Ананьева Е.В. учитель – дефектолог МКДОУ д/м 428
У детей с ЗПР наблюдается задержанный темп формирования мыслительных операций, что в дальнейшем отрицательно скажется на обучении в школе. Такому ребенку сложно будет осваивать общеобразовательную школьную программу. Поэтому очень важно, чтобы педагоги детского сада, а также родители, как можно раньше начали работать над развитием мышления у детей с ЗПР. В дошкольном детстве ведущей деятельностью для всестороннего развития ребенка является игровая деятельность. Поэтому в данной консультации представлена подборка игр направленных на развитие мышления у детей с ЗПР.
Мышление — это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы и операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).
Выделяют три вида мышления:
- наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)
- наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)
- словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)
№
|
Игра и ее содержание
|
Ведущие мыслительные
операции
|
|
1
|
Игра « Найди такую же игрушку»
Инструкция: детям предлагают найти одинаковые игрушки, среди предложенных (игрушки расставить в ряд). Найти одинаковые игрушки в группе. Нужно предложить детям объяснить, почему они думают, что игрушки одинаковые.
|
Сравнение
|
|
2
|
Игра «Чудесный мешочек»
Инструкция: В полотняный мешочек кладут несколько предметов. Например: 1 катушка, пуговица, резиновую игрушку,2 ложки. Ребёнку предлагается на ощупь определить, что это за вещи, описать их и подумать, есть ли среди них одинаковые.
|
Сравнение
|
|
3
|
Игра « Бабочка и цветок»
Инструкция: Бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их было не видно и никто не смог их поймать. Обращая внимание на то, что цвет бабочки и цветка совпадают.
|
Сравнение
|
|
4
4
|
Игра «Геометрическая мозаика»
Детям предлагается рассказать, из каких геометрических фигур составлено изображение, сколько их и какого цвета.
Затем выложить такие же картинки из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем усложняя задание: рядом с картинкой, а затем – по памяти.
|
Сравнение
|
|
5
|
Игра «Пирамидка» (большая)
Пирамидка-неваляшка с яркими колечками. Инструкция: необходимо нанизывать колечки на стержень в произвольном порядке, а потом – по возрастанию или убыванию их диаметра или по цвету.
|
Синтез
|
|
6
|
Игра «Почтовый ящик»
Перед ребенком ставят коробку с фигурами; фигуры вынимают. Педагог берет одну из фигур, показывает её основание.
Обводит соответствующую по форме прорезь и опускает в нее фигуру. Жестом предлагает продолжить работу ребенку.
Инструкция: « Опусти все фигуры в коробку».
|
Синтез
|
|
7
|
Игра «Что нарисовал художник»
Инструкция: Детям раздаются натуральные предметы, подобранные по лексическим темам (фрукты, овощи) либо в произвольном порядке. Каждый ребёнок рассказывает о предмете, выделяя его свойства и признаки. Первоначально предмет называется, затем перечисляются его признаки, дети отгадывают предмет.
|
Синтез
|
|
8
|
Игра «Что здесь лишнее?»
Ребенку предлагают предметные игрушки.
Инструкция: Внимательно посмотрите на четыре предметные игрушки и определи, какой предмет и почему является лишним.
|
Анализ
|
|
99
|
Игра «Чередование» Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
|
Анализ
|
|
9
10
|
Игра «Угадай по описанию» Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
|
Анализ
|
|
11
|
Игра «Отгадывание небылиц» Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.
|
Анализ
|
|
12
|
Игра «Нелепицы» Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.
|
Анализ
|
|
13
|
Игра «Слова наоборот» Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.
|
Анализ
|
|
14
|
Игра «Верно - ложь» Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.
Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.
|
Анализ
|
|
15
|
Игра «Пирамидка» (маленькая)
Пирамидка «пчелка» состоит из 3 деталей.
Инструкция: Посмотрите внимательно и подумайте, в каком порядке необходимо нанизывает колечки на стержень, для того чтобы появилась «пчелка».
|
Анализ
|
|
16
|
Игра «Светофор»
Педагог знакомит детей со светофором, показывает как загорается свет. Вспоминают на какой цвет, какие делают действия.
