Азарова Наталья Владимировна. Элементы игротерапии и расстановки в работе психолога в период адаптации дошкольников к детскому саду

Элементы игротерапии и расстановки в работе психолога в период адаптации дошкольников к детскому саду

Подготовила педагог-психолог МДОУ комбинированного типа детский сад № 29 «Пчёлка» Азарова Наталья Владимировна

Дети младшего возраста зачастую болезненно переживают разлуку с близкими людьми, к которой добавляется общая тревожность, связанная с посещением нового места, усвоением новых требований, не всегда совпадающих с собственными желаниями ребёнка, а также присутствием других детей и взрослых.

Работе с детьми в этот сложный, иногда даже травматичный для некоторых детей период, уделяется особое внимание. При этом педагоги и психологи в своёй работе используют целый ряд методов и приемов, получивших широкое распространение в дошкольных учреждениях, учитывая индивидуальные психологические и характерологические особенности воспитанников, тип нервной деятельности, степень физиологического развития, соматического состояния и так далее. Как вариант такой работы может использоваться метод, основанный на слиянии элементов игровой терапии (основатель М. Кляйн) и вариант системных расстановок (основатель Б. Хелленгер).

 

В связи с тем, что работа с расстановками требует от испытуемых опыта осознания собственных чувств и эмоций, а также некоторого умения принять позицию другого человека, представить себя в его роли, данный метод работы применяется с более старшими детьми и взрослыми, имеющими возможность представлять своего ребёнка, благодаря особой психоэмоциональной связи, возникающий между близкими людьми. Но в сочетании с игровой терапией элементы системной расстановки могут использоваться психологом с детьми младшего возраста. Данный вид деятельности может выступать как в диагностических, так и в психотерапевтических целях, позволяющих смягчить период привыкания к новым условиям, проработать эмоциональные переживания, выработать новые стереотипы реагирования и не допустить возникновения нарушений невротического и деструктивного характера.

В зависимости от возраста ребёнка, его индивидуальных особенностей и характера выявленных проблемных ситуаций, психолог подбирает вариант работы с конкретным ребёнком над какой-либо определённой проблемой. Если проблемных ситуаций, требующих детальной проработки несколько, выявляется одна, работа над которой будет проводиться в первую очередь, либо та, к которой может применяться выбранный метод коррекции. Хочется отметить, что применение расстановок в работе с детьми имеет ряд ограничений. Синтезируя метод системных расстановок с элементами игротерапии, арттерапии, драматизации, сказкотерапии и другими, избирательно можно использовать в работе с некоторыми видами страхов, при разрешении некоторых конфликтных ситуаций, связанных с негативными поведенческими установками, в качестве коррекции особенностей неблагополучия эмоциональной сферы.

При этом на первых этапах работы преимущество отдаётся личностным расстановкам, требующим присутствие одного ребёнка и специалиста, представляющего роль направляющего, а иногда проекционного характера.

В рамках метода могут быть предложены следующие варианты работы:

  1. Элементы игровой терапии в сочетании с личностной расстановкой (с использованием предметов-заместителей, изображений людей разного пола и возраста, кукол и пр.).
  2. Совместное со взрослым рисование проблемной ситуации и путей её разрешения.
  3. Элементы межличностных расстановок (для детей 6-7 лет).

Дети старшего дошкольного возраста, благодаря обогащению речевого, эмоционального, поведенческого опыта, в большинстве своём представляют более широкий спектр применения элементов расстановок, хотя, опять же, ориентирован на индивидуальные особенности ребёнка.

Основными диагностическими

Показателями преемственности применения синтезированного метода расстановок в работе с детьми являются:

  1. Установленные доверительные отношения между ребёнком и психологом.
  2. Понимание ребёнком и принятие предложенной ситуации.
  3. Активная позиция ребёнка.

В качестве предметов-заместителей участников расстановочного процесса могут выступать доступные для понимания ребёнка и соответствующие его возрасту и развитию объекты и изображения. При этом выбор конкретного объекта и его закрепление за реально существующим персонажем осуществляется самим ребёнком при минимальном участии специалиста, направляющего его выбор и вербализирующего (словесно сопровождающего) действия испытуемого. Выбор заместителя, эмоциональные проявления (выражаемые мимически, вербально и телесно в принимаемой испытуемым позой), обоснование этого действия, его признаки (цвет, форма, величина, место положения) при этом процессе могут подвергаться анализу и оцениваться как диагностические показатели, а в дальнейшем, служить опорой для осуществления последующих видов работы. Эмоционально окрашенные реактивные состояния могут вызывать мышечные зажимы, реактивно возникающие в связи с выбором какого-либо объекта. Работа с ними, возможно, позволят приблизиться к причине периодически возникающего физического дискомфорта в той или иной области, облегчить или устранить его с применением телесно ориентированных техник, арт-терапии, игротерапии и т.д.

