Аннотация. В статье рассматривается значение сюжетно – ролевой игры в процессе становления личности ребенка. Приводятся доводы в пользу основополагающей роли воспитателя в этом процессе.
Ключевые слова: ФГОС, сюжетно – ролевая игра, социализация.
Если нам когда – нибудь предложат представить ребенка, который бы не любил играть, эта задача окажется для нас непосильной. Ребенок и игра – вещи, неотделимые друг от друга. Игра для ребенка не только развлечение, но и один из ведущих способов познания окружающей действительности, важнейшее средство воспитания и обучения.
Разновидностей игр великое множество. В данной статье акцентируем внимание на сюжетно – ролевой, поскольку именно она занимает ведущее место в жизни детей старшего дошкольного возраста. [1, 58 — 60]
Сюжетно – ролевая игра представляет собой искусственное воссоздание условий, отображающих распространенные жизненные ситуации. Во время организации игровой деятельности детей основная задача воспитателя заключается в том, чтобы подойти к данному процессу творчески: включить в игру большое количество ролей, желательно из разных сфер социальной жизни, использовать идеи произведений художественной литературы, найти идеальное сочетание вымышленных и реальных героев. Вживаясь в ту или иную роль, ребенок полноправно может считать себя социально — значимым лицом, упражняется в выстраивании общения со своими сверстниками, учиться разрешать конфликты мирно.
Особенностью игр данной категории является и создание условий для обмена детей опытом друг с другом. Зачастую каждый отдельно взятый малыш владеет достаточно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре же дети стараются перенять друг у друга имеющиеся знания.
Ввиду этого развиваются не только интеллектуальные способности ребенка, но и его личность в целом, происходит активное стимулирование воображения, совершенствование всех видов памяти. Всецело погружаясь в игру, ребенок осознает смысл своего существования в обществе, значение общения в целом. Лишение ребенка возможности играть в сюжетно – ролевые игры может привести к недоразвитой социальной мотивации, влечет за собой несформированность основных социальных позиций. [2, 124 — 125]
Ведущую роль в организации сюжетно – ролевой игрой играет не кто иной как воспитатель. Именно он находится рядом с детьми большую часть времени суток. Чем старше дети, тем опосредованнее становится позиция педагога, однако в любой возрастной группе педагог – это прежде всего друг и партнер.
Педагог должен ненавязчиво способствовать развитию замысла игры, незаметно расширять ее содержание, уточнять игровые действия и роли, связанные с ними. Важно скорректировать направление игры таким образом, чтобы сохранить уже возникший творческий замысел воспитанников. В этом могут помочь такие средства, как чтение художественных произведений, организация наблюдений, ситуативный разговор. Сюжеты детских игр достаточно однообразны и роль педагога состоит как раз в том, чтобы расширить тематику игр, способствовать обогащению их содержания, оказании помощи в овладении ролевым поведением. [1, 58 — 60]
Огромное значение в организации сюжетно-ролевых игр имеет предметно – пространственная среда. От ее наполнения всецело зависит уровень проявления детской инициативы. Игровые центры необходимо своевременно обновлять и пополнять. Это позволит поддержать интерес детей к игре. Не стоит забывать и о том, что сюжеты игр необходимо периодически изменять. Это зависит от интереса детей к той или иной теме, сезона, лексической темы. В соответствии с ФГОС ДО наравне с традиционными тематическими центрами рекомендовано оборудовать и гендерные центры для мальчиков и девочек отдельно. В группе должны находится атрибуты для сюжетно – ролевых игр, соответствующих половой принадлежности воспитанников. [3, 53 — 56]
Период дошкольного детства – это возраст, когда происходит закладка фундамента моральных качеств, проходит становление эмоционально-волевой сферы, формируется опыт повседневного общения, активно развивается речь. И именно в этот отрезок времени необходима помощь грамотно организованной сюжетно – ролевой игры.
Список использованной литературы
- Бакина, М., Современные дети, современные игры// Дошкольное воспитание. — № 4.- 2005. -с. 58-60
- Зябкина, И. Методика обучения игре// Дошкольное воспитание. — № 4.-2005. -с. 124-125
- Иванкова, Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. — № 4.-2002. -с. 53-56.
|