Составитель: воспитатель Гулевич Е.Н.
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и тогда, когда повода для беспокойства нет.
Тревожные дети – это, как правило, дети с неустойчивой самооценкой, неуверенные в себе. Такие дети постоянно испытывают чувство страха, что в свою очередь приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих. Отличаются примерным поведением дома и в детском саду. Стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей — не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей иногда считают скромными или застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер — ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.
У тревожного ребенка со временем могут развиться невротические черты. Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышено внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них — все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегание лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.
Симптомы тревожности у ребенка.
- Быстро утомляется от любого вида деятельности, устает от всего нового.
- Если ребенок болел несколько недель и не посещал детский сад, то потом он не хочет туда идти.
- Ему трудно сосредоточиться на чём-то.
- Любое поручение вызывает излишнее беспокойство.
- Во время выполнения заданий очень напряжён, скован.
- Смущается чаще других.
- Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
- Жалуется, что ему снятся страшные сны.
- Руки обычно холодные и влажные.
- Сильно потеет, когда волнуется.
- Не обладает хорошим аппетитом.
- Спит беспокойно, засыпает с трудом.
- Пуглив, многое у него вызывает страх.
- Обычно беспокоен, легко расстраивается.
Причины.
В дошкольном возрасте одна из основных причин тревожности кроется в нарушении детско-родительских отношений:
- неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям своего ребёнка;
- повышенная тревожность самих родителей;
- непоследовательность родителей при воспитании ребёнка;
- предъявление ребёнку противоречивых требований;
- аффективность (чрезмерная эмоциональность) родителей или хотя бы одного из них;
- стремление родителей сравнивать достижения своего ребёнка с достижениями других детей;
- авторитарный стиль воспитания в семье;
- гиперсоциальность родителей: стремление родителей всё делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам.
Также к причинам развития тревожности у детей относят:
- отсутствие у детей ощущения физической безопасности;
- отвержение и враждебность, демонстрируемые взрослыми;
- неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия.
Выявление тревожности у детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет) можно проводить и с использованием проективных методик:
- экспрессивных — «Рисунок семьи», «Нарисуй человека», «Дом, дерево, человек»,
- интерпретационных — «Тест тревожности» и др.
У детей дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой личности и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий. Можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.
Работу с тревожными детьми надо проводить в трех направлениях:
- Повышение самооценки.
- Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
- Снятие мышечного напряжения.
При их организации важно соблюдать некоторые правила, которые позволят создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка.
- Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, не приводите их в пример.
- Избегайте соревновательных моментов в играх.
- Вводите ребенка в новую игру осторожно, давая ему возможность спокойно ознакомиться с ней
Правила работы с тревожными детьми для педагогов.
- Избегать состязаний и каких-либо видов работы, учитывающих скорость;
- Не сравнивать ребёнка с окружающими;
- Чаще использовать телесный контакт, упражнения на релаксацию;
- Способствовать повышению самооценки, чаще хвалить его, но так, чтобы он знал за что;
- Чаще обращаться к ребёнку по имени;
- Демонстрировать образцы уверенного поведения, быть во всём примером;
- Не предъявлять к малышу завышенных требований;
- Быть последовательным в воспитании;
- Стараться делать ребёнку как можно меньше замечаний;
- Использовать наказания лишь в крайних случаях;
- Не унижать ребёнка.
Литература
- Диагностика страха, застенчивости, тревожности, агрессивности у детей [Электронный ресурс]: Психологическая детская диагностика, тесты. — Электрон. дан. -2015. — Режим доступа: http: //sites. google. com
- Костина, Л. П. Методы диагностики тревожности [Текст] /Л. П. Костина. — СПб, 2009. — 198 с.
- Мониторинг уровня тревожности у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: Статья из опыта работы / Электрон. версия А. Афанасьева. — Электрон. дан. -2014. — Режим доступа: http: //www. maam. ru/detskijsad/monitoring-urovnja-trevozhnosti-u-detei-doshkolnogo-vozrasta. html
- Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. — М: Воронеж, 2008. — 304 c.
- Савина, Е. «Тревожные дети» [Текст] / Е. Савина, Н. Шанина // Дошкольное воспитание. — 1996. — №4. — С. 11-14.
- Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детской тревожности. Гендерные аспекты тревожного поведения. Сущность методики выявления тревоги у детей В. Амена, Р. Тэммла, М. Дорки. Особенности эмоционального опыта ребенка [Электронный ресурс]: Психология. Изучение тревожности у дошкольников. — Электрон. дан. -2016. — Режим доступа: http: //knowledge. allbest. ru
|