Ребёнок, мало говорящий, может озвучивать заместителей условными возгласами и репликами, специально отобранными им совместно с психологом, с изменением тембра и громкости голоса, может изображать эмоции утрированно с подключением мимики и жестов. Этот же способ при необходимости может применяться в качестве закрепления приемлемых стереотипов реагирования на заключительных этапах работы.

Использование элементов метода системных расстановок в сочетании с известными, уже нашедшими широкое применение в педагогике, техниками, способствует расширению и обогащению разнообразия подходов в работе с детьми дошкольного возраста, а в ряде случаев играет существенную психопрофилактическую и корреционно-развивающую роль при осуществлении индивидуального воспитательно-образовательном процесса в дошкольном учреждении.

Просмотров: 865
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Монахова Полина Владимировна. «Метод сказкотерапии и особенности его использования в работе с детьми разного возраста»
  • Ефремова Татьяна Ивановна. Возможности специального оборудования при работе с детьми с ОВЗ, из опыта работы
  • Семеняко Анжелика Валентиновна. Буклет 'Правила при работе с компьютером с детьми дошкольного возраста'
  • Немчинова Наталья Андреевна Руссу Олеся Александровна. Использование телесно-ориентированных техник в работе с детьми дошкольного возраста
  • Романова Екатерина Сергеевна. Использование интерактивных игр портала Мерсибо в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ (Из опыта работы)
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Кузнецова Ольга. Песочная терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста
  • Солодова Марина Сергеевна. Использование элементов кинезиологии при коррекции нарушения речи у детей дошкольного возраста.
  • Пустоселова Елена Михайловна. Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду
  • Курочкина Галина Валентиновна. Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Учитель-логопед Сыроватко С.М., педагог-психолог Флорова Ю.А.. Опыт логопедической работы с аутичными детьми с применением метода канистерапии
  • Фомина Светлана Евгеньевна. Презентация опыта работы по теме: Использование сказкотерапии в работе по формированию эмоционально-волевой сферы дошкольников.
  • Канаева Жанна Борисовна. «Индивидуализация работы с детьми при обучении»
  • Шигабеева Рашида. Выступление из опыта работы на МО на тему: «Формирование познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в разных видах деятельности».
  • Булышева Татьяна Валериевна. Методическая разработка, организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием социо – игровой технологии из опыта работы воспитателя
  • Бутенко Татьяна Степановна. Использование социо-игровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
  • Безызвестных Наталья Владимировна. Использование различных видов театров в работе с детьми дошкольного возраста
  • Федорова Марина Валериевна, Федотова Светлана Владимировна. Из опыта работы в летний оздоровительный период с детьми старшего дошкольного возраста «Лето-это маленькая жизнь…»
  • Шемякова Алена. Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особенности развития
  • Ильченко Ольга Владимировна. Конспект совместной деятельности взрослых и детей по художественно – эстетическому развитию 'При солнце тепло - при матери - добро!'
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Валеева Наталья Владимировна. Из опыта работы Областного центра детского и юношеского туризма и экскурсий по реализации программ с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Семинар-практикум для родителей (законных представителей) детей раннего дошкольного возраста (1, 6-3 лет) «Использование кинетического песка в период адаптации ребёнка»
  • Рычкова Ирина Борисовна. Отчет по проделанной работе над проектом «Формирование умений работы пластическими материалами у детей дошкольного возраста на занятиях в творческой мастерской»
  • Осипова Елена Витальевна. Как спланировать конструктор тематического пространства в соответствии с ФГОС, при этом поддержать детскую инициативу.
  • Стародубова Анжелика Людовиковна. Из опыта работы: «Обоснование выбора техники нетрадиционного рисования при знакомстве с пейзажной живописью»
  • Ильина Оксана Васильевна. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
  • Пак Ксения Владимировна. Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ
  • Полукарова Марина Викторовна. Психологические особенности детей дошкольного возраста на основе опыта работы в дошкольном учреждении.
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Примерные задания по проведению диагностического исследования ребёнка при поступлении в школу 'Как узнать тебя, малыш…'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь