желающий перечисляет нарисованные картинки и их значения)
В.: -Правильно, наш герб сообщает, что группа находится в детском саду «Алёнушка», и ребята в ней любят рисовать, читать, строить замки, играть в куклы, машинки, мячи.....
-Вот наша викторина и подошла к концу. Теперь мы знаем, что рассказывают нам символы. Мне было приятно, что вы отвечали на вопросы, были активны и внимательны. А вам понравилась наша необычная игра-викторина? Что запомнилось Алине? А что понравилось Никите?....
-Очень хорошо! Мне хотелось бы закончить нашу встречу прекрасными словами о России, которые прочтёт Настя С.:
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь, Ты, моя Россия, песни петь умеешь, Ты, моя Россия, неразлучна с нами. Ведь Россия наша – это мы с друзьями!!!
-Пока вы еще маленькие, но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться.
Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.
-Всем большое спасибо за интересную игру-викторину! До свидания!
|