Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребёнком эмоционального состояния других людей зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения. Психологи считают, что перевод конкретно-чувственного понимания эмоциональных состояний на уровень осмысления возможен лишь при условии точной и полной их вербализации. Для диагностики и коррекции эмоционального развития детей наряду с другими параметрам эмоциональной характеристики важным является уровень передачи эмоционального состояния (своего и чужого) в речевом плане.
Важно отметить, что к 6-7 годам дети способны оценить не только внешние, но и внутренние качества литературных героев и персонажей детских книг и сказок. Однако, выразить своё отношение к внутренним качествам ребёнку гораздо труднее, чем к внешним. Дошкольнику легко отметить аккуратность, послушание, вежливость или проказливость героя и трудно рассказать о том, что он чувствует, о чём думает и почему поступает, так или иначе. При согласованности в общении. В детских контактах умение согласовывать мысли, чувства, действия делает сотрудничество устойчивым и радостным. Оно позволяет научить ребёнка конструктивным способам поведения, сделать этом эмоциональное отношение, собственное самочувствие опережают способность понять чувства других людей.
В некоторых случаях у детей можно наблюдать алекситимию. Это специфическое нарушение, которое состоит в неспособности выразить словами, рассказать о собственных эмоциональных переживаниях, а также в неумении распознавать и учитывать чувства других людей. У таких детей внутренние ощущения не дифференцированы, они не могут сказать ни о своём настроении, ни о самочувствии, ни о тех мотивах, которыми руководствуются в действиях. Общение со сверстниками для таких детей — тяжёлое испытание, часто они, не умея постоять за себя, становятся жертвами агрессии.
Способность выразить словом тонкие и сложные чувства, понять другого, выразить своё отношение к происходящему- основа для развития компетентным в межличностных отношениях. Специальное коррекционное обучение в этой области может стать важным и необходимым условием для развития процесса коммуникации детей.
Определены следующие направления работы:
- развитие чувства эмпатии, сочувствия, сопереживания;
- активизация эмоциональной лексики и введение в диалогическую и монологическую речь;
- обогащение событийной стороны игры путём анализа чувств и эмоциональных переживаний участников с использованием широкого спектра эмоциональной лексики.
Цель первого этапа – активизация эмоциональной лексики в процессе в формирования диалогической у детей с ОНР (3 уровень) старшего дошкольного возраста.
Работа по формированию диалогической речи у дошкольников с речевой патологией происходит на основе проведения индивидуальных и общих бесед по поводу прочитанных книг, просмотренных кинофильмов (мультфильмов), а также игр-драматизаций.
В процессе занятий дети учатся отвечать на вопросы и задавать их относительно предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими; поддерживать стремление рассказать о своих наблюдениях, переживаниях, используя эмоциональную лексику. Постепенно у дошкольников развиваются такие качества личности, как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям.
Большое значение придаётся речевому общению по поводу прочитанных книг, просмотренных фильмов. В процессе работы дети ОНР учатся: различать положительные и отрицательные качества персонажей литературных произведений; давать оценку поступкам, привычкам и поведению людей в разнообразных жизненных ситуациях; определять и сравнивать основные черты характера героев рассказов, сказок; находить у себя как положительные, так и отрицательные качества, поступки и привычки; выражать своё отношение делам и поступкам литературных персонажей. При этом дошкольники активно употребляют лексику, обозначающую эмоции и оценки. Особая роль отводится сказке, поскольку через неё ребёнок может узнать о добре и зле, силе и храбрости, трусости и предательстве. В сказках и историях повествуется об эмоциональных внутренних переживаниях, чувствах героев. Дети через восприятие и последующее обсуждение сказок учатся понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретать уверенность в них и в себе, при этом дошкольники как положительную, так и отрицательную эмоциональную лексику. С помощью сказки осуществляется механизм развития формирующейся личности. Они способствуют преодолению агрессии, грубости, тревоги, страха, неуверенности, робости у детей с речевой патологией. С их помощью формируются такие качества личности, как доброта, отзывчивость, уверенность, смелость, мужество, а также развивается умение справляться и преодолевать трудности, не унывать в сложных ситуациях.
На данном этом этапе большое значение уделяется играм – драматизациям. Руководство этой игрой начинается с подбора речевого материала, который соотносится с лексическим материалом по развитию речи в дошкольных учреждениях для детей с речевыми нарушениями. В играх — драматизациях используются костюмы, шапочки — маски, игрушки, фигурки различных видов театров. При повторении игры исполнители меняются, переставляются для того, чтобы дети изменяли направление движений, ориентировались в пространстве. Смена исполнителей необходима, и этим преследуется двоякая цель: потренировать каждого ребёнка в связной речи. В противном случае дошкольники могут привыкнуть к исполнению исключительно главных или только второстепенных ролей. В том случае, если ведущая роль даётся слабому ребёнку, которому трудно самому с ней справиться, ему помогает логопед. Это очень важно и для самого ребёнка, который сможет поверить в свои силы, а также и для других таких детей в группе.
До проведения игр-драматизаций детям читается или демонстрируется произведение и разучиваются роли. Затем с дошкольниками проводятся беседы, которые помогают им лучше разобраться в характерах героев произведения, оценить их действия и выразить своё отношение к происходящим событиям с применением эмоционального пласта лексики. С помощью игр – драматизаций можно воспитывать у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую деятельность. Готовят детей к общению в сложных ситуациях, связному и последовательному изложению мыслей, развивают внимание, зрительную ориентировку на собеседника. Данные методические приёмы позволяют не только количественно, но и качественно изменить уровень речевого общения дошкольников с речевой патологией; благотворно влиять на формирование эмотивности — отзывчивости и чувствительности к окружающему миру, переживаниям других людей; способствует развитию компетентности в межличностных отношениях между детьми с речевыми нарушениями.
|