Прокопьева Ирина Станиславна. муниципальное дошкольное образовательное «Детский сад № 14 г. Черемхово». Воспитатель. Иркутская область, г. Черемхово.
Гиперактивность характеризуется чрезмерно активным, слабо моделируемым поведением с выраженной невнимательностью и отсутствием упорства при выполнении задач.
Скачать конспект
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью- это распространённая форма нервно-психических нарушений в детском возрасте. Дж. Стилл и А.Тредголд (США) первыми, остановили внимание на поведение детей с СДВГ. В 1962 году Оксфордской международной группой по детской неврологии был введен термин и диагноз «Минимальная мозговая дисфункция» (ММД) для обозначения заболевания таких детей. Это формы церебральной патологии, возникающие вследствие разнообразных причин, но имеющие однотипную неврологическую симптоматику, проявляющуюся в виде функциональных нарушений. Основными симптомами патологии признаны нарушения внимания (100%) и гиперактивность (80-85%), в 1987 году в Американской психиатрической ассоциацией предложен термин — синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Причинами СДВГ может быть ухудшение физического развития, быстрый рост соматических, инфекционных, экологически и социально обусловленных заболеваний. В 85% случаев возникновения гиперактивности диагностируется патология беременности или родов, повреждение центральной нервной системы в пре-, пери- и ранний постнатальный периоды; генетические факторы патологии беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, Остальные нарушения обуславливаются ранним органическим повреждением центральной нервной системы, наследственностью или их сопряженным действием. Так же важную роль играют психосоциальные условия.
Отмечается три основных блока проявлений СДВГ: гиперактивность, невнимательностью, импульсивность.
Невнимательность.
У детей с СДВГ недостаток непрерывного (поддерживаемого) внимания, что проявляется в невозможности длительного выполнения любого задания.
Гиперактивность
С синдромом дефицита внимания проявляется в повышенной двигательной (моторной) активности, нарушения координации тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание, письмо), равновесия (детям трудно кататься на роликовой доске и двухколесном велосипеде), зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом). Активность носит бесцельный характер. Гиперактивность иногда приводит к травмам у ребенка. Эмоциональное развитие таких детей запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам.
Социально-поведенческие аспекты отрицательно влияют на сверстников, на поведение других и часто в нежелательном направлении. У ребенка наблюдаются сложности во взаимоотношениях со взрослыми. Межличностное поведение детей с СДВГ характеризуется импульсивностью, навязчивостью, чрезмерностью, неорганизованностью, агрессивностью, впечатлительностью и эмоциональностью. Эти дети являются «нарушителями» спокойного течения социальных взаимоотношений, взаимодействия и сотрудничества. Более 50% детей с СДВГ имеют значительные проблемы в социальных отношениях с другими детьми. Родители, учителя, сверстники отмечают, что гиперактивные дети более энергичны, разрушительны, навязчивы, общественно не приспособлены; особенно это касается мальчиков с СДВГ с повышенной агрессией.
Импульсивность.
Невозможность контроля над своими импульсами. Есть когнитивная импульсивность (поспешное мышление) и поведенческая импульсивность (трудности при подавлении реакций). Импульсивные дети не могут дождаться своей очереди при игре. В учебной ситуации наблюдается «импульсивный стиль работы»: они выкрикивают ответы на занятиях, не отвечая на вопросы полностью, прерывают других детей и воспитателя. Из-за импульсивности попадают в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях. Это становится причиной травм и несчастных случаев. Импульсивность часто сочетается с агрессией.
Гиперактивное поведение начинает появляться в после четырёх лет и продолжается до подросткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять некоторые черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.
КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЁНКА.
КРИТЕРИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
(схема наблюдений за ребенком)
Дефицит активного внимания:
- Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
- Не слушает, когда к нему обращаются.
- С большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его.
- Испытывает трудности в организации.
- Часто теряет вещи.
- Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
- Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенностъ:
- Постоянно ерзает.
- Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
- Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
- Очень говорлив.
Импульсивность:
- Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
- Не способен дождаться очереди, часто вмешивается, прерывает.
- Плохо сосредоточивает внимание.
- Не может дожидаться вознаграждения.
- Не может/контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
- При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет на одних успешен, на других — нет).
Занимаются этой проблемой многие специалисты, но родители и педагоги до сих пор считают, что гиперреактивность — это всего лишь поведенческая распущенность ребёнка или результат неумелого воспитания.
Можно выделить три “западни”, которые подстерегают родителей при воспитании гиперактивного ребёнка.
|