Абу Айда Ирина Геннадьевна, педагог – психолог ГБДОУ детский сад№43комбинированного вида Центрального района Санкт — Петербурга
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) и речевой патологией (ОНР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом.
В этиологии детей с ЗПР и ОНР, как известно, могут фигурировать хронические и соматические заболевания, конституционные факторы, психическая и социальная депривация, органическая или функциональная недостаточность центральной нервной системы, задержка психического развития может возникать в связи с педагогической и микросоциальной запущенностью. Такое разнообразие факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Этим объясняется необходимость определения специальных условий обучения и воспитания детей с ЗПР и ОНР в зависимости от индивидуальных возможностей компенсации их состояния под воздействием психолого-педагогических, лечебных и временных факторов.
Дети с ОВЗ, «могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития» (Основные положения Концепции специального федерального образовательного стандарта для детей с ОВЗ).
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Особое внимание уделяется организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, с целью раннего выявления недостатков развития и оказания комплексной лечебно-оздоровительной и коррекционно-психологической помощи в условиях образовательного учреждения [1].
Эффективность сопровождения определяется не только по частным данным психологической, педагогической, медицинской диагностики, но и по более общим показателям:
- удовлетворенность ребенка и родителей пребыванием в учреждении;
- уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции);
- способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми;
- успешность в овладении адекватными возрастному этапу и особенностям ребенка видам деятельности [2].
Работа с детьми с ЗПР и ОНР должна быть пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, должен замечать свои успехи, радоваться им. У ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы. Коррекционная работа подразумевает прямую и косвенную психотерапию, индивидуальное и групповое воздействие.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.
Одним из важным условием актуализации потенциальных возможностей детей с ЗПР и ОНР является психологическая компетентность педагога: деликатность, умение оказать помощь ребенку в осуществлении познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и пр. Все это приводит к осознанию ребенком своих возможностей, что повышает его уверенность в себе, пробуждает энергию достижений.
Основными задачами психологического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия воспитателя с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации занятий. Конкретные формы психологического просвещения педагогов могут быть разнообразными: занятия и семинары с воспитателями по ключевым проблемам развития ребенка с ЗПР и с ОНР, и его особым образовательным потребностям, организация педагогических консилиумов, подготовка к тематическим родительским собраниям, индивидуальные консультации и т.д.
Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активная помощь и поддержка со стороны родителей. Но на практике оказывается, что родители большей частью к процедуре взаимодействия с психологами и другими специалистами безразличны, игнорируя проблемы, или даже проявляя негатив.
Форма и содержание работы с родителями определяется степенью их готовности к сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой работы является индивидуальное консультирование. Большую помощь в совместном отслеживании развития ребёнка с ЗПР имеют тетради психолого – педагогического сопровождения, куда заносится вся информация о медицинском, педагогическом, психологическом развитии. Это своего рода мониторинг успешности развития. Родители могут наглядно увидеть продвижение своего ребёнка, не сравнивая его при этом с другими детьми. Данная информация мотивирует родителей больше внимания уделять детям, преодолевать трудности.
Наиболее плодотворной и интересной формой работы с родителями является проведение совместных мероприятий: праздников, интеллектуальных игр, «семейных вечеров», прогулок на природе, туристических походов на загородной дачи ДОУ. В такие моменты совместной деятельности у родителей и детей возникает больше возможности ощутить коллектив в целом, лучше понимать друг друга, у ребёнка появляется возможность проникнуться чувством гордости за свою семью, продемонстрировать свою индивидуальность, у родителей появляется возможность наблюдать за своим ребёнком со стороны – как он чувствует себя в коллективе?
Подводя итог, можно констатировать, что в настоящее время в детской практической психологии выделилось направление психологического сопровождения детей с ОВЗ. Оно имеет специфические цели и задачи в связи с особыми образовательными потребностями детей данных категорий и моделями интеграции, позволяющими в максимальной степени реализовать потенциальные возможности этих детей в сфере социализации и развитии личности ребёнка.
Список использованной литературы
- Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе // Дефектология. — 2006. — № 4. — С. 38-45.
- Балуева, Е.Б. Развитие психологических основ учебной деятельности у младших школьников с ЗПР. — Ярославль, 2007. — 315 с.
- Борякова, Н.Ю., Касицына, М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР. — М., 2007. -275 с.
- Дети с временными задержками развития. Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. — М.: Педагогика, 1971.
- Психология детей с задержкой психического развития / Под ред. Защиринской О.В. — СПб.: Речь, 2007. -402 с.
- Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Изд. 3-е. – М.: Айрис-пресс; Айрис-дидактика, 2005. – 212 с. – (Библиотека логопеда-практика).
- Фотекова Т. А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития // Дефектология. – 2003. — № 1. – С. 23-33.
- Чурсина Н. П. Особенности речевого и эмоционального общения родителей с детьми, имеющими проблемы речевого развития (ОНР) // Аутизм и нарушения развития. – 2006. — № 1. – С. 8-14.
|