(подготовительная группа компенсирующей направленности)
срок реализации программы: с 1 сентября 2017 по 31 мая 2018г.
I. Целевой раздел
1. 1 Пояснительная записка
Рабочая модифицированная коррекционно-воспитательная программа составлена на основе:
- Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».
Скачать программу
Целью рабочей Программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Построение системы коррекционно-воспитательной работы в группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи и социальную адаптацию воспитанников в возрасте с 5 до 7, с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Программа предусматривает интеграцию действий специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников. Комплексность педагогического воздействия направлена на коррекцию речевого и психофизического развития детей, и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии.
Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе.
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников
- Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-воспитательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с ОНР. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-воспитательной работы в группе компенсирующей направленности с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.
Основной формой деятельности дошкольников является игра. Вся коррекционно-развивающая, индивидуальная, подгрупповая, групповая, интегрированная организованная образовательная деятельность в соответствии с Программой носят игровой характер.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического профиля и семей воспитанников.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей и родителей дошкольников.
В группе компенсирующей направленности коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является коррекция речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Специалисты и родители дошкольников, под руководством учителя-логопеда, занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-воспитательной работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала и интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
- соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Распределение тематики занятий по неделям достаточно вариативно, его можно перемещать в зависимости от педагогической ситуации. Педагогу, работающему в группе, следует доверять собственному опыту, интуиции, опираясь на возможности детей. В течение недели осуществляется разнообразная комплексная работа, последовательность проведения которой педагоги, ориентируясь на представленную табличную форму, могут варьировать.
Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с использованием следующих областей развития:
- физическое развитие;
- социально — коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
- поддержки разнообразия детства
- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии ребенка
- полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития
- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями
- реализация Программы в формах, специфических для детей; данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей
- возможность освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
- учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Таким образом, основная общеобразовательная программа, подчинена следующим целям:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства
- формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностям
- подготовка к жизни в современном обществе, обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:
- забота о здоровье, эмоциональное благополучие и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса
- творческая организация (креативность) образовательного процесса
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка
- уважительное отношение к результатам детского творчества
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения и семьи
- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту, формах работы с детьми.
Примерная основная общеобразовательная программа МБДОУ учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении, квалификацию педагогических кадров, состав родителей воспитанников.
Актуальным является внедрение деятельностного подхода к оценке качества системы дошкольного образования. Именно через умения педагога создать условия для раскрытия потенциала ребенка в разных видах деятельности, мы сможем полноценно реализовать целевые ориентиры
|