Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности

6 этапов обучения эмоциональной грамотности

Эмоции это важнейший аспект человеческой природы. Любые эмоции могут быть как полезными — позитивными и укреплять нашу личность, так и деструктивными — лишающими нас сил. Если вы можете осознавать свои телесные ощущения, т.е. умеете переводить свои телесные ощущения в эмоции, распознавать и определять что это за эмоция, называть ее и понимать причину этой эмоции (почувствованного чувства), а также умеете выражать эту эмоцию продуктивно – поздравляю, вы эмоционально грамотный человек! А точнее, это означает, что испытывая эмоции и обладая возможностью определять их характер и интенсивность, вы знаете, чем они вызваны. Эмоциональной грамоте можно и нужно обучаться! Зная и владея всеми тонкостями, вы становитесь искушенными знатоками и дегустаторами фактуры, запаха и послевкусия эмоций, как хороших, так и плохих и ваши рациональные навыки начинают работать согласованно с вашими эмоциональными навыками и производить те изменения, которые вы хотели бы внести в свою жизнь.

 

Способность испытывать эмоции является врожденной, в то же время наши эмоции претерпевают разительные перемены под воздействием жизненного опыта, особенно в детском возрасте, а также в результате установок, которые мы формируем по отношению к окружающим нас эмоциональным проявлениям. Мы можем достигнуть того или иного уровня эмоциональной грамотности в зависимости от следующих факторов: врожденных эмоциональных склонностей, раннего эмоционального опыта, семейного эмоционального климата и эмоциональной культуры, к которой мы принадлежим.

До сих пор ученые спорят по поводу того, сколько именно существует различных эмоций и их точная классификация нуждается в дальнейшем уточнении и разработке. На данный момент существует около десятка первичных эмоций: любовь, гнев, страх, робость, стыд, вина, гордость, печаль, надежда. И их можно разделить на позитивные и негативные. Большинство людей стремятся к первым (позитивным) и избегают вторых (негативных). Если вы одновременно испытываете несколько первичных эмоций, то это может вызвать в вас вторичные эмоциональные оттенки. Любовь может сопровождаться стыдом или гневом, или даже с ненавистью. Ревность является смешением таких эмоций как гнев, страх, стыд, любовь и сексуальное желание, и все это не поддается ни нашему пониманию, ни контролю. Данное смешение порождает непонятные переживания, что приводит к смятению и внутреннему хаосу. Уметь распознавать и определять что это за эмоция, назвать ее

И если мы не распознаем и не поймем причину этих эмоций, то последствия нашей эмоциональной безграмотности многочисленны. С одной стороны, когда эмоции не признаются, а подавляются, на поверхностном социальном уровне преобладают рациональность и логика. Межличностные взаимодействия кажутся «цивилизованными» и «взрослыми». Однако чуть скрытые этим покровом, эмоции продолжают существовать и дают о себе знать. Подавляемые, сдерживаемые эмоции искажают мышление и коммуникацию, порождают хаотическое поведение и могут вызывать физиологические симптомы, например, головную боль, боли в спине или желудке, а также такие хроническое заболевания, как астма, артрит, язвы, колиты и перенапряжение.

Обучиться эмоциональной грамотности можно!

Обучение требует от человека значительно большего, чем простое осознание эмоций. Оно требует действий в социальном контексте. Ориентируясь на эту цель, можно составить алгоритм, позволяющий развить эмоциональную грамотность. (Подробное описание обучения эмоциональной грамотности в книге «Эмоциональная Грамотность. Разум в сердце.» (Emotional Literacy; Intelligence with a Heart)).

