А.С. Гумберг, воспитатель МАДОУ №50, г. Томск
Целью ФГОС дошкольного образования является формирование личности воспитанников,
их когнитивных способностей, творческого потенциала, поскольку общество нуждается в творческих личностях, способных к активной самореализации [4, с. 1]. Положительные изменения в дошкольном образовании дают свободу воспитателю в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста.
Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Переосмысление приоритетов обучения, роли ребёнка как субъекта учебно-воспитательного процесса, а также общественные изменения, обуславливают нетрадиционные подходы к решению многих образовательных проблем. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания. В трудовой деятельности детей дошкольного возраста оптимально интегрируются все образовательные области, обозначенные в ФГОС ДО.
Одним из видов трудового воспитания является ручной труд. На наш взгляд именно данный вид труда развивает полезные практические навыки детей, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). В ручном труде дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи [1, c.13].
Ручной труд – форма активности ребёнка, в процессе которой появляется предметный продукт. По своей сути ручной труд, включающий конструирование из различных видов материалов, способствует всестороннему развитию детской личности.
Ручной труд в детском саду — это всевозможная образовательная деятельность, зафиксированная в программе по обучению детей дошкольного возраста. В программе детского сада, ручной труд включает работу с разнообразными материалами: с бумагой, природным материалом, тканью. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов, составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.
На сегодняшний день существует достаточно много работ, посвящённых техникам ручного труда в детском саду. Например, работы Н.А. Ветлугиной, Г.Г. Григорьевой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной и др.
А. Маршалл определяет труд как всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения получаемого непосредственно от самой проделанной работы [2, с. 785].
В исследованиях К.И. Чуковского, Т.И. Ушакова, Л.В. Куцаковой было установлено, что в процессе творческого конструирования из различных материалов у детей складывается представление об обобщенных способах построения деятельности, аналогичные тем, которые наблюдаются в детском сочинительстве. Это позволяет рассматривать ручной труд не только как средство создания конкретных предметов, но и как деятельность, в процессе которой формируется универсальная способность построения новых целостностей различного типа конструкций, сюжетов и др. [5].
Проведенные исследования (Т. С. Борисова, А. В. Брушлинский, В. Т. Кудрявцев, А. В. Кушнерук, Ж. П. Лабодаева, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддьяков и другие) показывают, что благодаря занятиям по ручному труду у ребенка развивается мелкая моторика руки, совершенствуются умения и навыки работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами; вырабатывается аккуратность, самостоятельность, оригинальность подхода к решению задач, умение свободно ориентироваться в окружающем мире.
Ручной труд представляет огромный потенциал и большие возможности для развития творческих способностей, фантазии и воображения. Ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Любой ребёнок по природе созидатель. Первые представления об эстетике и эстетическом отношении к окружающему миру (природе, предметному миру, произведениям изобразительного искусства), художественный опыт ребёнок приобретает в разных видах ручного труда. Таким образом, приобретаемые представления, опыт, способности являются основой для творческой деятельности [3].
Одним из этапов работы по развитию детей дошкольного возраста в процессе ручного труда было создание предметно-развивающей среды.
Созданный в группе центр детского творчества «Делаем своими руками» представлен разнообразными материалами для организованной и самостоятельной деятельности по ручному труду.
При организации пространства используется распределение на «мини-мастерские»: «Мир ненужных вещей», «Чудеса из бумаги», «Царство природы», «Волшебные ниточки» и др. Собраны альбомы и пособия: «Новогодние поделки», «Весёлые самоделки для детей», «Подарки и сувениры», «Мастерица», журналы «Страна мастеров», «Коллекция идей», картотеки иллюстраций, фотографии поделок.
Для совершенствования умений свободно экспериментировать с различными техниками и приёмами в центре представлены разные виды материалов:
- Бумага. Картон белый и цветной, бумага акварельная, писчая бумага, бумажные салфетки, бумага двухсторонняя, журнальная бумага, газетная бумага, калька, гофрированная бумага и т.д.
- Природный материал. Семена растений, кора деревьев, косточки фруктов и ягод, сухие листья, сухие цветы, орехи, иголки хвойных деревьев, веточки, мох, перья, галька, и т.д.
- Материалы для плетения, вязания, шитья
- Крупы, фигурные макаронные изделия
- Бросовый материал: коробки, катушки от ниток, пластиковые бутылки, крышки разных размеров и материалов, разовая посуда, поролон, шпагат, ватные диски, ватные палочки, проволока, фольга, бусы, диски и т.д.
-Инструменты и материалы, необходимые для труда.
Разнообразная по содержанию предметно-пространственная среда, способствовала развитию у детей оригинальных идей, вызывала желание придумывать и применять творческие находки в организованной и самостоятельной деятельности.
Для повышения мотивации детей к творчеству были использованы компьютерные презентации «Секреты для маленьких мастеров и мастериц».
В процессе работы по ручному труду воспитанники знакомились со свойствами различных материалов и приёмами работы с ними. Использование разнообразных техник и приёмов позволило расширить диапазон работ детей, доставило множество положительных эмоций. Дети, увлечённые необычным способом создания изображения, самостоятельно находили оригинальные способы передачи образов.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, а воспитывается с самого раннего детства. Приучая детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, формируются самостоятельность, желание оказывать посильную помощь взрослым, в труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Таким образом, есть все основания рассматривать ручной труд, как важный элемент содержательного воспитания детей. Ручной труд предоставляет детям возможность употребить на практике начальные знания из области рисования, аппликации, конструирования, а также использовать опыт их собственных жизненных наблюдений. Занимаясь ручным трудом в детском саду, у детей создается не только определенный аппарат действий, знаний и навыков, но и увеличивается потенциал развития. Ребенок становится более уверенным в себе, а значит, свободным в выборе целей и нахождении путей для их достижений.
Список литературы
- Баландина, Е. А. Освоение дошкольниками трудовой деятельности: формы работы, практический опыт, конспекты образовательной деятельности / Е. А. Баландина, И. Г. Истомина, Е. В. Загорская. – Волгоград: Учитель, 2014. – 95 с.
- Майборода, Н. А. Ручной труд в детском саду / Н. А. Майборода. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 — С. 785 – 787. — URL: moluch. ru (дата обращения: 10. 05. 2020).
- Маханёва, М.Д. Учим детей трудиться метод. Пособие/ М.Д. Маханёва. – Москва: ТЦ Сфера 2012. – 264 с.
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – Москва, 2013.
- Румянцева, Е.А. Делаем игрушки сами/ Е.А. Румянцева. – Москва: Айрис-пресс, 2014. — 192 с.
|