Описание презентации:
Слайд 1
«Знакомство с занятиями славян»
Слайд 2
Актуальность темы:
-Отсутствие у детей нужной информации
-Наличие необходимого дидактического и демонстрационного материала для работы по данной теме.
Скачать презентацию
Слайд 3
Задачи:
-Знакомство детей с составом славянской семьи и с занятиями славян
-Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
-Формирование у детей интереса к истории русского народа
Слайд 4
Фото
Слайд 5
Немного истории
Древние славяне- это наши предки, которые жили много веков назад, поклонялись своим языческим богам и очень тесно общались с природой. Древние славяне мирно существовали со всеми окружающими их людьми, помогали друг другу, все беды и радости делили поровну- иначе и быть не могло!
Слайд 6
Состав славянской семьи: отец, мать, старший сын средний сын, младший сын, дочь, дядя (брат отца), племянница, дедушка, бабушка.
Слайд 7
Занятия славян
В каждой семье имелся ткацкий стан, на котором женщины изготовляли домотканое полотно. Из него шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другие необходимые в быту предметы.
Слайд 8
«Умелые руки не знают скуки»
Ткачиха.
Кроме гладкой холстины деревенские мастерицы выполняли и ткани с узором. Техника тканья при этом усложнялась. Материалом для ткачества служила пряжа, которую получали из льна и конопли, а также из овечьей и козьей шерсти. Пряжу часто окрашивали домашним способом в разные цвета и тогда узорные ткани получались особенно нарядными.
Слайд 9
Орудия труда ткачихи и ткацкие изделия.
Ручной ткацкий станок. Выкладные половики
Слайд 10
Продукт деятельности ткачихи.
Узорное ткачество. Тульский костюм с сарафаном.
Узорное ткачество. Пояс.
Слайд 11
«Пашню пашут, так руками не машут».
Пахарь.
Пахарь запрягал лошадь, брал соху и начинал пахать землю, то есть делал бороздки, куда потом можно посадить семена хлеба. «Пашет пахарь, понукивает, на кобылку свою погукивает. Борозды кладёт как рвы глубокие, из земли дубы вывёртывает, камни-валуны в сторону отбрасывает» ( «Микула Селянинович)».
Слайд 12
Орудия труда пахаря. Соха. Лошадь.
Слайд 13
Продукты деятельности пахаря.
Хлеб. Хлебные изделия.
Слайд 14
«Плотник топором думает».
Плотник.
Плотницкое дело пришло к нам из глубокой старины вместе с земледелием. Перед тем как вспахать землю, надо было вырубить лес. Рубили избы одновременно с раскорчевкой лесной делянки. Народ смеялся над теми мужчинами, которые не умели плотничать, также как над женщинами, которые плохо пряли, не умели ни ткань, ни вышивать, ни плести кружева. Был талант или нет, независимо от этого все люди стремились постичь мастерство. И постигали по мере своих способностей. Один хорошо рубили многие виды углов и знал о ни все, другой знал лишь половину, а третий только и научился, что рубить угол в охряпку. Четвертый ничего не умел, но из-за стыда все равно стремился учиться. И научивался хотя бы колья завостривать. Так было в любом деле.
Плотницкий мир широк и многообразен. Подросток начинал постигать его с обычного топорища. Сделать топорище – значит, сдать первый экзамен. Дед, или отец, или старший брат подавал мальчишке свой топор и сухую березовую плашку из лучинных запасов. Далеко не с первого раза получалось настоящее топорище: иной испортит много березовых плашек. Но мало было случаев, когда парень не добивался своего и не заслужил бы похвалы старшего.
Слайд 15
Орудия труда плотника.
Долото. Топор.
Слайд 16
Продукт деятельности плотника.
Изба.
Слайд 17
«Работай до поту, так и поешь в охоту!»
Охотник.
Охота известна как один из самых древних промыслов человека. Еще племена, жившие на территории Киевской Руси, славились своими охотничьими навыками. И не удивительно: добыча зверя давала им пищу и одежду.
Слайд 18
Орудия труда охотника.
Лук. Колчан и стрелы.
Слайд 19
Продукт деятельности охотника.
Лесные звери.
Слайд 20
«Родина –мать! Умей за нее постоять!»
Дружинник.
В древней Руси слово дружинник, образованное от слова дружина, имело буквальное значение служить князю, человеку высшего сословия.
Со временем так стали называть воинов-дружинников, находящихся на службе. Первые дружинники нанимались князьями из части городского и сельского населения.
Другим источником пополнения дружин были охотники, рыбаки и вольные люди.
Слайд 21
Орудия труда дружинника
Щит. Шлем. Кольчуга. меч.
Слайд 22
Орудия труда дружинника.
Кольчуга-доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения противником.
Слайд 23
Продукт деятельности дружинника-защита Родины.
Слайд 24
«Ремесло пить-есть не просит, а само кормит».
Ювелир.
Ювелир занимался изготовлением художественных украшений, предметов быта и других изделий из драгоценных металлов, часто в сочетании с драгоценными и полудрагоценными камнями, а также художественных изделий из других металлов, выполненных с особым мастерством и старанием. Из золота, серебра или их сплава ювелиры делали браслеты, кольца, перстни, цепи, колье, диадемы, а также височные украшения и серьги, разнообразные заколки и пряжки.
Слайд 25
Продукт деятельности ювелира.
Ковш. Серьги-колты.
Слайд 26
«Работай боле, тебя и помнить будут доле».
Гончар. Гончарный круг.
Гончаром на Руси называли мастера, изготовлявшего изделия из обожженной глины (посуду, игрушки и т.п.).
Гончарное ремесло считается одним из самых древних, поскольку изготовлять глиняные сосуды для воды, съестных припасов, приготовления пищи люди научились еще в первобытный период. Со временем, а именно в III тысячелетии до н.э. был изобретен ручной гончарный круг, на котором формировать глину нужно было одной рукой, а другой осуществлять вращение. Позже этот инструмент был усовершенствован: появился ножной круг, освободивший обе руки мастера.
Древние славяне считали, что гончары владеют магией. В народных представлениях гончару приписывалась связь с огнем, преисподней, нечистой силой. Так, в русской сказке черт нанимается в помощники к гончару или к кузнецу.
Слайд 27
Продукт деятельности гончара.
Старинный глиняный кувшин. Глиняный горшок.
Слайд 28
«Кузнец-всем ремеслам отец!»
Кузнечное ремесло — одно из древнейших. Кузнец раньше, чем прочие мастера, должен был бросить заниматься другими делами (например, одновременно пахать, тачать, заниматься натуральным хозяйством и так далее) и полностью сосредоточиться на своём занятии, требующем достаточно сложных технологических процессов. Прочим крестьянам это было не всегда понятно и казалось загадочным. Вдобавок, из-за опасности возгорания кузнецы обычно поселялись на отшибе, что порождало дополнительную загадочность. Поэтому кузнецы часто считались колдунами, связанными с дьяволом, тёмными силами. В русских деревнях считалось, что кузнец может не только выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. Из-за того, что кузнецы раньше прочих выделились из общей массы народа, и из-за того, что обычно кузнец был уважаемым, достаточно обеспеченным человеком.
Слайд 29
Орудия труда кузнеца.
Щипцы. Наковальня. Молот.
Слайд 30
Продукт деятельности кузнеца.
Кованые замки для дверей и сундуков.
Слайд 31
«Кто терпелив, тот удачлив!»
Купец.
Купец- это торговый человек. Купец имел свою лавку, куда все приносили продукты своего труда. Ткачиха несла половики, вышитые полотенца, полотно, вязаную одежду. Ювелир- украшения, посуду тонкой работы. Гончар -горшки, крынки. Охотник -шкуру. Перед купцом стояла трудная задача -продать товар выгодно, чтобы отдать деньги за работу мастерам и самому в убытке не остаться!
Слайд 32
«Родина краше солнца, дороже золота!»
Вот и подошел к концу наш рассказ. Мы познакомились с занятиями славян и увидели, что люди того времени были очень трудолюбивы и мастеровиты! Именно эти качества характерны для русского народа и они передаются из поколения в поколение!
От южных морей до полярного края, Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая! Хранимая Богом родная земля!
Слайд 33.
Список используемой литературы.
- Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. 2-еизд. М., 2005.
- Беловинский Л. В. История русской материальной культуры: Учебное пособие. Часть I. — M.: Издательство МГУК, 1995. — 112 с.
- Криничная Н. А. Окно крестьянского жилища: к представлениям о границе и контактной зоне между мирами в севернорусской мифологии // Границы и контактные зоны в истории и культуре Карелии и сопредельных регионов. Гуманитарные исследования. Вып. 1. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2008. C. 131-141.
- Русский Север: этническая история и народная культура. ХП-ХХ века. – М.: Наука, 2001. 848 с, ил.
Слайд 34.
Благодарю за внимание!
|