«Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного возраста игра является ведущим типом деятельности. Игрою называют и некоторые формы жизнедеятельности животных. Игра изучается в психологии, этнографии и истории культуры, в теории управления и педагогике и в других науках».
Психологи издавна изучают игры детей и взрослых, ища их функции в специфическом содержании, сравнивая с другими видами деятельности. Необходимость в игре иногда объясняют, как необходимость дать выход чрезмерной жизненной силе.
Другие трактовки природы игры — удовлетворение потребности в отдыхе. Живое существо, играя своеобразным образом тренируется, чему–нибудь обучается. Игра может быть вызвана и потребностью в лидерстве, соревновании. Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания.
Й. Гейзинга, автор классического произведения “Гомо людекс” (Человек который играет), подчеркивает, что игра не имеет какой-либо материальной основы. Уже в мире животных она рушит границы физического существования.
Игра-это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Узы которые связывают игру и красоту очень тесные и многообразные. Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность.
Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессе исполнения игрового действия. Игра-это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает.
Именно в мире впервые формируется необходимость влияния на окружение, изменения его. Когда у человека возникает желание, которое невозможно сразу реализовать создаются предпосылки игровой деятельности.
Самостоятельность человека в середине игрового сюжета безгранична, она может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, многоразово повторять одно и тоже действие, которое приносит удовлетворение, дает возможность ощутить себя значащим, всемогущим, желанным.
В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной самостоятельной жизнью. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д.Б. Эльконин, что в игре интеллект направляется за эмоционально-действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности.
Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л.С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития».
В игре как в грядущей деятельности ребёнка осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время.
Игровая деятельность строится таким образом, в результате которой возникает воображаемая ситуация. Элементарные функции игры готовятся в предметных действиях. Предисловием игры становится способность перенесения одних функций предмета на другие. Она начинается тогда, когда мысли отделяются от вещи, когда ребенок освобождается от реального поля восприятия.
Игра в придуманной ситуации освобождает от ситуативной связи. В игре ребенок обучается действовать в ситуации, которая требует познания, а не только непосредственно переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять как восприятием предмета или реальных обстоятельств, так и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения человека к миру: ребенок более полно и многогранно видит и воспринимает окружающую действительность.
Случайный предмет, который ребенок раздваивает на конкретную вещь и ее воображаемое значение, воображаемую функцию, становится символом. Дети могут пересоздать любой предмет на что угодно, он становится первым материалом для воображения. Ребенку очень трудно оторвать свою мысль от вещи, поэтому он должен иметь опору в другой вещи, для того, чтобы вообразить себе коня, ему необходимо найти палку, как точку опоры. В этом символизирующем действии происходит взаимное проникновение, переживание и фантазия.
Главный мотив классической игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение.
В игре рождается детская фантазия, которая стимулирует этот творческий путь, создание собственной особенной реальности, своего жизненного мира.
На ранних этапах развития игра стоит очень близко к практической деятельности. В практическом основании действий с окружающими предметами, когда девочка осмысливает, что она кормит куклу пустой ложкой, воображение уже принимает участие, хотя развернутого игрового превращения предметов еще не наблюдается.
С годами, когда виды деятельности меняются местами, игра становится ведущей, господствующей формой строения собственного мира.
Ребенок может овладеть широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности только в игре, в игровой форме.
Игра — творческая деятельность, и как каждое настоящее творчество не может осуществляться без интуиции.
Интуиция, в переводе с латинского- созерцание, усмотрение, видение. Основой показатель интуиции «свернутое» восприятие ситуации в целом, непосредственно- эмоционально, образно.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняют огромные воспитательные возможности игры.
Особые место занимают игры, которые создаются самими детьми, и их называют творческими, или сюжетно-ролевыми. В этих играх дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни, в деятельности ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Игра-отражение жизни. Здесь все “ как будто ”,”понарошку“, но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка- только игрушки, он любит их, как живых. Также он понимает, что сам- не “взаправдашний” летчик, или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым капитаном, который не боится опасности, по настоящему гордится своей победой.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.
Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске средств его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование. В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражая собственные мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра-всегда импровизация.
Игра-самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.
Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. По этому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача педагога состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Список использованной литературы:
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования- М., 1956.
- Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. –М.: Знания, 1994
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т.1. Психологическое развитие ребенка. -М.: Педагогика, 1986.
- Краткий психологический словарь/Под общей ред. Петровского А.В. испр. и доп. -Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 4-е. -М. /1981.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. -М., 1999.
|