Цель: обучение тому, как находить в себе скрытые особенности личности и использовать приемы для изменения в лучшую сторону; развитие способности понимания своего состояния и состояния других людей.
Данное тренинговое занятие проводилось с подростками, имеющими возбудимую и экзальтированную акцентуацию характера.
1. Ритуал приветствия.
Ведущий говорит, что традиционное взаимное приветствие на этом занятии мы проведем с обязательным использованием в начале фразы: «Здравствуйте, мне приятно тебе сказать...»
Участники вправе закончить беседу по своему усмотрению, но начало диалога должно быть именно таким. Необходимо найти несколько самых теплых слов для каждого человека. Подойти обязательно к каждому и непременно с улыбкой. Участникам объясняется, что диалог не должен затягиваться, ведь нужно отдать часть своего тепла другим. Участники не должны жалеть своей души, своего тепла, отдавая, они только приобретают!
Очень важно с какого упражнения начинается тренинговое занятие. Данное упражнение очень хорошо подходит на снятие агрессии. Оно поднимает настроение, делает участников добрее.
2. Упражнение «Я – подарок для человечества».
Ведущий говорит о том, что каждый человек — это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо любому из нас. Далее он предлагает участникам подумать, в чем состоит их исключительность уникальность, над тем, что они действительно, являются подарком для человечества.
Участникам необходимо аргументировать свое утверждение, например: «Я подарок для человечества, так как я...»
Это упражнение позволяет подросткам найти в себе скрытые особенности личности.
3. Упражнение «Письмо себе любимому».
Ведущий дает установку участникам:
- Сейчас вы напишете письмо самому близкому вам человеку. Кто самый близкий вам человек? (Участники занятия высказывают свои мнения.) Вы сами. Напишите письмо себе, любимому.
Далее ведущий задает вопрос: Кто хочет пересказать или зачитать свое письмо?
Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:
- с какими чувствами писали письма?
- важно, с какими чувствами, а не про что.
В этом упражнении стоит обратить внимание на то, как кто-то себя же и поучает, кто-то смотрит на себя снизу вверх, кто-то делится с собой теплом и нежностью, кто-то с собой на дружеской ноге, кто-то радуется себе, близкому, а кто-то тоскует по тому, каким он был когда-то.
4. Упражнение «Секрет».
Участникам предлагается попробовать отыскать в себе скрытые особенности. Сделать это необходимо следующим образом. Представить, что сумасшедший ученый создал робота — точную копию участников. Ваш двойник идентичен вам во всех деталях. Но поскольку он — орудие зла, вы не хотели бы, чтобы люди принимали его за вас.
Ведущий предлагает участникам ответить на следующие вопросы:
- Что в вас есть такого, что невозможно продублировать?
- Как люди, хорошо вас знающие, могли бы обнаружить подмену?
- Если есть кто-то, знающий ваши секреты, может ли он воспользоваться этим, чтобы идентифицировать вас?
- Вы открыли все секреты, но робот ухитрился воспроизвести все в точности. Какой самый важный секрет вы раскроете в последнюю очередь, чтобы хоть самому убедиться, что вы — это вы, а не ваша копия?
Отвечая, на эти вопросы подростки еще раз осознают свою уникальность свои особенности личности и используют различные приемы для изменения в лучшую сторону.
5. Упражнение «Восковая палочка».
Группа стоит в кругу близко друг к другу, выставив ладони на уровне груди внутрь круга. Руки согнуты в локтях. Участник в центре круга — «восковая палочка». Его ноги «прибиты» к полу, а костей у него нет. «Палочка», закрыв глаза, качается, группа мягко перепасовывает ее от одного члена группы к другому.
Это упражнение может быть использовано как тест на групповую сплоченность, индивидуальную агрессивность, тревожность и напряженность.
6. Упражнение «А ну-ка, почеши мне спину…»
Это упражнение направлено на опосредованное снятие агрессии, где сочетаются двигательная активность и возможность спроецировать имеющуюся агрессию, обиду на кого-то через заложенные в игре речевые формулы.
Все участники встают в круг и начинают отбивать определенный ритм правой ногой и щелкать пальцами правой руки, при этом повторяя следующие слова:
«А ну-ка, почеши мне спину- раз! А ну-ка, почеши мне спинку – два! А ну-ка, почеши мне спину – три! А ну-ка, почеши мне спину – четыре! А ну-ка, почеши мне спину – пять! А не такая я зараза, чтобы спину вам чесать!»
На каждый счет выбрасывается соответствующее количество пальцев, а на последнюю фразу все поворачиваются вокруг своей оси, шутливо крутя руками, как в танце.
Основными механизмами этого упражнения, как уже было отмечено выше, является проекция агрессии за счет слов, а так же двигательная активность. Упражнение начинается с невысокого темпа, затем слова повторяются все быстрее и быстрее, пока участники не устанут.
7. Упражнение «Автопилот».
Это упражнение помогает подросткам еще лучше разобраться в себе и настроиться на радостную и продуктивную жизнь в дальнейшем.
Участники должны записать не менее десяти фраз-установок типа: «Я умный!», «Я сильный!», «Я обаятельная!», «Я красивая!» и т. п.
Естественно, эти установки должны относиться непосредственно к самим участникам, отражать их жизненные цели и стремление стать именно таким.
Ведущий объясняет, что отнестись к этому упражнению следует серьезно, так как жизнь человека во многом определяется именно тем, что он о себе думает, что он чаще всего себе говорит. Ни в коем случае нельзя писать фраз, подчеркивающих ваши слабости и недостатки. Это должна быть оптимистическая программа будущего, своеобразный автопилот, который поможет в любых жизненных ситуациях.
8. Ритуал прощания.
Каждый участник по кругу должен пожелать что-то хорошее, приятное на будущее своему соседу.
|