Гулевич Екатерина Николаевна. Конспект сообщения на педагогическом совете «Тревожность у детей дошкольного возраста»

Конспект сообщения на педагогическом совете «Тревожность у детей дошкольного возраста»

Составитель: воспитатель Гулевич Е.Н.

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и тогда, когда повода для беспокойства нет.

Тревожные дети – это, как правило, дети с неустойчивой самооценкой, неуверенные в себе. Такие дети постоянно испытывают чувство страха, что в свою очередь приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих. Отличаются примерным поведением дома и в детском саду. Стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей — не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей иногда считают скромными или застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер — ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

 

У тревожного ребенка со временем могут развиться невротические черты. Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышено внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них — все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегание лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Симптомы тревожности у ребенка.

  • Быстро утомляется от любого вида деятельности, устает от всего нового.
  • Если ребенок болел несколько недель и не посещал детский сад, то потом он не хочет туда идти.
  • Ему трудно сосредоточиться на чём-то.
  • Любое поручение вызывает излишнее беспокойство.
  • Во время выполнения заданий очень напряжён, скован.
  • Смущается чаще других.
  • Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  • Жалуется, что ему снятся страшные сны.
  • Руки обычно холодные и влажные.
  • Сильно потеет, когда волнуется.
  • Не обладает хорошим аппетитом.
  • Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  • Пуглив, многое у него вызывает страх.
  • Обычно беспокоен, легко расстраивается.

Причины.

В дошкольном возрасте одна из основных причин тревожности кроется в нарушении детско-родительских отношений:

  • неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям своего ребёнка;
  • повышенная тревожность самих родителей;
  • непоследовательность родителей при воспитании ребёнка;
  • предъявление ребёнку противоречивых требований;
  • аффективность (чрезмерная эмоциональность) родителей или хотя бы одного из них;
  • стремление родителей сравнивать достижения своего ребёнка с достижениями других детей;
  • авторитарный стиль воспитания в семье;
  • гиперсоциальность родителей: стремление родителей всё делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам.

Также к причинам развития тревожности у детей относят:

  • отсутствие у детей ощущения физической безопасности;
  • отвержение и враждебность, демонстрируемые взрослыми;
  • неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия.

Выявление тревожности у детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет) можно проводить и с использованием проективных методик:

  • экспрессивных — «Рисунок семьи», «Нарисуй человека», «Дом, дерево, человек»,
  • интерпретационных — «Тест тревожности» и др.

У детей дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой личности и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий. Можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

Работу с тревожными детьми надо проводить в трех направлениях:

  • Повышение самооценки.
  • Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
  • Снятие мышечного напряжения.

При их организации важно соблюдать некоторые правила, которые позволят создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка.

  • Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, не приводите их в пример.
  • Избегайте соревновательных моментов в играх.
  • Вводите ребенка в новую игру осторожно, давая ему возможность спокойно ознакомиться с ней

Правила работы с тревожными детьми для педагогов.

  • Избегать состязаний и каких-либо видов работы, учитывающих скорость;
  • Не сравнивать ребёнка с окружающими;
  • Чаще использовать телесный контакт, упражнения на релаксацию;
  • Способствовать повышению самооценки, чаще хвалить его, но так, чтобы он знал за что;
  • Чаще обращаться к ребёнку по имени;
  • Демонстрировать образцы уверенного поведения, быть во всём примером;
  • Не предъявлять к малышу завышенных требований;
  • Быть последовательным в воспитании;
  • Стараться делать ребёнку как можно меньше замечаний;
  • Использовать наказания лишь в крайних случаях;
  • Не унижать ребёнка.

Литература

  1. Диагностика страха, застенчивости, тревожности, агрессивности у детей [Электронный ресурс]: Психологическая детская диагностика, тесты. — Электрон. дан. -2015. — Режим доступа: http: //sites. google. com
  2. Костина, Л. П. Методы диагностики тревожности [Текст] /Л. П. Костина. — СПб, 2009. — 198 с.
  3. Мониторинг уровня тревожности у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: Статья из опыта работы / Электрон. версия А. Афанасьева. — Электрон. дан. -2014. — Режим доступа: http: //www. maam. ru/detskijsad/monitoring-urovnja-trevozhnosti-u-detei-doshkolnogo-vozrasta. html
  4. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. — М: Воронеж, 2008. — 304 c.
  5. Савина, Е. «Тревожные дети» [Текст] / Е. Савина, Н. Шанина // Дошкольное воспитание. — 1996. — №4. — С. 11-14.
  6. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детской тревожности. Гендерные аспекты тревожного поведения. Сущность методики выявления тревоги у детей В. Амена, Р. Тэммла, М. Дорки. Особенности эмоционального опыта ребенка [Электронный ресурс]: Психология. Изучение тревожности у дошкольников. — Электрон. дан. -2016. — Режим доступа: http: //knowledge. allbest. ru
Просмотров: 569
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Никонова Алина Владимировна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Педагогические средства коррекции повышенной тревожности детей среднего дошкольного возраста»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. ПРОГРАММА 'Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста'
  • Дзятская Светлана Михайловна. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Профилактика страхов и тревожности — сказка «Как лошадка Лу стала храброй»
  • Марина Корнильева. Лекция для родителей «Детская тревожность»
  • Полевая Алёна Сергеевна. Причины и особенности проявления тревожности в старшем дошкольном возрасте
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Петрина Наталья Вадимовна. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Протченко Алла Витальевна. Влияние создания мультфильмов на снятие тревожности в дошкольном возрасте.
  • Сухорослова Анна Николаевна. Коррекция тревожности в дошкольном возрасте
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Сухорослова Анна Николаевна, Душкина Татьяна Евгеньевна. Коррекция тревожности в старшем дошкольном возрасте.
  • Соловьева Татьяна Семеновна. Деловая игра для родителей: «Ребенок идет в школу. Психологическая готовность родителей»
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Торхова Ольга Николаевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные проблемы и их разрешение»
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Чуксина Екатерина Сергеевна. Сказкотерапия как метод коррекции школьной тревожности у старших дошкольников 6-7 лет
  • Чубрикова Татьяна Николаевна Ружанская Екатерина Ивановна Щетинкина Тавтьяна Федоровна. Психолого-педагогические особенности агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста
  • Кузяшина Светлана Петровна. Рекомендации родителям по снижению тревожности в период карантина (самоизоляции)
  • Сафроновой Марины Геннадьевны. Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста»
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Семинар-практикум для родителей (законных представителей) детей раннего дошкольного возраста (1, 6-3 лет) «Использование кинетического песка в период адаптации ребёнка»
  • Светлана Клименко. Пропедевтика школьной тревожности
  • Стороженкова Татьяна Сергеевна. КОНСПЕКТ СПОРТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РОДИТЕЛЕЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ
  • Камашева Нафиса Имамовна. Консультация для родителей «Режим дня вашего ребёнка»
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация психолога для родителей «Словесные способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста»
  • Дементьева Наталья Владимировна. Консультация для родителей на тему: «Как на самом деле любить своего ребенка».
  • Папазьян Анастасия Игоревна. Консультация для родителей на тему: «Эмоциональное состояние ребенка в период достижения им трех лет»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь