Павлова Виктория Леонидовна, музыкальный руководитель МДОАУ д/с №19 г. Благовещенск Амурской области. Фольклор - источник народной культуры в музыкальном развитии дошкольника
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности, духовности не считаются важными. Стоит отметить, что многие современные воспитательно-образовательные инициативы направлены на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с этим процессом должно идти духовно-нравственное воспитание, в основе которого – развитие личности. Именно поэтому, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Фольклорные произведения русского народа помогают приобщать ребёнка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, и они позволяют ребёнку поверить в добро, в красоту нашего мира.
Скачать презентацию
Скачать задания для воспитателей
Вопросы детям и родителям
«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией».
В. В. Путин. Послание Федеральному собранию. 12.12.2012 года.
В нашем дошкольном учреждении развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника. В музыкально - воспитательной работе используются русские народные песни, игры, танцы. Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии.
Через фольклор можно решать следующие воспитательные задачи:
слайд 2 Развитие творческих способностей дошкольников; Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора; Знакомство детей с традициями и образами русского народа; Развитие эмоционального восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности; Расширение представлений детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа; Расширение диапазона детского голоса, развитие вокально-хоровых навыков, чистоты интонирования средствами народного фольклора; Воспитание эстетических чувств; Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству.
Работу по ознакомлению с фольклором в детском саду условно можно разделить на несколько направлений: слайд 3
Слушание народной музыки, песен; Знакомство с музыкальными играми и хороводами; Знакомство с народными музыкальными инструментами; Знакомство с традициями и обрядами русского народа. Что же относится к детскому фольклору?
Детский фольклор делится на несколько групп: слайд 4
«Поэзия пестования» Календарный Игровой Дидактический Песенный слайд 5
«Поэзия пестования» («материнская поэзия»)
В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся: Колыбельные песни;
Пестушки– короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Потягушки-потягунушки, Поперёк-толстунушки, А в ножки - ходунушки, А в ручки - хватунушки, А в роток - говорок, А в голову - разумок.
Таким образом, пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку.
Потешки – песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. Сорока-белобока кашу варила, деток кормила…
Иногда потешки только развлекают (как приведенная выше), а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире.
Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.
Дили-дили-дили-дон, загорелся кошкин дом. Кошка выскочила, глаза выпучила… слайд 6
Календарный детский фольклор.
Заклички(«закликать» - «звать, просить, приглашать, обращаться») – обращения к солнцу, радуге, дождю, слова которых выкрикиваются хором нараспев. Радуга-дуга, не давай дождя, Давай солнышка-колоколнышка.
Приговорки – обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам), произносимые каждым ребенком поодиночке.
Божья коровка, улети на небко, Там твои детки кушают конфетки.
Игровой детский фольклор. слайд 7
Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия. «Да» и «нет» не говорите, Чёрно с белым не носите,
Жеребьёвая сговорка – рифмованное обращение к «маткам», с целью разделения на команды. Наливное яблочко или золотое блюдечко?
Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Считалками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап.
Дразнилка – рифмованное прибавление к имени. Мишка-кубышка, около уха - шишка.
Поддёвка – малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов. Скажи двести. Двести. Голова в тесте!
Небылицы-перевертыши, нелепицы. Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки Лают ворота.
Дидактический фольклор. слайд 8
Цель дидактического детского фольклора – воспитание и развитие детей, передача им накопленного опыта, вооружение знаниями, необходимыми для взрослой жизни. Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз. Значение скороговорок – постановка четкой дикции.
Загадка
Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую.
Волков бояться – в лес не ходить. слайд 9
Песенный фольклор. Хороводные и игровые песни.(«На горе-то лён, а во поле мак», «На горе-то калина»,). Плясовые песни («Я с комариком плясала», «Пойду ль я, выйду ль я да», «Ах вы, сени», и др.) Русская песня - это то, что вдохновляет меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Простота и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пяти тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствуют первым успехам в развитии певческих интонаций детей. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.
Таким образом, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, весна–красна). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют попевки, прибаутки, песни «Сорока», «Зайка», «Бай, качи, качи», « Барашеньки-крутороженьки», «Во кузнице», «На горе-то калина» и другие. Детский фольклор — это синтез поэтического народного слова и движения. На музыке дети знакомятся и с движением русской пляски, хороводным, дробным, шагом с притопом, ковырялочкой, и др. После того как дети усвоили эти движения, они включаются в пляски, хороводы, игры. В играх используются игровые зачины, т.е. водящего выбираем по считалочке. Дети это делают с большим удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: « Ходит Ваня», «Гори ясно», «Курочки и петушок» «Ой, летали птички» и т. д. То есть, дети, участвуя в играх, осваивают их и все, что с ними связано (считалки, скороговорки и т.д.), а потом уже включаются и в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок.
Работая с детьми над музыкально - ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например: « Ах вы сени», « Как у наших у ворот», «Пойду ль выйду ль я», «Ах ты береза, « Я рассею свое горе». Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания. Конечно же, вся работа по музыкальному развитию детей средствами фольклора проходит в тесном контакте с воспитателями: слайд 10
во время НОД; в процессе музыкальных развлечений, праздников; во время режимных моментов (на зарядке; во время умывания «Водичка, умой мое личико», на прогулке, при укладывании детей на сон и т.д. ) Все это благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку. слайд 11
Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями. Здесь на помощь нам приходят праздники и развлечения. Цель всего нашего коллектива - сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка. Музыкально - фольклорный материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства через песни, танцы, стихи, прибаутки. Основу музыкального репертуара составляет музыка для детей, фольклор, русская классика. Используется в аудиозаписи современная музыка, доступная для восприятия детям. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы - прекрасный материал для эмоционально — эстетического и нравственного воспитания детей. Какие же народные праздники мы отмечаем в нашем детском саду? «Осенняя ярмарка», «Новый год», «Проводы зимы», «Масленница». Народные праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. И тогда русская песня, русское поэтическое слово станут близкими детям и любимыми ими, будут способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в музыкальном воспитании ребенка дошкольника. Павлова Виктория Леонидовна, музыкальный руководитель МДОАУ д/с №19 г. Благовещенск Амурской области.
Павлова Виктория Леонидовна, музыкальный руководитель МДОАУ д/с №19 г. Благовещенск Амурской области.
Фольклор - источник народной культуры в музыкальном развитии дошкольника
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности, духовности не считаются важными. Стоит отметить, что многие современные воспитательно-образовательные инициативы направлены на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с этим процессом должно идти духовно-нравственное воспитание, в основе которого – развитие личности. Именно поэтому, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Фольклорные произведения русского народа помогают приобщать ребёнка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, и они позволяют ребёнку поверить в добро, в красоту нашего мира.
«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией».
В. В. Путин. Послание Федеральному собранию. 12.12.2012 года.
В нашем дошкольном учреждении развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника. В музыкально - воспитательной работе используются русские народные песни, игры, танцы. Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии.
Через фольклор можно решать следующие воспитательные задачи:
слайд 2 ? Развитие творческих способностей дошкольников; ? Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора; ? Знакомство детей с традициями и образами русского народа; ? Развитие эмоционального восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности; ? Расширение представлений детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа; ? Расширение диапазона детского голоса, развитие вокально-хоровых навыков, чистоты интонирования средствами народного фольклора; ? Воспитание эстетических чувств; ? Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству.
Работу по ознакомлению с фольклором в детском саду условно можно разделить на несколько направлений: слайд 3
? Слушание народной музыки, песен; ? Знакомство с музыкальными играми и хороводами; ? Знакомство с народными музыкальными инструментами; ? Знакомство с традициями и обрядами русского народа. Что же относится к детскому фольклору?
Детский фольклор делится на несколько групп: слайд 4
? «Поэзия пестования» ? Календарный ? Игровой ? Дидактический ? Песенный слайд 5
«Поэзия пестования» («материнская поэзия»)
В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся: Колыбельные песни;
Пестушки– короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Потягушки-потягунушки, Поперёк-толстунушки, А в ножки - ходунушки, А в ручки - хватунушки, А в роток - говорок, А в голову - разумок.
Таким образом, пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку.
