Выполнила – Воспитатель МБОУ «Никитская СШ», структурное подразделение – детский сад Бобкова В.В.
Агрессия в психологии имеет определение как нападение, вербальное или физическое, всегда ярко эмоционально-негативно окрашенное, целенаправленное и жесткое.
Агрессией у людей часто называют действия или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету.
Скачать буклет
А.Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:
- Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица;
- Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
- Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
- Негативизм — оппозиционна манера в поведении от пасивногг сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
- Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
- Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют нанести тебе вред.
- Вербальная агрессия — выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов.
- Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Причины детской агрессии:
- Первая причина, которую необходимо исключить сразу, это заболевание ребенка психологического или физиологического характера. Здесь важно проконсультироваться со специалистом и пройти курс лечения.
- Другая причина детской агрессии – это средство психологической защиты. Многие взрослые в повседневной жизни пользуются нападением, как средством защиты их личных границ и интересов. Так и многие дети разного возраста точно так же используют этот способ.
- Еще одна причина детской агрессивности — это различные нарушения семейного воспитания. Чаще всего агрессивное поведение – следствие чрезмерно строгого, запугивающего воспитания, вседозволенности или применение к ребенку разных стилей воспитания у разных членов семьи.
- Очень часто агрессия у детей проявляется тогда, когда они не умеют выражать свои эмоции и чувства, особенно отрицательные.
- Отдельно следует рассмотреть такую причину, как отношения взрослых в семье. Агрессивное поведение родителей в отношениях между собой: оскорбления, крики, хамство, унижение друг друга — все это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребенка.
- Еще одна причина – это непоследовательность родителей в формировании нравственных ценностей, когда сегодня им удобны одни нормы в поведении ребенка, а завтра другие.
- И, наконец, нередкая причина обращений по поводу детской агрессивности – это те (довольно многочисленные) случаи, когда за агрессивность принимают что-то другое.
Коррекция детской агрессии
Совместная работа ребенка и родителей. Психолог, ребёнок и родители составляют малую группу, с которой проводятся сеансы терапии. Специалисту необходимо соблюдать нейтралитет, который должен быть не сдержанным и эмоционально холодным, а тёплым, эмпатическим.
Занятия с маленькими детьми (3 – 10 лет) чаще поводятся в форме игротерапии. Для более старших детей (7 – 10 лет) чаще используется психодрама. Разыгрываются сюжеты, предложенные ребёнком, сцены из реальной жизни семьи, которые предлагают родители или психолог. Успех семейной терапии достигается благодаря:
- осознанию родителями причин агрессивного поведения ребёнка,
- паритетному участию всех членов семьи в психокоррекции,
- выполнению рекомендаций психолога,
- соблюдению мира в семье в период проведения коррекционных мероприятий,
- сочетанию семейной терапии с индивидуальной и групповой формами помощи.
Индивидуальная работа с агрессивными детьми. При коррекции агрессивных форм поведения используются различные методы по следующим направлениям:
- игра (очень часто используется в работе с младшими детьми),
- изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (при установлении связи между агрессивным поведением ребёнка и его ближайшим окружением),
- творческое самовыражение (занятия различными видами творческой деятельности),
- сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа),
- сублимирование агрессии в спорт,
- участие в тренинговой группе.
При проведении данной формы работы у психолога есть возможность более тщательно изучить причины возникновения агрессивных особенностей ребёнка, оказать ему помощь в коррекции индивидуальных проблем в эмоционально-волевой и личностной сферах.
|