В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики.
Устное народное творчество и традиции народа особенно значимы в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Фольклор — одно из действенных и ярких средств, имеющий огромные
дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями
обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор — действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей [17, с. 28].
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами — в этом ключ к тайнам детского художественного творчества.
Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.
Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой» [8, с.51].
Еще К.Д. Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что "язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое". Развивая идеи К.Д. Ушинского, видный педагог В.Н. Сорока — Росинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, коей является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его. Подтверждением тому служат слова Г.Н. Волкова: "Многогранное развитие способностей на основе активного освоения целостной культуры — вот единственный путь к творческим свершениям"[9, с.38].
Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и так далее, — это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Его значение, по мнению Д.С. Лихачева, определяется прежде всего тем, какая в него заложена память [14, с.67]. Народное творчество в соответствии с идеей социального наследования психики и культурно-исторической теорией Л.С. Выготского можно рассматривать как систему социального наследования, что доказано диссертационным исследованием Н.Н. Палагиной [18, с.21]. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью.
Это, по мнению В.П. Силина, делает народное искусство "универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей"[14, с.72]. Поэтому многие педагоги обращались к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста (Е. Н. Водовозова, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флерина и другие).
Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Народное искусство лежит корнями глубоко в древности. Его произведения создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа, которые в основе своей имеют единство взглядов на мир. Д.С. Лихачев так говорит об этом: "Народное искусство (фольклор) создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делал народ, единое представление о красоте. Здесь нет разноречий. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то, и другое, как броней, защищало народное "искусство от безвкусицы"[14, с.57].
Словесное творчество народа, являясь видом народного искусства, изначально связано с трудовой деятельностью человека и представляет одновременно материальную и духовную культуру. Устное народное творчество сохраняет в своей основе мифо – поэтическое чувство мира. Поэтому его невозможно рассматривать отдельно, вне связи с другими
видами народного искусства (музыкальным фольклором, декоративно-прикладным) и тем более отдавать предпочтение какому-либо жанру устного народного творчества. Используя словесное творчество народа в воспитательно — образовательной работе с детьми дошкольного возраста, необходимо применять не один — два жанра, как часто бывает в дошкольном учреждении, а как можно шире, комплексно. Причем чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности, насколько это возможно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ (ред. от 02. 03. 2016) «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] // СЗ РФ. – 2012. — № 53 (ч. 1), ст. 7598.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) [зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.] [Текст] // «РГ» — Федеральный выпуск № 6241.
- Программа «От рождения до школы» [Текст] / под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: Мозаика-Пресс, 2013. – 348 с.
- Аксарина Н.М. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста [Текст]/ Н. М. Аксарина. – М.: Педагогика, 2014. – 221 с.
- Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. – М.: Дет. Лит., 2012.
- Арановская -Дубовис, Д.М. Идеи А.В. Запорожца о развитии личности дошкольника / Д.М. Арановская-Дубовис, Е.В. Заика // Вопросы психологии: Издается с января 1955 года / Е.В. Щедрина. – 1995. – №5 сентябрь-октябрь 1995. – с. 87-100.
- Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. — М.: Владос, 2003. — 233 с.
- Виноградов Г.С. Этнокультура детства: традиционный и современный мир детства: Материалы научно-практической конференции, посвященной 125-летию Г. С. Виноградова ( «Виноградовские чтения») / Ответственный редактор С. В. Григорьев. – М.: МГДД (Ю) Т, 2015 – 108 с.
- Волков Г.Н. Этнопедагогика [Текст]: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. — М.: Издательский центр «Академия», 2011 — 168 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. [Текст]/ Л. С. Выготский. — М.: Лабиринт, 2009. — 352 с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — СПб.: Детство-Пресс, 2007. — 471 с.
- Гербова В. В. Конспекты занятий по развитию речи у детей 2-4 лет. Методическое пособие, Издательство: Владос, 2017. – 32с.
- Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор: Учеб. пособие. — М.: Флинта, 2002. — 320 с.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской — М.: ВЛАДОС, 2008. — 680 с.
- Никулина Л. А. Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании личности/ Л. А. Никулина, Т. А. Мирошникова // Молодой ученый. — 2014 — №4. — С.1051-1052.
- Новоселова С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте. Журн. «Советы психолога». — М., — 2005. — № 3. — с. 247—248.
- Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: методическое пособие / Л. Н. Павлова. — Москва: Мозаика-Синтез, 2014. — 163, [6] с.
- Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 288 с.
|