Проблемы психического здоровья детей, становления личности человека является одной из центральных в возрастной психологии. Психика изменяется на протяжении всей жизни человека.
С рождения ребенок развивается очень интенсивно.
Именно в дошкольном возрасте:
- Активно развиваются все психические процессы;
- Появляются тонкие переживания;
- Рождаются новые высшие чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные);
- Складываются интересы;
- Развиваются способности, закладываются основы характера.
Очень интенсивно ребенок развивается в первые три года.
К трем годам малыш уже многое умеет:
- Он способен к самообслуживанию;
- Вступает во взаимоотношения;
- Усвоил речь и хорошо ее чувствует;
- Заявляет о своей личности;
- Демонстрирует на что способен ( «Я сам!»).
Следует помнить, что чем выше темпы развития ребенка, тем более он раним, тем легче можно повредить его физическое и психическое здоровье. Воспитание должно проходить на основе единства требований к ребенку тех, кто его окружает, воспитывает.
Становление психики не простое сцепление случайностей, а процесс закономерный.
Неравномерное темпы роста и развития отдельных частей тела ребенка приводят к изменению его пропорций. Так, рост мозга и размеры головы с возрастом относительно уменьшаются. Происходит изменение абсолютной и относительной длины конечностей, главным образом длины ног. Увеличение длины ног – своеобразный барометр физического развития. В психическом развитии также проявляются количественно-качественные изменения. К примеру, в младших возрастах быстро увеличиваются количественный и качественный состав слов.
1г. – 10 слов
|
Количественные изменения ведут к изменениям качественным
|
1,5 г. – 20 слов
|
2 г. – 200 слов
|
Ребенок овладевает грамматическим строем речи (суффиксы, изменение слов по числам, родам, падежам)
|
3 г. – 1500 слов
|
6 г. – 4500 слов
|
То же самое и с другими психическими процессами.
Рост и развитие отдельных органов, систем, психических функций протекает не параллельно и не с одинаковой степенью интенсивности. Каждая функция мозга имеет строго определенное время начала и время завершения своей эволюции. Так, развитие воображения не совпадает с развитием функций волевых действий. Далее, например, в подростковом периоде рост тела в длину преобладает над ростом в ширину, сердце увеличивается быстрее, чем сосуды: сила растет, а координация ухудшается. И т.д.
Есть периоды онтогенетического развития, в которых развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды, определенного рода влияниям окружающей действительности. Эти периоды называют сензитивными. Это значит, что в это время повышается чувствительность детей к обучению, и он активно развивается.
Рассмотрим отдельные психические функции ребенка в соответствии с сензитивными периодами и что в эти периоды особенно активно развивается:
- 1,5 – 3 года – речь
- 3 – 6 лет – познавательные процессы (восприятие, мышление, воображение, память)
- 5 – 6 лет – навык чтения
- 6 – 7 лет – учебные навыки
Здесь важно отметить, что данные психические функции:
- имеют свои сроки развития
- важность своевременного развития
- обучение оказывает наибольшее влияние на те психические процессы, которые только начинают развиваться
- нужно иметь в виду и индивидуальные различия детей.
В сензитивный период можно достичь определенного развития той или иной функции, иначе эта возможность будет «похоронена» в детстве. Природой определено календарное время индивидуально для каждого ребенка. Это значит, что, скажем, какая-то функция у ребенка войдет в свою наиболее интенсивную фазу развития в 2 года и, постепенно замедляя темп, завершит эту фазу у одного в 9 лет, а у другого в 11 лет.
В целом развитие организма у детей протекает неодинаково и зависит:
- от наследственности
- от среды
- от обучения и воспитания
- от активности самого ребенка
В разных семьях разные условия воспитания, поэтому и вырастают разные дети. При всем разнообразии воспитания должна быть высокая степень ответственности родителей за физическое и психическое здоровье ребенка и его воспитание.
|