Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
- Знакомство детей друг с другом.
- Развитие коммуникативной сферы детей. Развитие навыков вербального и невербального общения.
- Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, речи, воображения и творческих способностей.
- Развитие мелкой мускулатуры руки.
- Развитие произвольности психических процессов (умение слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры).
- Формирование и закрепление двигательных умений.
- Формирование позитивной мотивации к обучению.
Оборудование: мячик, волшебный шар, мягкая игрушка Еж, картинки зверят, бумага, пластилин, карточки с буквами, музыкальное сопровождение.
Технологии арт — действа в рамках арт — аналогии "Путешествие в Лесную школу"
I. Начало занятия.
Приветствие. Разогрев. Игра.
1. Приветствие. Игра «Давайте поздороваемся».
Цель: знакомство.
Модальность воображения: движение.
Содержание игры и арт — действа: знакомство с пространством (разные качества движения, прикосновение разными частями тела).
Игра проводится в кругу.
Психолог: «Давайте поздороваемся частями тела: ручками, плечиками, локтями, ножками, спинками, носиками»
2. Игра «Я сегодня вот какой!»
Цель: синхронизация группы.
Модальность воображения: движение, слово.
Содержание игры и арт — действа: имя — выразительное движение (повторение движения участника группы, показывающего движение) (темп)).
Психолог: «Дети мы сегодня отправляемся в путешествие в Лесную школу, где учатся зверята: зайчонок, бельчонок, лисенок, медвежонок, волчонок. Какими же мы туда отправимся? Давайте мы покажем, поиграв в игру «Я сегодня вот какой!»»
Каждый ребенок называет свое имя, произносит слова: «Я сегодня вот какой!» и показывает движение. Все остальные дети произносят, например: "Маша сегодня вот такая" и показывают такое же движение, какое показала Маша.
3. Игра «Поезд».
Цель: синхронизация группы.
Модальность воображения: ритм, движение, звук.
Содержание игры и арт — действа: следовать за... (движение за идущим впереди (темп, ритм).
Психолог: «А в Лесную школу мы отправимся на поезде. Я буду паровозом, а вы — вагончиками.»
Паровоз двигается ритмично, с песенкой, останавливается на каждой станции — у вагонов, собирая детей в поезд. Поезд ездит в разном темпе с ритмичными движениями и проговариванием звуков "чух — чух", "ту-ту-ту": тише — медленнее, громче -быстрее. Каждый последний в поезде ребенок во время остановки спрашивает, обращаясь к ребенку, около которого остановились: "Как называется станция?" Тот отвечает (называет свое имя), и его приглашают сесть в поезд. Все вместе дают гудок к отправлению: "Ту-у-у." Одновременно выполняют движение рукой, согнутой в локте, сверху вниз. Поезд прибывает на лесную поляну.
4. Дыхательное упражнение "Ветерок". (Упражнение показывается волшебным шаром)
Цель: синхронизация группы, мобилизация психофизической работоспособности ребенка.
Модальность воображения: звук.
Содержание игры и арт — действа: повторить звук за ведущим (темп).
Выполняется стоя, спина ровная, плечи слегка отведены назад, руки свободно опущены вдоль туловища.
Психолог: "В лесу у нас много деревьев, а на деревьях растут листочки. Ой, подул ветерок. Давайте поиграем с ветерком.
Дует легкий ветерок
(вдох спокойный глубокий через нос)
И качает так листок: ш-ш-ш.
(плавный выдох через рот с одновременным произнесением звука [ш].
Дует сильный ветерок
(вдох спокойный глубокий через нос)
И качает так листок: а-ф-ф.
(плавный выдох через рот с одновременным произнесением звука [ф].
Психолог: "Дети, на лесной полянке с вами хотят поиграть зверята. Давайте вместе поиграем."
5. Игра "Передай мяч".
Цель: групповое взаимодействие.
Модальность воображения: движение, слово.
Содержание игры и арт-действа: развитие внимательности, ловкости, быстроты реакции, передача мяча по кругу с одновременным произнесением слов (темп).
Играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. В руках у психолога мяч. По команде психолога: «Начинай!» дети передают мяч по кругу, при этом четко произнося:
Ты беги веселый мячик,
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый мячик,
Тот подпрыгивает сам!
Тот, у кого на слово "сам" оказывается мяч, начинает подпрыгивать, а дети сопровождают его прыжки словами: «Раз, два, три!»
Игра повторяется, мяч передается по кругу дальше. Для усложнения игры можно предложить детям, передавая мяч, шагать на месте и проговаривать слова.
6. Игра «Ровным кругом».
Цель: групповое взаимодействие.
Модальность воображения: ритм, движение, слово.
Содержание игры и арт-действа: движение по кругу, меняя направление, произношение слов и повторение движения участника группы (темп).
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, произнося стихотворение:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг:
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так!
С окончанием слов дети останавливаются и повторяют движение, которое показывает психолог, например, повернуться, присесть и др. Игра продолжается и каждый ребенок показывает свое движение.
II. Основная часть. Выразительная деятельность. Творчество.
Встреча с учителем Ежом в Лесной школе и творчество детей.
Цель: отреагирование эмоций, синхронизация группы.
Модальность воображения: звук. образ (лепка из пластилина),
Содержание игры и арт — действа: индивидуальное звучание, лепка, визуализация, создание образа.
Психолог: «Дети, вот мы и пришли в Лесную школу. Где нас встречает учитель Еж.»
Учитель Еж здоровается с детьми.
Психолог: «Учитель Еж хочет познакомиться с каждым из вас. Он хотел прочитать ваши имена, но у него потерялись очки и поэтому учитель Еж предлагает произнести ваше имя и первый звук вашего имени. С какой буквы начинается ваше имя
Дети называют свое имя и первый звук своего имени. Если этот звук поется, то можно его пропеть, например, Оля — о-о-о.
Учитель Еж предлагает вам слепить эту букву из пластилина на бумаге.
Психолог раздает листочки:" Выбирайте тот лист, который вам нравится. Берем пластилин и начинаем лепить букву, используя разные цвета, чтобы красивая буква получилась. Используем разные формы лепки: жгутики, шарики и т. д.»
III. Завершение. Показ работ.
Цель: групповое взаимодействие.
Модальность воображения: темп, движение, звук, образ (буквы из пластилина), слово.
Содержание игры и арт — действа: индивидуальное звучание, работа в парах, в малых группах. изготовление картины из букв.
Дети стоят в кругу и показывают получившиеся картины из букв.
Психолог: «Давайте произнесем какие буквы у нас получились.» Дети называют звуки.
Психолог: «А какие звуки у нас поются?» (гласные).
Сделайте один шаг вперед у кого картины с гласными буквами. Их можно петь. Давайте пропоем. Встаем на свои места.
Сделайте два шага вперед у кого согласные буквы. Их можно произнести.» Произносят согласные звуки и встают на свои места.
Игра «Менялки.»
Местами меняются гласные буквы, потом — согласные буквы, все буквы меняются.
Психолог: «Картины с согласными и гласными создаем слог, находим себе пару. Каждая пара произносит получившийся слог — сначала медленно, потом быстро.»
Потом составляем слова. Произносим получившиеся слова сначала медленно, потом быстро.
Подведение итогов. Рефлексия. Обратная связь от участников.
Психолог: «Учителю Ежу очень понравилось какие слова вы составили и как играли, но пришло время попрощаться. Учитель Еж хочет узнать, что вам больше всего понравилось или что-то для вас было трудно выполнять.»
Дети стоят в кругу. Игрушка Еж передается по кругу и каждый ребенок говорит, что ему понравилось.
Прощание.
Все встают в круг. Психолог держит на ладони вытянутой руки мяч. Участники поочередно накрывают одной ладошкой и все хором говорят: "До свидания, до следующей встречи".
Психолог: «Всем спасибо. До свидания.»
|