М.А. Костова, воспитатель МБДОУ № 104, г.Томск
В педагогической практике все чаще встречаются дети, у которых отсутствует интерес к образовательной деятельности, к совместным мероприятиям воспитателя и детей, которые не хотят рассуждать, наблюдать и т.д. Очень часто перед воспитателем встают вопросы: «Как обеспечить одновременно эффективность и увлекательность образовательного мероприятия?».
Поэтому считаю важнейшим условием повышения эффективности педагогической работы с детьми дошкольного возраста, являются не расширение образовательных задач, а разработка инновационных педагогических технологий, необходимых для повышения мотивации к обучению, улучшения сотрудничества ребенка и педагога, для самостоятельного овладения детьми знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
В условиях введения ФГОС дошкольного образования каждый воспитатель ищет инновационные подходы и методы для более эффективной своей работы. В век информационного бума педагогу необходимо постоянно обновлять свои знания, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования.
Результатом моего поиска инновационных подходов для своей педагогической деятельности стало создание «перфокарт».
Перфокарта – это индивидуальная ламинированная карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. При работе с перфокартами можно использовать разные варианты: 1.Чистый лист подкладывается под «перфокарту», а ребенок, выполняя задание, проводит линии, вписывая ответ. 2.Педагог заранее подкладывает под «перфокарту» лист бумаги с неправильно выполненным заданием, а ребенок ищет ошибки.
Дидактические пособия на основе принципа перфокарт могут использоваться педагогами в рамках НОД на подгрупповых и индивидуальных занятиях, в рамках образовательной деятельности в режимных моментах, а так же дошкольниками в самостоятельной деятельности в детском саду и дома.
Перфокарты являются одним из видов наглядных моделей, предназначенные для сравнения предметов, их классификации, соотнесение предмета по внешним и внутренним логическим признакам. Наглядное моделирование ставит ребенка в активную позицию, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, способствует развитию наглядно-образного и понятийного мышления. Использование перфокарт удобно для закрепления пройденного материала в любой образовательной области. Дети воспринимают работу с ними как игру, что значительно повышает эффективность проведения занятий. Ведь педагоги и психологи давно пришли к мнению, что знания и умения, приобретенные в игровой деятельности, более прочные, устойчивые и осознанные. В отличие от простых карточек с заданиями, перфокарты могут использоваться многократно, так как задания выполняются с помощью фломастера, линии которого легко удаляются губкой. С помощью многократного проведения «дорожек» можно автоматизировать графический навык дошкольника. Ребенок получает возможность действовать самостоятельно, выполняя работу в своем темпе. После завершения работы ребенок может выполнить самопроверку задания, либо дети могут проверить задания друг друга, т.е. произвести взаимопроверку, а если потребуется оказать взаимопомощь.
В работе со старшими дошкольниками я использовала дидактические игры с перфокартами по обучению грамоте, ФЭМП — "Найди место звука в слове", "Подбери звуковую схему", "Определи первую букву в слове", "Сравни числа", "Числовой домик", "Реши пример", «Соседи числа» и др.
После работы с готовыми перфокартами ребята подготовительной группы по собственной инициативе самостоятельно изготовили свои перфокарты. Они обменивались мнениями, информацией, проявляли собственную фантазию, были заинтересованы и включены в активную работу со сверстниками. Работали самостоятельно и в команде. В ходе работы была создана атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. На следующем этапе ребята обменивались своими "перфокартами" и выполняли задания, помогали друг другу.
Считаю использование данного подхода в работе с детьми очень успешным, благодаря повышению уровня познавательной активности.
Использование дидактических пособий на основе принципа перфокарт в работе с дошкольниками позволяет закрепить и отработать полученные знания, способствует развитию творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. У педагога появляется возможность выявить: индивидуальные способности в поведении и характере детей; эффективность "перфокарт" для использования детьми в самостоятельной игровой деятельности и правильности в организации индивидуальной работы с ними.
Важно помнить, что весь педагогический процесс должен способствовать удовлетворению потребностей ребенка.
Литература:
1. Панова Е.Н. Дидактические игры- занятия в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Е.Н. Панова. — Воронеж: Учитель, 2006.
|