В наши дни народное искусство приобретает все большее значение. Возникая в виде художественного промысла, вызванное к жизни разнообразными причинами, народное искусство становится необходимой частью художественной, экономической культуры.
Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом. Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства одно из средств художественное воспитание воспитанников, оно побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.
В федеральных государственных образовательных стандартах содержание образовательной области «художественно –эстетическое развитие» направлено на достижение целей – формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности к искусству, удовлетворении потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)
Основная задача педагогов дошкольников научить детей доброте, терпению, умению помагать другим, любить свой край, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют.
Для этого необходимо знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев.
В педагогическом процессе я использую народное искусство по трем направлениям:
- оформление интерьера детского учреждения, на праздниках и досуге.
- ознакомление детей с народным искусством развитие детского творчества сначала как прямое воспроизведение образцов-эталонов, а затем — творческое осмысление и применение
Для более успешного ознакомления детей с русским народным творчеством я организовала предметно развивающую среду в группе «Русская горница» с учётом принципов ФГОС, где я провожу интегрированные занятия. Тематика таких занятий направлена на формирование устойчивого интереса детей к декоративно прикладному искусству русского народа, на воспитание чувств любви к родному краю.
В «Центре искусств» подобрала изделия мастеров «Хохломы», «Гжели», «Городец», «Дымка», «Жестово». Дидактические и развивающие игры, оформлены фото альбомы по этим росписям, папки с силуэтным моделированием, различный иллюстрированный материал, оформлены таблицы с элементами народных росписей. При создании декоративного орнамента, узора обращаю внимание детей на обязательное выделение знакомых элементов и их украшения, чередование элементов, ритмичность. Показываю, что сложный узор состоит их простейших, знакомых геометрических частей — точка, кружок, кольцо, прямая и волнистая линии. Если дети затрудняются, обращаю их внимание на таблицы с элементами и компоновку их в узоре. И конечно есть условия для самостоятельной деятельности детей, где каждый ребёнок может попробовать себя как мастер в создании той или иной росписи.
Расширению кругозора детей в области русского декоративно прикладного искусства способствовали и открытые мероприятия, например: «В гости к дымковским мастерам», «Секрет народной росписи». На которых дети чувствовали себя народными мастерами расписывая предметы русскими узорами.
А наши праздники «Весёлая ярмарка», «Ярмарка», «Страна народных игрушек» показали на сколько наши дети талантливы в изготовлении предметов декоративно – прикладного искусства.
Творческое развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы родители стали нашими единомышленниками старалась увлечь и оказать необходимую методическую помощь. Необходимую информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях, через лэпбуки «Как рисовать с детьми Гжель», «Почему хохлому называют золотой, секрет изготовления». Проводила с родителями и мастер класс: «Лепка дымковской барышни». Результатом деятельности становятся выставки совместного творчества, где все могут полюбоваться на творение своих рук.
Результаты проделанной работы позволяют сделать вывод, что использование изделий народных промыслов углубляет знания детей о народном искусстве, развивает эстетический вкус, обогащает изобразительное творчество. самостоятельной творческой деятельности. Глубокий эмоциональный отклик вызывает в душе маленького ребенка от встречи с красотой народных изделий, таких ярких, красочных, радостных; способствует воспитанию доброты, трудолюбия, терпения, любви к родной земле.
Литература:
- Сакулина Н.П. «Народное декоративное искусство в воспитательной работе детского сада» Известие
- Скоролупова О.А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно- прикладным искусством» М: ООО «Издательство Скрипторий 2009»
- Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» М: ООО «Издательство Скрипторий 2003»
|