Потешки – песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. Сорока-белобока кашу варила, деток кормила…
Иногда потешки только развлекают (как приведенная выше), а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире.
Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.
Дили-дили-дили-дон, загорелся кошкин дом. Кошка выскочила, глаза выпучила… слайд 6
Календарный детский фольклор.
Заклички(«закликать» - «звать, просить, приглашать, обращаться») – обращения к солнцу, радуге, дождю, слова которых выкрикиваются хором нараспев. Радуга-дуга, не давай дождя, Давай солнышка-колоколнышка.
Приговорки – обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам), произносимые каждым ребенком поодиночке.
Божья коровка, улети на небко, Там твои детки кушают конфетки.
Игровой детский фольклор. слайд 7
Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия. «Да» и «нет» не говорите, Чёрно с белым не носите,
Жеребьёвая сговорка – рифмованное обращение к «маткам», с целью разделения на команды. Наливное яблочко или золотое блюдечко?
Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Считалками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап.
Дразнилка – рифмованное прибавление к имени. Мишка-кубышка, около уха - шишка.
Поддёвка – малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов. Скажи двести. Двести. Голова в тесте!
Небылицы-перевертыши, нелепицы. Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки Лают ворота.
Дидактический фольклор. слайд 8
Цель дидактического детского фольклора – воспитание и развитие детей, передача им накопленного опыта, вооружение знаниями, необходимыми для взрослой жизни. Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз. Значение скороговорок – постановка четкой дикции.
Загадка
Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую.
Волков бояться – в лес не ходить. слайд 9
Песенный фольклор. Хороводные и игровые песни.(«На горе-то лён, а во поле мак», «На горе-то калина»,). Плясовые песни («Я с комариком плясала», «Пойду ль я, выйду ль я да», «Ах вы, сени», и др.) Русская песня - это то, что вдохновляет меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Простота и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пяти тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствуют первым успехам в развитии певческих интонаций детей. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.
Таким образом, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, весна–красна). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют попевки, прибаутки, песни «Сорока», «Зайка», «Бай, качи, качи», « Барашеньки-крутороженьки», «Во кузнице», «На горе-то калина» и другие. Детский фольклор — это синтез поэтического народного слова и движения. На музыке дети знакомятся и с движением русской пляски, хороводным, дробным, шагом с притопом, ковырялочкой, и др. После того как дети усвоили эти движения, они включаются в пляски, хороводы, игры. В играх используются игровые зачины, т.е. водящего выбираем по считалочке. Дети это делают с большим удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: « Ходит Ваня», «Гори ясно», «Курочки и петушок» «Ой, летали птички» и т. д. То есть, дети, участвуя в играх, осваивают их и все, что с ними связано (считалки, скороговорки и т.д.), а потом уже включаются и в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок.
Работая с детьми над музыкально - ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например: « Ах вы сени», « Как у наших у ворот», «Пойду ль выйду ль я», «Ах ты береза, « Я рассею свое горе». Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания. Конечно же, вся работа по музыкальному развитию детей средствами фольклора проходит в тесном контакте с воспитателями: слайд 10
во время НОД; в процессе музыкальных развлечений, праздников; во время режимных моментов (на зарядке; во время умывания «Водичка, умой мое личико», на прогулке, при укладывании детей на сон и т.д. ) Все это благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку. слайд 11
Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями. Здесь на помощь нам приходят праздники и развлечения. Цель всего нашего коллектива - сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка. Музыкально - фольклорный материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства через песни, танцы, стихи, прибаутки. Основу музыкального репертуара составляет музыка для детей, фольклор, русская классика. Используется в аудиозаписи современная музыка, доступная для восприятия детям. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы - прекрасный материал для эмоционально — эстетического и нравственного воспитания детей. Какие же народные праздники мы отмечаем в нашем детском саду? «Осенняя ярмарка», «Новый год», «Проводы зимы», «Масленница». Народные праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. И тогда русская песня, русское поэтическое слово станут близкими детям и любимыми ими, будут способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в музыкальном воспитании ребенка дошкольника. Павлова Виктория Леонидовна, музыкальный руководитель МДОАУ д/с №19 г. Благовещенск Амурской области.
|