Дорогина Анастасия Александровна. Консультация для родителей и педагогов «Чудодейственный эффект Пигмалиона»

Консультация для родителей и педагогов «Чудодейственный эффект Пигмалиона»

Ожидания родителей в отношении своих детей оказывают огромное влияние на их поведение, достижения и многое другое. В известной пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» Элиза Дулиттл говорит: «Понимаете, кроме вещей, которым может научиться любой (манера одеваться, правильная речь и тому подобное), разница между леди и цветочницей — не в том, как они ведут себя, а в том, как с ними обращаются».

«Эффект ожиданий» или «эффект Пигмалиона» – это явление, которое состоит в том, что человек, убежденный в верности той или иной информации, непроизвольно ведет себя таким образом, что данная информация получает подтверждение. Если ждать от человека определённых действий, то прогнозы могут с большой вероятностью сбываться. Например, если сообщить человеку, что с ним должно произойти какое-то событие, он неосознанно начинает вести себя так, чтобы оно действительно случилось.

Название этому феномену было дано по имени мифического Пигмалиона – легендарного царя Кипра, который изваял статую прекрасной женщины и страстными мольбами убедил богов оживить ее. Галатея оказалась точно такой, какой он себе ее представлял, в ней воплощались все его желания, все, что он хотел видеть в девушке. Так, огромное желание Пигмалиона получить то, чего он так страстно хочет, помогло ему осуществить его мечту.

 

Эффект Пигмалиона часто проявляется в таких областях как педагогика и управление, а также в быту. Наверняка, каждый на себе испытал такие ситуации, когда кто-то (родитель, учитель, тренер, начальник) верил в вас и транслировал вам послания типа: «У тебя обязательно получится! Ты сможешь! Да, сейчас не получается, но я в тебя верю!", то рано или поздно действительно начинало получаться. И наоборот, если постоянно твердят, что это плохо сделано, это не так, возникает ощущение, что "я никчемный, и мне никогда не справиться, поэтому мне незачем напрягаться».

Убедительным доказательством того, что наши убеждения провоцируют самоосуществление пророчества, служит знаменитый эксперимент, проведенный в 1968 году американскими психологами Робертом Розенталем и Леонорой Якобсон. Два класса. Два учителя. В обоих классах дети имеют абсолютно одинаковый уровень умственного развития. Но одному учителю говорят, что ему дают класс с одаренными детьми, у которых есть интеллектуальный потенциал к высоким достижениям. А другому, что в его классе будут учиться дети, которым тяжело дается обучение. Между тем, детей с «высоким IQ» исследователи выбрали абсолютно случайно. На начальном этапе показатели по тестам у обеих групп приблизительно одинаковые. Что происходит через время с двумя группами, можете догадаться сами. Да, группа «одаренных» детей отлично учится и дает хорошие результаты, группа «отстающих» выдает результаты хуже, чем на начальном этапе тестирования. Практически волшебство. Вольно или невольно учителя передали свои ожидания этим ученикам, а те, в свою очередь, оправдали надежды поверивших в них учителей.

Если педагоги возьмут смелость и проанализируют свое отношение к детям, то вспомнят немало случаев, когда по каким – то критериям и причинам неосознанно ставили ярлык на ребенке, после чего очень сложно было менять свою позицию в ту или иную сторону.

Как – то во время дежурства нашего сада, мне пришлось поработать воспитателем на группе длительное время (психологов ставят на замены, но это бывает одноразово). Т.к. дети были не из нашего садика, то перед тем, как начать работать, я расспросила о детях воспитателей, которых сменила. Из рассказов я сделала вывод, что есть один мальчик, от которого можно ждать неприятностей. В первый же день мне пришлось в этом убедиться, т.е. мои ожидания оправдались. Но на то нам знания и даются, чтобы вовремя отрефлексировать сложившуюся ситуацию, сделать выводы, решить, что и как можно исправить. В начале общения мы воспринимаем ребенка не таким, каким он является, а таким, каким мы его представляем. И часто эти ложные представления могут остаться навсегда. Вспомнив про эффект Пигмалиона, я сконцентрировала внимание на этом ребенке. После предпринятых коррекционных шагов, которые предполагали акцент на его положительных чертах характера и позитивные подкрепления, поведение ребенка в группе изменились к лучшему. И у меня с ним проблем больше не возникало. Через две недели его мама поделилась радостью со мной о том, что впервые за два года она приходит за ребенком со спокойной душой, т.к. до этого ей постоянно приходилось выслушивать недовольства воспитателей по поводу поведения ребенка.

В этой же группе была девочка, за которой приходил папа и каждый раз спрашивал: «Точно – точно она себя хорошо вела?» Почему он все время ожидал плохого поведения от ребенка, я могла только догадываться. Хотя с профессиональной точки зрения, я понимала, что девочка могла бы попасть в группу риска. Но на то мы и взрослые, чтобы найти подход к ребенку. Мы действуем согласно своим ожиданиям. Различные ожидания приводят к различным видам действия по отношению к ребенку: невербальные со знаками «+» и «-» (мимика, контакт глаз, тактильная связь) и вербальные (похвала, критика, оценка). Альфред Адлер считал, что одна из причин плохого поведения, это привлечение внимания. Критика, недовольство в адрес ребенка это тоже уделенное ему внимание. Поэтому лучше акцентироваться на положительных чертах поведения или на положительных результатах деятельности. А когда кажется, что таковых нет, необходимо дать понять, что вы верите в ребенка, верите в его способности и в самого него.

Сначала наделите ребенка таким образом, каким хотите его видеть в будущем. Например, подарите ему веру в то, что он «солнышко». И тогда сработает самореализующееся пророчество, т.е. эффект «Пигмалиона», и вы почувствуете, как от этого ребенка веет теплом, радостью и светом.

Просмотров: 441
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Светлана Викторовна Смирнова. Программа «Пойми себя» Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с задержкой психического развития, длительное время пребывавших в условиях социально-психологической депривации
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Безопасное поведение ребенка на улице»
  • Царева Наталия Александровна. Памятка для родителей «Правила поведения во время утренника»
  • Забирова Лиана Робертовна Самородова Алена Николаевна. «Оздоровительный эффект фитбола старших дошкольников с нарушением зрения»
  • Бондарева Инна Алексеевна. Консультация для воспитателей 1 младшей группы «Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребенка»
  • Климанова Вера Владимировна. Оздоровительный эффект фитбола
  • Болдина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «Социальное развитие ребенка через формирование гендерной принадлежности»
  • Приймак Наталья Николаевна. Родительское собрание на тему «Темперамент – основа поведения ребенка»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Папазьян Анастасия Игоревна. Консультация для родителей на тему: «Эмоциональное состояние ребенка в период достижения им трех лет»
  • Р.А. Биккулова. Консультация для родителей «Дети, которых не понимают взрослые»
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Исмаилова Севиндж Гудрат Кызы. Персональная выставка творческих работ ребенка «Мир глазами ребенка»
  • Чубрикова Татьяна Николаевна Ружанская Екатерина Ивановна Щетинкина Тавтьяна Федоровна. Психолого-педагогические особенности агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста
  • Анастасия Cаратокина. Обучение ребенка чтению (рекомендации для родителей)
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Агапова Анжелика Васильевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ — ЛОГОПЕДА НА ТЕМУ: 'КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КАК ОДНА ИЗ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РЕБЕНКА В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА'
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Бессонова Людмила Александровна, Архипова Жанна Николаевна, Зайцева Марина Александровна. Сказка как средство коррекционно-развивающей работы по формированию положительных моделей поведения у детей старшего дошкольного возраста в группе ЗПР.
  • Ус Валентина Александровна. Как приучить ребенка есть овощи и фрукты
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Юдина Людмила Иосиповна. Консультация для воспитателей: Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь