Среди большого количества логопедической патологии у детей дошкольного возраста, выделяется группа медицинский патологий, особое место в которой занимают дети с синдромом ДЦП.
Детские церебральные параличи – объединяют группу различных по клиническим проявлениям синдромов, которые возникают в результате недоразвития головного мозга и его повреждения на различных этапах его формирования. Стоит отметить, что это хронический не прогрессирующий симптомокомплекс двигательных нарушений.
Историческая справка
Впервые подобными нарушениями занялся в 1830-х годов, выдающийся хирург Джон Литтл, когда читал лекции по родовым травмам. В 1889 году не менее выдающийся, сэр Ослер опубликовал книгу «The cerebral palsies of children», введя термин церебральный паралич (в его англоязычном варианте — cerebral palsy).
Возможные причины ДЦП
На данном этапе развития медицины ДЦП рассматривается, как полиэтиологичное заболевание, т.е. вызванное несколькими неблагоприятными факторами. При церебральном параличе повреждаются структуры головного мозга, отвечающие за управление движением. Повреждения могут произойти на любой стадии развития головного мозга, в связи с чем выделяют три основных периода воздействия неблагоприятных факторов:
Антенатальный период (до родов).
Интранатальный период (в родах).
Постнатальный период (в течение первых трех лет жизни).
Антенатальный период (до родов) 35-60%
Острые и хронические соматические заболевания матери (гипертоническая болезнь, анемия, пороки сердца, сахарный диабет и др.) – 40%.
Прием лекарств во время беременности – 10%.
Профессиональные вредности 1-2%
Алкоголизм 4%
Стрессы, психологический дискомфорт 2-6%
Физические травмы во время беременности 1-3. 8%
Антенатальный период. (до родов) 35-60%
- Инфекционные агенты (токсоплазмоз, краснуха, ветрянная оспа) 22%.
- Нарушения нормального течения беременности (кровотечения, отслойка плаценты) 41-75%.
- Иммунологическая несовместимость (резус-конфликт) 2-8%.
- Осложненный акушерско-гинекологический анамнез 40%
Интранатальный период (в родах) до 40. 2 %
- Преждевременные роды 19-33%
- Слабость родовой деятельности — 23. 6%
- Стремительные роды – 4%
- Кесарево сечение- 11. 4%
- Затяжные роды – 24%
- Длительный безводный период – 5%
- Ягодичное предлежание – 5-6. 2%
- Инструментальное родовспоможение 5-14%
- Гипоксия плода.
- Травма в родах.
Постнатальный период (в течении первых трёх лет жизни)
- Инфекционные факторы.
- Травматические факторы.
Необходимо заметить, что описано более 400 факторов, влияющих на ход нормального внутриутробного развития, а также, что в каждом третьем случае причину ДЦП установить не удается.
Стадии детского церебрального паралича:
- Поздняя резидуальная стадия- с трёх и более лет.
- Начальная резидуальная стадия–с 6 месяцев до 3 лет.
- Ранняя стадия-до 4-5 месяцев.
Формы ДЦП (по МКБ-10):
- Гемиплегическая форма (32%).
- Спастическая диплегия (40%).
- Двойная гемиплегия (2%).
- Гиперкинетическая форма (10%).
- Атаксическая Форма (15%).
- Неуточненные формы.
Синдромы ДЦП:
- Синдромы двигательных нарушений
- Синдромы речевых нарушений
- Сенсорные нарушения
- Синдромы нарушений высших корковых функций
- Формы ДЦП
- Гемиплегическая форма
Симптомы: Непроизвольные движения (гиперкинезы), снижение мышечного тонуса, снижение силы мышц, гиперкинетические нарушения речи и задержка развития интеллекта.
Формы ДЦП
Спастическая диплегия
Симптомы: Слабость мышц на обеих сторонах больше в ногах, повышение тонуса на обеих сторонах неравномерно, задержка речевого развития, задержка интеллектуального развития.
Атаксическая форма
Симптомы: Низкий тонус мышц, нарушение коордигации движений, тремор, мозжечковые нарушения речи и задержка развития интеллекта.
При обучении детей страдающих ДЦП необходимо особое внимание уделить нарушениям эмоционально – волевой сферы, как непосредственно отвечающей за мотивацию учащихся к обучению, а так же нарушениям интеллектуально – мнестических функций, обусловленных двигательными, речевыми и сенсорными расстройствами. Большое значение имеет адаптация детей в социуме, их непосредственный контакт со сверстниками, понимание и поддержка со стороны педагога и другого обучающего персонала. Чтобы помочь ребенку чувствовать себя максимально полноценным важна координированная работа родители-педагоги-социум.
|