  1. На первом этапе обучения честная коммуникация своих чувств требует атмосферы доверия и принятия. Чтобы продвинуться от эмоционального хаоса к интерактивности, необходимо сосредоточиться на том, что вы чувствуете и чего вы хотите.
  2. Обучение получать и раздавать поглаживания важная задача на втором этапе обучения. Позитивные поглаживания необходимое «питание» для всех людей, как взрослых, так и детей.
  3. Очень важно обмениваться эмоциональной информацией, т.е. сообщать людям (без осуждения или обвинений) о тех чувствах, которые они в вас вызывают и адекватно реагировать на то, что ваши действия вызывают определенные чувства в других людях.
  4. Необходимо исследовать мотивы, лежащие в основе человеческих действий, вызывающих у вас страхи и подозрения.
  5. Обучиться извиняться за свои действия и уметь просить прощение ведет к исправлению эмоциональных ошибок.
  6. Предательство является серьезным эмоциональным проступком. Важно раскаяться и попросить извинение.

Предложенные этапы обучения эмоциональной грамотности могут значительно способствовать формированию позитивной среды для выражения эмоций в любом кругу общения. По мере приобретения навыков использования этих техник они станут вашей второй натурой и вы утратите свою прежнюю неловкость в обращении с эмоциями. Эти техники просто станут частью вашей повседневной жизни, подобно чистке зубов, уборке листьев в саду или выгуливанию собаки. Войдя в привычку, они помогут вам вести более упорядоченную жизнь, в которой эмоции признаются и являются неотъемлемой частью повседневного существования. Желаю вам легкого обучения и отличных результатов!

Просмотров: 561
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Карелина Александра Николаевна. Открытое занятие «Чувства и эмоции. Мой гнев»
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Салмина Ольга Григорьевна Михальченко Екатерина Дмитриевна. Настенный лепбук «Наши эмоции и чувства»
  • Данилова Светлана Андреевна. Конспект НОД «Такие разные эмоции»
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Поморцева Ольга Александровна. Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога «Наши эмоции».
  • Станевич Ольга Мизахатовна. Эмоции в дошкольном детстве
  • Дубровская Татьяна Владимировна. ПРОЕКТ «СЛОВ НЕТ ОДНИ ЭМОЦИИ»
  • Пивнева Виктория Сергеевна. Лэпбук «Эмоции» для детей старшего дошкольного возраста
  • Кулешова Ольга Викторовна. «Волшебный мир театра: эмоции, творчество, развитие»
  • Мурсалимова Асель Сарсенбаевна. Открытое занятие театрального коллектива «Зеркало» - «Мимика, жесты, эмоции как выразительные средства актера»
  • Мищенко Инна Васильевна. Конспект совместной музыкально-творческой деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Эмоции и настроения в звуках Осени»
  • Золотухина Наталья. Коррекционно – развивающее занятие на развитие понимания эмоциональных состояний. Тема «В мире эмоций»
  • Крылова Любовь Федоровна. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКОЙ
  • Ковыляева Елена Алексеевна. Речевые игры для восприятия эмоциональной атмосферы театра
  • Насырова Светлана Анатольевна. Методическая разработка интегрированного занятия по психокоррекции эмоционального развития старших дошкольников на тему «Путешествие в страну эмоций»
  • Кулиш Надежда Николаевна. «Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня»
  • Владимирова Вероника. Создание эмоциональной среды для ребенка в ДОУ
  • Солодовникова Екатерина Сергеевна, Ващенко Наталья Леонидовна. Особенности эмоциональной сферы леворуких детей
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Пирогова Ирина Джемильевна. Формирование эмоциональной отзывчивости при слушании музыки с детьми раннего возраста
  • Касаткина Ирина Олеговна. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР
  • Лямина Наталья Михайловна. Развитие саморегуляции у дошкольников через различные сферы: двигательной, эмоциональной, сферы общения и поведения.
  • Анна Хмарун. Методы саморегуляции эмоциональной сферы
  • Хасанова Луиза Ахуновна. Развитие эмоциональной сферы у детей посредством музыкальных игр
  • Стенина Кристина Николаевна. Роль воспитателя в развитии эмоциональной сферы детей
  • ирина донскова. Развитие эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи
  • Абакарова Нюрсият Дагировна. Комплекс игр для развитие эмоциональной сферы
  • Копыл Ирина Викторовна. Развитие эмоциональной лексики в процессе речевой коммуникации детей.
  • Гроза Оксана Ивановна. «Коррекция эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами песочной терапии»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь