Васильева Дарья Александровна Магистрантка 1 курса Психолого-педагогического образования
Аннотация: Эта статья посвящена главным проблемам подходов к определению сущности и специфики проявления агрессии и агрессивности у детей дошкольного возраста, как свойства личности, создания путей профилактики агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова: агрессивность, агрессия, профилактика, агрессивное поведения, агрессивные действия.
Проявление агрессии и склонность к агрессивности детьми становится проблемой не только близкого окружения ребенка, но так же и для общества. В дошкольном возраста изучение коррекции агрессивного поведения и его профилактика носит большую ценность, потому что это черта находится в стадии становления до 10 лет и вмешательство разных специалистов, которые работают в одной связи может существенно повлиять на ее устранение. Этой проблемой занимаются специалисты разных областей и нельзя на это проявление смотреть однозначно, в психологии есть определения агрессивности и агрессии, эти термины подразумевают разнообразие действий [6; 512].
Ильин Е. П. описывает агрессию так: «это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому, не желающему подобного обращения, даже отвергающий его». «Агрессивность- это свойство личности, оно отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении конфликтной ситуации» [2; 160].
Однако не все авторы однозначно говорят о негативных проявлениях агрессивного поведения, В.Клайн говорил, что в агрессивности есть положительные черты, они необходимы для полной активной жизни. Какие черты как: инициатива, настойчивость, упорство, преодоление препятствий. Всему этими чертами обладает лидер.
Э.Фромм считал, что кроме разрушительной, отрицательной агрессия выполняет еще и положительную функцию. Агрессивному ребенку легче адаптироваться к новым ситуациям, коллективам. Агрессивный ребенок всегда получает базовые потребности [1; 129].
Есть два основных типа агрессивных проявлений:
- Целевая агрессия (агрессия осуществляется в качестве заранее спланированного акта, цель нанести вред или ущерб объекту). Ребенок, преподчитающий этот вид агрессии, не имеет друзей и знакомых, его бояться сверстники, родители при не правильном подходе, подавляют вспышки агрессии насильем. Этот ребенок не умеет общаться со сверстниками, способ контакта для него это крик, драка, в игре старается обращать на себя внимание. Такого ребенка обычно бояться сверстники, взрослые желая побыстрее от него избавиться исполняют его требования. Следовательно, агрессивное поведение становится для ребенка нормой и он не отдает себе отчета за свое поведение.
- Инструментальная агрессия (выступает в качестве достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом. В этом подходе ребенок может быть доброжелательным, иметь много друзей, родители замечают какой он ласковый и нежный. Такое поведение проявляется только когда ребенка «гладят по головке», т.е. жизненные обстоятельства происходят как нравится ему. Как только ребенок встречается со стрессовой ситуацией или обстоятельствами которые ему не нравятся (забрать игрушку), ребенка «как-будто подменили», он добивается свой цели негативными способами: физическими (удар, укус) или морально (истерит, топает, плачет) [4; 13].
Агрессия возникает из-за:
- привычек, характера;
- потребностей самого ребенка;
- отношение в семье.
Причины агрессии у детей дошкольного возраста:
- Ребенок получает мало внимания, его чувства никого не интересуют. Он мало беспокоиться о чувствах других людей. Этот ребенок копирует своих окружающих. Если родителям не интересен внутренний ми ребенка, они хотят дать ему желаемое, но им не интересно почему же возникла такая потребность, сам ребенок привык получает все быстрым способом, не анализируя своё поведение.
- Ребенок отказывается делиться чем-то с другими.
- Он взволнован новыми событиями в семье (развод родителей, новый член семьи, выход мамы из декретного отпуска).
- Он проводит много времени за компьютером, телевизором
- Его часто наказывают.
- Ребенок не может контролировать себя сам.
Как предупреждают детские психологии, агрессивное поведение начинает проявляться у детей в кризисный период 3 года [3; 200].
Ведь в самом деле, дети которые проявляют агрессию в детском саду не редкость. Это зависит не от воспитателей, неправильное воспитания, плохой наследственности, а от желания ребенка раздвинуть границы изведанного. Он пробует разное поведение по отношению к сверстникам, и смотрит на реакцию получения желаемого. Если рядом будет находится компетентный взрослый, он сможет легко скорректировать поведение ребенка. Можно побеседовать и обсудить ситуацию в любой момент. Если же ребенок предоставлен сам себе, то он очень скоро начнет делать сам выводы. Он пробует разные формы поведения для достижения желаемого. При этом действует самым коротким путем.
Помимо первого кризиса, естественно, агрессивное поведение детей проявляется и в более старшем возрасте (старший дошкольный и школьный возраст). Причиной является пример поведения самых близких людей [5; 12].
Мы видим, что проблема уже не том в каком возрасте ребенок начал проявлять агрессию, а в самих привычках, которые невозможно оставить дома. Они переносятся в месте, где общается ребенок с социумом. Ошибочно считать родителям, что виновато окружение ребенка в таком поведении. Где же такому научился ребенок? Ответ будет направлен к вам.
Методы и приемы работы с агрессивными дошкольниками:
1. Составление картины с кем хочет общаться ребенок в своей группе.
Различные виды контактирования с предпочитаемым другом, проговорить различные варианты.
2. Разговор с ребенком
Установка оказания помощи детям с неярком выраженной инструментальной агрессией.
3. Совместная игра
В игре можно смоделировать разные жизненные ситуации, нахождение выхода из нее, или похвала если есть необходимость проиграть ситуации еще раз для того, чтобы сделать правильный выбор.
4. Рисунок.
В рисовании дети показывают свой внутренний мир, свои переживания и радость. С помощью рисунка можно понять о ребенке то, что он не может сказать.
Можно полагать, что в дошкольном возрасте самое время предпринять определенные меры, для преодоления влечения к агрессивному поведению. Работа должна быть направлена на построение отношений родитель->ребенок, постараться понять корни проблемы. Построение и апробация такой коррекционной программы составляет дальнейшую задачу нашей работы [7; 54].
Список используемой литературы:
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2016. —129 с.
- Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2015. —160 с.
- Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. — СПб.: Речь, 2016. — 200 с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М.: Генезис, 2017. — 13 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М.: Академия, 2016. — 12 с.
- Осипова А.А. Общая Психокоррекция. — М.: ТЦ "Сфера", 2017. — 512 с.
- Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. — М.: АРКТИ, 2003. — 54 с.
|