- Немчинова Наталья Андреевна педагог-психолог
- Руссу Олеся Александровна учитель-логопед
ГБОУ СОШ № 10 СПДС «Ягодка»
Наиболее естественными и гармоничными для ребенка являются развитие и обучение, основанные на активизации и включении в работу двигательной сферы. Применение телесно-ориентированных техник в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями в развитии в контексте развивающих, коррекционных и психологических занятий в настоящее время является актуальной проблемой.
Популярность телесно-ориентированных техник в современном мире, несомненно, растет. Телесно-ориентированный подход привлекает возможностью непосредственной коммуникации с подсознанием с помощью языка тела, а также контроля эмоций.
В основе телесно-ориентированного подхода в работе с дошкольниками лежит принцип психофизического сопряжения, суть которого заключается в том, что применяемые средства двигательной активности позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере которые, в свою очередь, способствуют изменениям в психической сфере. Коррекция имеющихся нарушений требует комплексного подхода, поэтому психолог в нашем детском саду работает в тесной взаимосвязи со всеми специалистами. Нами были изучены и систематизированы методики многих авторов (Алябьевой У.А., Ганичевой И.В., Зуевой Т.Л., Касицыной М.А., Панфиловой М.А., Сиротюк А.Л. и др.). На их основе составлены комплексы игр и упражнений, которые применяют специалисты детского сада.
В работе активно используются подвижные и малоподвижные игры, игры с мячом, элементы психогимнастики, коррекционной ритмики, упражнения на координацию речи с движением, кинезиологические упражнения, приёмы самомассажа, дыхательные упражнения, растяжки, релаксационные упражнения и др.
Задача телесно-ориентированного подхода — распускание мышечных зажимов. Мышечные зажимы организуются в семи основных защитных сегментах, которые располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота, таза. Основным способом распускания мышечных зажимов на соответствующем уровне является предварительное максимальное напряжение мышц основных сегментов тела.
Когда человек переутомлён, уровень его энергии слишком низок и человек легко впадает в состояние перевозбуждения. Классический пример — возбуждённый и беспокойный ребёнок, который, несмотря на усталость, никак не может успокоиться. Нередко приходится видеть, как пытаясь успокоить расшалившегося ребёнка, родители или педагог усаживают его на стул, ограничивая тем самым его двигательную активность. Ребёнок в этом случае не может усидеть на месте. Взрослый может наказать ребенка, накричать на него. Тогда он взрывается плачем, что заставляет его дышать глубже и даёт ему энергию для расслабления. Поэтому для достижения расслабления необходимо уделять внимание технике дыхания.
Важным моментом социализации ребёнка является его способность контролировать телесные проявления и тесно связана с формированием основных черт психики. У ребёнка возникает ощущение возможности использовать своё тело как инструмент взаимодействия с окружающим миром. Он учится доверять своему телу, собственным впечатлениям, различать эмоции, усваивает приёмы самоконтроля.
Содержание и организационные формы занятий с использованием телесно-ориентированных техник определяются этапом работы и психологическим настроем детей. Количество, порядок и содержание игр не являются фиксированными и могут меняться. Игры могут быть в свободной форме или в виде стихотворения.
На начальных этапах ребенок обучается дифференцировать состояние напряжения/расслабления отдельных мышечных групп. Необходимо помнить, что при чрезмерно длительном напряжении могут возникать болевые ощущения, что является нормальным явлением. Об этом необходимо спокойно сказать ребенку. Допускается также более интенсивный контакт в области сегмента, чтобы дать ребенку возможность его почувствовать. Важно не торопить его, так как ребенок может в любой момент столкнуться с неприятным ощущением или переживанием.
Нельзя делать движения через силу и спешить. Чем спокойнее мы выполняем движения, тем больше вслушиваемся в свое тело и тем больше информации получаем. Тело необходимо слушать, мягко следуя за ним.
Следует помнить, что в отличие от взрослых (у которых все движения совершаются с перефирии, с мелких движений) у детей все начинается с большого движения. Лишь когда усвоено большое движение, можно переходить к более мелким.
Опыт показал, что целенаправленная проработка телесной сферы ребенка актуализирует ресурс развития и создает потенциал для дальнейшего стабильного и успешного освоения ребенком собственно когнитивных программ (психологических, педагогических, логопедических и т.д.).
И именно для решения таких проблем в первую очередь нужно использовать телесно-ориентированный подход. Он позволяет детям снять накопленное напряжение, а также научиться лучше понимать свое тело, а, следовательно, и эмоции. Телесно-ориентированный подход создает для тела ребенка такие условия, чтобы мышцы, которые были напряжены – смогли расслабиться, чтобы дыхание стало более равномерным и глубоким, чтобы он смог снять телесное и эмоциональное напряжение.
Примеры упражнений телесно-ориентированных техник
Упражнение «Пчела на носу»
Сморщить нос, стараясь двигать им в разные стороны.
Села на нос мне пчела, Не легка, не тяжела. Я руками не машу, Носом я ее толкну.
Я наморщил сильно нос, А когда его расслабил, То пчелы и след растаял.
Примечание. При выполнении упражнения в работу включаются многие мышцы лица.
Упражнение «Рот на замочке»
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот «на замочек», сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их.
У меня есть свой секрет, Не скажу его вам, нет (поджать губы). Ох, как сложно удержаться, Ничего не рассказав (4-5 секунд).
Губы все же я расслаблю, А секрет себе оставлю.
Упражнение «Лимон»
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем «бросить» лимон и расслабить руку.
Выполнить то же упражнение левой рукой. Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю Сок лимонный выжимаю.
И всю руку напрягаю Сок до капли выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, А руку расслабляю.
Упражнение «Палуба»
Представить себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. руки сцепить за спиной. Качнуло палубу — перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола),
Выпрямиться! Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох — выдох!
Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, А другую расслабляем.
Список литературы:
- Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми: М., 2004.
- Лоуэн А. Психология тела: Телесно-ориентированный биоэнергетический психоанализ: М., 1997.
- Николаева В. В., Арина А. Г. Клинико-психологические проблемы психологии телесности. // Психологический журнал, 2003, том 24, № 1, С 119—126.
- Сандомирский М. Е. Психокоррекция и личностный рост: телесно-интегративный подход // Институт Психотерапии и Клинической Психологии
|