Инструкция: Внимательно смотрите, какой цвет у светофора, при каком цвете светофора нужно двигаться, приготовиться, идти.
|
Анализ
|
|
17
|
Игра «Разрезные картинки»
Игра, заключается в том, что ребенку предлагается собрать картинку из частей. Специальной подготовки материала для этой игры не требуется, можно разрезать на части открытки. Усложнять игру можно, разрезав картинку сначала на 3-4 части, затем 6-7 частей и т.д.
|
Анализ
|
|
18
|
Игра «Головоломки со спичками»
Возьмите несколько палочек или спичек и сложите из них схематическое изображение какого-нибудь предмета. После этого предложите ребенку мысленно переложить одну или несколько спичек так, чтобы превратить данное изображение в другое или как-то его изменить.
|
Анализ
|
|
19
|
Игры
«Пифагор»,
«Колумбово яйцо»,
«Вьетнамская игра»,
«Танграм»,
«Волшебный круг».
|
Анализ
|
|
20
|
Игра «Подбери узор»
На картинке с определенным узором вырезаны кусочки. Необходимо найти эти кусочки среди тех, что предложены ребенку.
Необходимо обратить внимание малыша на то, что не любые кусочки можно поместить на места вырезанных прямоугольников, а только те, которые соответствуют узору рисунка. Для этого нужно внимательно сравнить элементы узора на основном рисунке и вырезанных кусочках.
Игры данного типа усложняются за счет увеличения количества элементов, по которым следует проводить сравнение.
|
Анализ
|
|
21
|
Игра «Подбери нужный фрагмент»
Эта игра подобная предыдущей. Только здесь ребенку предлагаются картинки не с определенным узором, а сюжетные иллюстрации. На иллюстрациях тоже вырезаны кусочки. Необходимо найти эти кусочки среди тех, что предложены ребенку, и «отремонтировать» картинку.
|
Анализ
|
|
22
|
Игра «Кто, что любит?» Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".
|
Анализ
|
|
23
|
Игра « Зоопарк »
Педагог строит «зоопарк» и располагает в одном вагоне зверей, а в другом – птиц.
Инструкция: Посмотрите внимательно, подумайте и найдите дом для животных и дом для птиц. Расставьте всех по местам.
|
Обобщение
|
|
24
|
Игра «Назови одним словом» Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...
|
Обобщение
|
|
25
|
Игра «По грибы»
Педагог расставляет на полу грибы трех цветов (шляпки грибов красного, желтого, коричневого цвета), берет три корзинки - красного, желтого, коричневого цвета.
Инструкция: В корзинку нужно положить грибы такого цвета, какого цвета корзинки.
|
Обобщение
|
|
26
|
Игра «Четвертый лишний»
Приготовьте предметы или картинки, которые имеют отношение к таким группам, как игрушки, посуда, инструменты, рыбы, фрукты, овощи, ягоды, напитки, продукты, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, деревья, звери, птицы, электроприборы.
Выберите 4 картинки одной группы и одну картинку из любой другой группы. Расположите их в ряд на столе. Таким образом, получится, что основная часть картинок имеет один общий признак, который позволяет объединить их в одну группу. Одна картинка этого признака не имеет и потому отличается от остальных. Она является лишней. Ребенку необходимо внимательно рассмотреть все картинки, найти лишнюю и объяснить свое решение.
|
Обобщение
|
|
27
|
Лото «Цвет и форма»
Для закрепления знаний геометрических фигур детям раздаются карты с изображением геометрических фигур. Ведущий показывает маленькие карточки с предметами, похожими на определенные геометрические фигуры. Дети находят подходящие к своей геометрической фигуре предметы и выкладывают их на своих картах.
Для закрепления основных цветов и оттенков, используются цветные карты, где ребенок подбирает предметы соответствующего цвета.
|
Обобщение
|
|
28
|
Игра «Разложи предметы по местам»
Педагог расставляет предметы, дети рассматривают их.
Инструкция: Детям предлагается найти и поставить предмет, который похож на треугольник, назвать цвет предмета (например: пирамидка похожа на треугольник, красного цвета и т. д.).
|
Обобщение
|
|
29
|
Игра «Найди лишнюю картинку» Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.
|
Обобщение
|
|
30
|
Игра «Найди лишнее слово» Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним».
Примеры: Старый, дряхлый, маленький, ветхий; Храбрый, злой, смелый, отважный; Яблоко, слива, огурец, груша; Молоко, творог, сметана, хлеб; Час, минута, лето, секунда; Ложка, тарелка, кастрюля, сумка; Платье, свитер, шапка, рубашка; Мыло, метла, зубная паста, шампунь; Береза, дуб, сосна, земляника; Книга, телевизор, радио, магнитофон.
|
Обобщение
|
|
|