Народное и декоративно-прикладное искусство Белгородчины является важной составной частью художественной культуры края. Оно глубоко традиционно, т.к. отображает само бытие этноса. Мир необходимых предметов — одежды, утвари, орудий труда является результатом развития традиционных ремесел и промыслов, который складывался, исходя из природных условий: климата и рельефа; особенностей формирования населения с точки зрения его этнического, социального состава.
Среди современных промышленных предприятий области, использующих орнаментальные композиции, приемы декорирования одежды, можно выделить следующие: Борисовская фабрика художественной керамики, АО «Россиянка», «Наяда». В настоящее время в Белгородской области около 500 самодеятельных художников мастеров и музыкальных коллективов являются постоянными участниками областных, городских, районных выставок.
Скачать презентацию
Губкинская территория богата своими культурными традициями. Потребность прекрасного, высокого, стремление к творчеству — естественное состояние человека, в этом проявляется его желание выразить свое эмоциональное настроение. На Губкинской территории в силу географическо-исторической и культурной ситуации получили распространение ремесла бытового назначения: ткачество, вышивка, вязание крючком, плетение из лозы и лыка, кожевенное, бондарное, кузнечное ремесло. Предметы народного декоративно-прикладного искусства стали неизменными участниками городских праздников, выставок, фестивалей.
Таким образом, народное декоративно-прикладное искусство является выдающимся явлением художественной и музыкальной культуры для населения Белгородчины.
Белгородчина– уникальный регион в плане изучения традиций народной культуры южных русских вконтексте пограничного проживания русского и украинского в результате колонизации края.
В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.
Например, старинная и забытая всеми игра «Редька» записанная в селе Большебыково Красногвардейского района Белгородской области:
Поют:
Редя, редя попяку, У бабушки успрашу.
Говорком:
Бабушка, бабушка Дай редьки!
Бабушка отвечает:
— Она ещё зелёная! Дети отвечают: — Бабка ушинка
Дедка поршивка! Начинают дёргать редьку.
Записанная в том же селе игровая песня «Селезень утицу догонял»
Поют: Селезень, утицу догонял Маладой серую догонял Поди утица домой Поди серая домой…
Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности: музыки, ритмики, народного танца. Весь используемый фольклор распределен на 3 раздела в соответствии с классификацией Виноградова Г.С.
1)календарный фольклор;
2)потешный фольклор;
3) игровой фольклор.
I. Календарный фольклор.
В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички, обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.) приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям.
Например записанная в селе Малобыково Красногвардейского района Белгородской области колядка.
Перед исполнением:
Дети: — Хозяин, можно коляду кликать? — Разрешает хозяин?
Можно скажет тогда начинать.
Ой, калёда, ходили блудили! Ой калёда, приблудили ко двору, к Ивановаму! Ой калёда, ты Иван господин, ты повыдейка сюда! Ой калёда, ты повыведи нас, из тёмных лесов, из зелёных дубов!
Ой калёда, мы табе дадим коня с седлом. Ой калёда, а твоей жане лисью шубу, Ой калёда!
Исполнялась калядка в нескольких вариантах:
Ой калёда, ходили блудили!
Семьсот мужиков, донских казаков!
Как будете дарить
Так будем хвалить,
Ой калёда!
А не будете дарить,
Ня будем хвалить!
Ой калёда!
II. Потешный фольклор
Потешный фольклор — прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод. Небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений – основанных на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т.д.). Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки.
В селе Малобыково Красногвардейского района Белгородской области была записана прибаутка «Чи-чи-чи сорока»:
Чи-чи-чи сорока, где была далёка?
На камушку сидела, на ворона глядела.
Щё вороны делая, письмицо пиша.
На девушку дыша, девка дявица,
Ступай по водицу, найди молодицу!
Молодица, молода. Калачиков напякла!
Калачи-горячи, из окощка мячи,
Приезжали торгачи, позабрали калачи!
Остал один калачь, подавился горбачь!
«Кочерёшка-дуга» (потешка) село Малобыково Красногвардейского района Белгородской области:
Кочерёжка дуга, и где ты была? Свиней стерегла!
Чтож ты выстерегла? Коня с седлом, с залотым уздом!
А где твой конь? За воротами стоит!
Ай, дешь ворота? Вода снесла.
Ай, дешь вода? Быки попили.
Ай, дешь быки? Волки поели.
Ай, дешь волки? У лес ушли.
Ай, дешь быки? У камыш ушли.
Ай, дешь камышь? Девки пожали.
Ай, дешь девки? Замушь повышли.
Ай, дешь мужья? На войну ушли.
Ай, дешь война? Посреди …
III. Игровой фольклор
Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. В развитии музыкальных способностей средствами музыкального фольклора использую народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.
Основываясь на опыте работы, можно сказать, что в работе с детьми целесообразно использовать разнообразные средства и формы ознакомления детей с фольклором. Знакомясь сустным народным творчеством (прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки), у детей формируются музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение детей игре на народных музыкальных инструментах развивает чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Данная система работы включает в себя и обучение детей сольному, ансамблевому и хоровому пению.
Так постепенно наши дети приучаются к музыкальному искусству, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания, умения и навыки. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир. И конечно взятое за основу музыкальное воспитание детей, музыкальная среда, сохраняющая положительный опыт влияния музыкального фольклора на развитие музыкальных способностей ребёнка в дошкольном учреждении, будет способствовать успешному развитию в будущем и стать мыслящими, нравственными, творческими людьми, несущими и хранящими историю и духовность поколений.
Спасибо за Внимание!!!
|