Автор:
Уханова Л.Н. МБДОУ «Детский сад № 3 компенсирующего вида» г.Сосногорска
Special exercises in working with children with speech disorders kinesiology, kinesiology exercise, kinesiology training, complex movements, speech development
Название «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис» (kinesis), что означает «движение» и «логос» (logos) — «наука» Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Скачать конспект
Самый благоприятный период для интеллектуального, речевого развития — это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована Кинезиологические упражнения — это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Работы ученых доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Основная цель кинезиологии:
Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачами являются:
- Развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий
- Развитие мелкой моторики
- Развитие способностей
- Развитие ВПФ
- Развитие речевой активности
- Предупреждение нарушений устной и письменной речи.
Польза кинезиологических упражнений: повышают стрессоустойчивость улучшают мыслительную деятельность, внимание и память синхронизируют работу полушарий формируют пространственные представления развивают речь, а также мелкую и крупную моторику снижают утомляемость повышают способность к произвольному контролю гармонизируют работу головного мозга облегчают процесс чтения и письма Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия: занятия проводятся ежедневно, без пропусков занятия проводятся в доброжелательной обстановке от детей требуется точное выполнение движений и приёмов упражнения проводятся стоя или сидя за столом алгоритм проведения любого занятия должен включать набор упражнений, активизирующих работу разных полушарий и развивающих их взаимодействия Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность. Продолжительность комплекса упражнений может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день, в зависимости от возраста.
Упражнения проводятся по специально разработанному комплексу, в который включены:
- Растяжки
- Дыхательные упражнения
- Глазодвигательные упражнения
- Телесные упражнения
- Упражнения для развития мелкой моторики
- Упражнения на релаксацию
- Массаж пальцев рук и ушных раковин
В работе учителя-логопеда особое значение уделяется работе с кистями рук, поскольку кинезиологическая тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что особенно важно с нейропсихологической точки зрения, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга
Кинезиологические упражнения
Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Кулак—ребро—ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений по 8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами ( «кулак—ребро—ладонь»), произнося их вслух или про себя.
Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Регулярное выполнение кинезиологических упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а главное способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников. Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.
Список литературы
- Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. –М: ТЦ Сфера, 2001г.
- Любимова В. «Кинезиология или природная мудрость тела», «Невский проспект», Санкт – Петербург, 2005г.
- Деннисон П, Деннисон Г «Программа «Гимнастика ума». пер. С.М. Масгутовой, Москва, 1997г.
|