Инструкторы по физической культуре МБДОУ «Колокольчик» Морозова Анастасия Сергеевна
Физическое воспитание играет главную роль во всестороннем развитии современного дошкольника. Дошкольный возраст — это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств, формирования основ здорового образа жизни.
В детском организме заложены большие возможности для тренировок, а это дает возможность внедрять доступные детям элементы спорта в систему физического воспитания ДОУ. Ведь освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом. Футбол — спортивная игра. Динамичность, эмоциональность, разнообразие действий в различных ситуациях в футболе привлекают детей старшего дошкольного возраста, формируя интерес и увлеченность ею. Посредством разнообразных игр, игровых упражнений, заданий, эстафет дошкольники обучатся азам игры в футбол в условиях дошкольного учреждения, а также в секции футбола детско-юношеской спортивной школы.
Футбол — игра с мячом. В играх и действиях с мячом дошкольники совершенствуют навыки большинства основных движений. Вместе с тем игры с мячом — это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе игр дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забивании его в ворота, ударам по мячу ногой, ведении ногой, ударам по цели и на дальность с места и с разбега, но также и в ходьбе, беге, прыжках. Все эти движения дети выполняют в постоянно изменяющейся обстановке. А это способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры. Так как у них еще слабо развита способность к точным движениям, любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества.
Благодаря спортивным упражнениям дети овладевают техникой выполнения движений, отдельными тактическими комбинациями спортивной игры, требующей взаимодействия участников, выдержки, решительности, смелости. Посредством игр и игровых упражнений дети будут учиться управлять не только своими движениями, но и эмоциями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях.
Футбол — игра коллективная, а в играх коллективного характера нередко возникают конфликты, споры между детьми, разрешать которые дети будут учиться также в ходе игр. Игры и упражнения с мячом развивают навыки поведения ребенка в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.
Элементы спорта помогают значительно повысить функциональные возможности детского организма. Ведь двигательные навыки, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе, облегчают овладение более сложными движениями, позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. Развитие общей выносливости и физических качеств, таких как ловкость, быстрота, координация движений, двигательная реакция, ориентация в пространстве, обучение двигательным умениям и навыкам будут способствовать укреплению здоровья детей старшего дошкольного возраста в целом.
Возрастные особенности и физические возможности детей, специфика работы дошкольного учреждения определяют, как специфические методы обучения, так и форму проведения занятий по обучению детей игре в футбол. В зависимости от того, насколько будут учтены возрастные особенности и физические возможности дошкольников, упражнения могут давать различные результаты в оздоровительном, воспитательном и образовательном отношении.
МБДОУ «Колокольчик» осуществляет работу кружка «Футбол» для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), с комплектацией группы по 10 – 12 человек. Длительность занятий составляет 30 минут с периодичностью один раз в неделю. Основные задачи кружка: создать условия для усвоения первоначальных знаний в области мини футбола; укреплять здоровье детей дошкольного возраста за счет повышения их двигательной активности.
Цель занятий со спортивными играми в ДОУ — ознакомление детей с определенным видом игры и основами ее техники.
Задача обучения игре в футбол детей старшего дошкольного возраста заключается в том, чтобы, учитывая индивидуальные возрастные особенности ребенка, целенаправленно развивать и совершенствовать качества и способности в ходе выполнения заданий, требующих посильных физических и психических усилий.
Отличительная особенность обучения игре в футбол в дошкольном учреждении — это ее эмоциональная направленность. Ведь положительный эмоциональный тонус является важнейшей предпосылкой здоровья, предупреждает развитие различных заболеваний, а также поддерживает у детей интерес к физической культуре. Разнообразие игровых упражнений, подвижных игр увлекает детей настолько, что они иногда «забывают» о времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, дошкольники уходят с занятия с желанием продолжить его как можно скорее. Так формируются осознанный интерес и мотивация к занятиям не только футболом, но и физкультурой в целом.
Рекомендуемые подвижные игры
с элементами футбола.
Пробеги с мячом
Задачи. Научить передвижению с мячом. Развить быстроту передвижений.
Описание игры. Каждый играющий получает мяч становится с ним на одной стороне площадки. По сигналу инструктора все дружно устремляются вперед, отбивая мяч ногами, перебегают через площадку. Стараться при этом не отпускать мяч от себя далеко.
Варианты. Передвижение с мячом, оббегая по восьмерке лежащие на полу предметы.
Методические указания. Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание.
В парах
Задачи. Научить наносить удары по мячу разными способами и принимать его. Привить навыки групповых действий.
Описание игры. Дети становятся парами и перекатывают мяч друг другу. Побеждает пара, лучше всех выполняющая задание.
Варианты. Отбивать мяч то правой, то левой ногой.
Методические указания. Постепенно отдаляются дети друг от друга (до 5 м).
Задержи мяч
Задачи. Научить выполнять функции защитников и нападающих в футболе.
Описание игры. По кругу становятся нападающие, внутри круга — защитник. Если круг большой и в игре участвует много играющих, то могут быть 2-3 защитника. Нападающие быстро отбивают ногой друг другу мяч так, чтобы он катился по земле, а защитники стараются задержать его.
Методические указания. Если кому-нибудь из защитников это удается сделать, то он меняется местами с тем нападающим, который отбивал мяч последним.
Забей в ворота
Задачи. Научить ударам по воротам разными способами.
Описание игры. Флажками на шестах или другими метками обозначаются ворота (1-1, 2 м), 3-4 играющих становятся в 5 м от линии ворот, а двое располагаются за ней. По очереди каждый из стоящих перед линией ворот забивает в ворота 3 мяча. Находящиеся за линией ворот подбирают мячи и передают их следующему.
Варианты. Проводить игру, разделив детей на команды.
Методические указания. Игра повторяется несколько раз, дети по очереди то забивают, то задерживают мячи.
Научись владеть мячом
Описание игры.
- Подпрыгивая на одной ноге, подошвой другой катать мяч вперед, назад, в стороны.
- Проделывать то же, но поворачиваясь влево, вправо и кругом.
- Жонглировать мячом, подбивая его подъемом ноги.
- Попробовать подбивать мяч бедром (нога согнута, сначала мяч подкидывается руками).
Варианты. Упражняться в этих действиях многократно.
Методические указания. Разделить детей на команды и провести соревнование.
Список используемой литературы:
1. Желобкович, Е.Ф. Футбол в детском саду. Конспекты занятий/ Е.Ф. Желобкович. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 88 c.
|