К.В. Юминова
Г.П. Лотова, преподаватель
ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
В настоящее время в образовательном процессе на различных ступенях обучения активно создаются и применяются различные компьютерные программы. В зависимости от возраста ребенка и применяемых ИКТ-средств компьютер может выступать в роли рассказчика, репетитора, экзаменатора, а на ступени дошкольного образования может стать помощником в организации игровой деятельности.
Игра для дошкольника – это ведущая потребность, определяющая развитие ребенка. Игра обладает наибольшими возможностями по сравнению с другими видами деятельности для психического и физического развития детей.
Игра, созданная с помощью средств компьютерной техники, может стать аналогом обычной игры и позволит включить в образовательный процесс элементы интерактивности.
Интерактивность представляет собой возможность информационно-коммуникационной системы по-разному реагировать на любые действия пользователя в активном режиме. ИТ являются непременным условием для функционирования высокоэффективной модели обучения, основной целью которой является активное вовлечение каждого дошкольника в образовательный и исследовательский процессы.
Интерактивная дидактическая игра – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Такие игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения, приобретения и усвоения определенного опыта. Одним из приоритетных направлений применения интерактивной игры можно обозначить познавательное развитие дошкольников.
Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании. Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию. Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира создаёт исходное для формирования личности ребёнка дошкольного возраста. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т.е. мыслить и самостоятельно развиваться.
В целом любая интерактивная дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной задачи и дает дошкольникам моральное и умственное удовлетворение. Для педагога результат игры всегда является показателем уровня достижений детей, или усвоения знаний и их применения.
Обучение с применением интерактивных игр в дошкольном возрасте может стать более интересным и продуктивным, если воспитатель будет использовать различные компьютерные интерактивные игры. Такие ресурсы можно найти в свободном доступе в сети, а можно создать самому.
Так, например, «Мульти- геймс. ру» чаще всего посещают дошкольники для развлечения на любой вкус.
- пони – выбор игр с участием очаровательных животных потрясающий: бродилки, пасьянсы из карт, головоломки, одевалки. Они дарят массу позитивных эмоций и приобщают ребенка к прекрасному
- рисовалки – замечательные развлечения, в которых можно проявить навыки художника. В процессе таких игр дети фантазируют и удивляют родителей многообразностью мышления
- игры про Лунтика – дошкольники такие развлечения обожают. Здесь выбирать есть из чего: пазлы по мотивам известного мультфильма, поиск отличий, раскраски. Игры с любимыми персонажами не оставят равнодушными ни одного дошкольника, поскольку они захватывающие.
В компьютерных играх новые знания усваиваются гораздо легче. Этот факт не подлежит сомнению. Роль игр огромная, потому что мальчики и девочки полноценно развиваются, узнают много интересного и раскрывают свои таланты. Но при этом родители должны помнить важное правило: развлекаться за компьютером ребенку можно не больше часа в день. Тогда дети будут проводить досуг с пользой, познавая мир в ярких красках!
Для создания собственной интерактивной игры можно использовать различные средства. Например, известный всем пакет для создания мультимедийных презентаций MS Power Point. Придумав сюжет игры, подобрав задания, можно оформить интерактивную игру на основе таких инструментов и функций, как анимационные эффекты, вставка видео и звука (например, озвучивание заданий игры), элементов управлениями объектами – триггеров.
Например, для организации занятий по теме «интерактивная компьютерная игра «Маша и медведь» как средство развития познавательных действий у старших дошкольников» нами была создана интерактивная компьютерная игра «Маша и медведь». Вместе с детьми играют мультипликационные герои Маша и Медведь. Они предлагают детям решение разных типов заданий: временна года, загадки, признаки лета, фрукты и овощи, сосчитай- ка, что лишнее. Игру можно использовать на протяжении нескольких занятий, т.е. включать только ее элементы, можно использовать для индивидуальной работы с детьми, применять при дистанционном обучении. Ее использование дает такие преимущества, как средство воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение в образовательном процессе дошкольников интерактивных компьютерных игр наряду с традиционными методами обучения повышается эффективность обучения детей, происходит качественное усиление результата образования, увеличивает скорость передачи информации обучающимся и повышает уровень ее понимания.
Библиографический список
- Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ от 29. 12. 2012. Гл. 1. Ст. 16
- Приказ Министерства образования науки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Гл. 4 ч 5
- Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М, 1998. с 12
- Комарова Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. М, 2011. с 44
- Новосёлова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997. с 39-41
|