Нервно-психическое здоровье — это один из критериев здоровья в целом. От нашей непростой жизни страдают в первую очередь наши дети. Многие родители загружены работой – вследствие этого дети часто остаются без внимания. Они испытывают дефицит общения с близкими людьми, переживают постоянные стрессы, потому что не удовлетворяются их базовые потребности – в родительской любви, ласке, защищённости. В результате этого нарастает напряжённость, появляются агрессивность и озлобленность – сначала на родителей, потом на всех окружающих. В дошкольном детстве закладывается фундамент психического и физического здоровья ребёнка, происходят его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Поэтому на ранних стадиях развития личности необходимо обучать ребёнка цивилизованным способом выхода негативных эмоций и саморегуляции поведения, чтобы к 5-6 годам у ребёнка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.
На протяжении дошкольного возраста увеличивается рост количества детских заболеваний, который связан не только с социально-экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребёнка.
Забота о воспитании психически и физически здорового ребёнка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения, поэтому перед нами остро встаёт проблема профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей.
Обучать тому, как определить своё психофизическое состояние, необходимо с детского возраста.
У детей раннего возраста преображающие причины возникновения стресса различны. Причинами стрессов и психотравм у детей могут являться необходимость разлучаться с близкими людьми, перемены в привычном течении жизни. Отношение ребёнка к этим событиям связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый – дети заряжаются тревожностью родителей. Мир малыша состоит из двух половинок – маминой и папиной, и, когда эти половинки разъединяются, целое раскалывается, он испытывает порой настоящие физическое страдания. У ребёнка начинает болеть голова, ему сняться страшные сны, иногда он ищут опасную для себя ситуацию, которая кончается травмой. Стресс вызывается также различного вида катастрофами, травмами и т.п.
Педагог-психолог образовательного учреждения может научить педагогов видеть возможные источники угроз психологической безопасности детей, по возможности блокировать стрессовые факторы или ослаблять степень их стрессового воздействия при помощи специальных приёмов и технологий.
Существует множество рекомендаций по снятию стрессовых состояний. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус. Расслабление мышц снижает эмоциональное напряжение и приводит к успокоению, восстановлению учащённого дыхания.
Основными способами снятия невротических состояний психоэмоционального напряжения, снижения агрессивности, гиперактивности, тревожности, являются управления на релаксацию (расслабление). Они выполняются буквально за пять минут, но приносят состояния спокойствия, уверенности в себе, снимают физическое и нервно-психическое напряжение у детей. Такие небольшие упражнения дают возможность возбужденным детям отдохнуть, сосредоточиться на занятых или же снять ощущение усталости после интеллектуальных занятий. Релаксационные упражнения можно проводить как индивидуально, так и коллективно, с музыкальным сопровождением или без него.
Ниже приведены несколько релаксационных упражнений из большого количества тех, что собраны из различных источников и используются мной в нашем ДОУ.
«Спящий котёнок»
Вы – веселые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали, начали зевать, они ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат.
«Холодно – жарко»
Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Всем стало холодно. Вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились… Но вот снова подул холодный ветер…
«Штанга»
Вы – штангисты. Перед вами лежит осень тяжёлая штанга. Вы поднимаете ее, вам тяжело, ох, как тяжело… Но вот вес взят – вы подняли штангу… А сейчас бросаем штангу, наклоняемся. Руки устали… потрясли руками… расслабились… отдыхаем…
«Сорви яблоко»
Представьте себе, что перед вами растёт большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удаётся. Потянитесь как можно выше, на цыпочки, и сделайте резкий вздох. Теперь можете сорвать яблочко. Нагнётесь и положите яблоки в корзину, медленно выходите и расслабьтесь, встряхните руками, потрясите ладошками.
«Солнышко и тучка»
Вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе).
«Драгоценность»
Вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче… еще крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушел, и вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях…они отдыхают…
«Игра с песком»
Вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на воздухе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержите песок в руках (задержка дыхания). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая кисти, разжимая пальцы. Уроните бессильно руки вдоль тела. Вам лень двигать тяжелыми руками.
«Муравей»
Вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой потяните носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на вдохе). Носки вниз, стопы в стороны, расслабить ноги – ноги отдыхают.
«Пылесос и пылинки»
Вы – пылинки. Пылинки весело танцуют в лучах солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол.
Когда ребенок – «пылинка» садиться на пол, его спина и плечи расслабляются, сгибаются вперед и вниз, руки опускаются, голова накланяется, он весь как бы обмякает. «Пылесос» (психолог) «собирает пылинки»: кого он коснется, тот встает и уходит.
Если уж в нашей жизни невозможно совсем избежать нервных перегрузок, то наши дети должны знать, как с ними бороться, и относиться к себе и окружающим. Счастливое детство – это самое главное наследство, которое мы оставляем своему ребенку. Поверьте, в трудную минуту эти положительные эмоции, уверенность в себе и навыки саморегуляции могут оказаться самыми важными жизненными приобретениями.
Список литературы
- Крыжановская Л.М. Методы психологической коррекции личности / М.: Педагогика, 2004. – 25с.
- Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / М.: Академия 2006. – 18с.
- Захаров А.И. Психотерапия детей и подростков / М.: Линка-Пресс, 2007. – 20с.
- Дубровина И.В. Практическая психология образования / М.: Педагогика, 2008. -12с.
- Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 2011. -87с.
|