Забирова Лиана Робертовна Самородова Алена Николаевна. «Оздоровительный эффект фитбола старших дошкольников с нарушением зрения»

«Оздоровительный эффект фитбола старших дошкольников с нарушением зрения»

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи — все это не укрепляет здоровье ребенка, а наоборот. Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление здоровья детей, является в настоящее время особенно значимым. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.

Многие дети нуждаются в особых методиках физического воспитания, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти методики должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или фитболами. В детской практике фитболы используются за рубежом уже около семидесяти лет, в нашей стране около двадцати.

 

Впервые методика фитбол-гимнастики была представлена в 2002 году авторами: кандидатом педагогических наук, доцентом Татьяной Сергеевной Овчинниковой, и кандидатом медицинских наук, доцентом Аллой Аскольдовной Потапчук в программе «Двигательный игротренинг для дошкольников», которая была апробирована в течение пяти лет в детских садах города Санкт-Петербурга. В этой программе авторы описали физиологическое воздействие фитболов на организм ребенка и методику проведения занятий, высокая эффективность которой была высоко оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками.

Дети с нарушением зрения характеризуются меньшей подвижностью, по сравнению с нормально видящими сверстниками, у них осложнено формирование понятий об основных движениях, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей. Эти дети испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении упражнений на равновесие, сложно у них развиваются координационные способности. Упражнения координационной направленности — позитивно влияют на уровень физического развития и физической подготовленности. У детей с нарушением зрения, как правило, наблюдается целый комплекс отклонений в физическом развитии и двигательной сфере. Дети с патологией зрения по уровню физической подготовленности (быстрота, ловкость, гибкость, выносливость) уступают своим ровесникам, которые имеют нормальное зрение. Установлено, что по большинству показателей базовых координационных способностей дошкольники с дефектом зрительного анализатора отстают от параметров здоровых сверстников.

Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол — гимнастики как: амортизатор и тренажер мяч предназначен для развития силовых способностей мышц рук, ног (зажимы мяча), а также для развития функции равновесия. При использовании мяча как предмета можно выполнять различные общеразвивающие упражнения с мячом в руках в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа и др.), а также броски, ловлю, удары об пол (ведение) и т. д. Мяч как опора применяется в положении сидя верхом на мяче, в различных исходных положениях лежа (мяч под спину, под живот, под бок, а также лежа на спине мяч под ногами и т. д.). Можно использовать мяч и как ориентир при выполнении различных подвижных игр, эстафет (обежать мяч и т. д.), а также при выполнении таких упражнений, как: наклон назад прогнувшись из положения стоя на коленях до касания руками мяча или наклон вперед из положения в седе ноги врозь и т. д. Мяч как отягощение (в руках, ногах, на голове) применяется в различных исходных положениях: стоя, лежа, сидя и т. д., для укрепления различных мышечных групп, формирования и коррекции фигуры. Мяч можно использовать как препятствие для перешагивания, перепрыгивания и различных видов прокатываний на нем (на животе — вперед и назад, в седе — вправо и влево). Фитболы применяются и в качестве массажера при выполнении упражнений в парах. Один занимающийся лежит на животе, другой с мячом в руках выполняет массажные движения по спине партнера (прокатывания, постукивания, вибрационные и круговые движения и т. д.).

Фитбол

  • гимнастика позволяет решать следующие задачи:
  • развитие двигательных качеств (быстрота, выносливость, гибкость, сила, ловкость);
  • обучение основным двигательным действиям;
  • развитие и совершенствование координации движений и равновесия;
  • укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки и выработка оптимального двигательного стереотипа;
  • улучшение функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • ­ нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя;
  • улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
  • стимуляция развития анализаторных систем, проприоцептивной чувствительности;
  • ­ развитие мелкой моторики и речи;
  • ­ адаптация организма к физической нагрузке.

Уникальное сочетание физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривание стихов в ритм движений или пения в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнении на мяче, усиливает эффект занятий. Дети с удовольствием занимаются на таких тренажёрах.

Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Разные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека. Ребенок без патологии зрения способен различить разнообразные цвета и оттенки при смешивании трех основных цветов спектра: красного, зеленого, синего. У детей со зрительными нарушениями наблюдается выпадение или нарушение одного из компонентов (дихромазия): при ухудшении восприятия красного цвета красные и оранжевые оттенки кажутся темно-серыми или даже черными, желтый и красный для них один цвет. Цвет регулирует психоэмоциональное состояние, оказывает активное воздействие на сетчатку глаза (особенно красный, желтый, оранжевый и зеленый).

Глазные болезни и рекомендуемые для использования цвета предметов:

Амблиопия – красный, оранжевый; близорукость – красный, оранжевый, зеленый, синий; глаукома – зеленый, синий; дистрофия сетчатки – красный, оранжевый; катаракта в начальной степени – синий, зеленый; косоглазие – оранжевый, зеленый; слабая аккомодация – синий, голубой, зеленый; травма глаза – синий, голубой.

Мячи обладают ещё и вибрационным воздействием. Вибрация активизирует регенеративные процессы, что позволяет использовать мячи в период реабилитации после различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Мячи индивидуализируют лечебно-воспитательный процесс, конкретно корригируют имеющиеся нарушения осанки без использования специальных валиков и приспособлений под области кифоза или лордоза. Упражнения на мяче используем в разных исходных положениях: сидя на мяче; лёжа на полу, на мяче; стоя с мячом; на коленях; в приседе.

Начинаем работу по «Фитбол-гимнастике» со старшей группы, где основное внимание уделяем работе над тонусом, статистической координацией и сохранением заданной позы. В подготовительной к школе группе главная задача — обучение технически правильному выполнению общеразвивающих упражнений и развитию двигательной координации. Дети шестого года имеют более координированные движения, которые подконтрольны сознанию и могут регулироваться и подчиняться волевому приказу. Дети понимают пользу упражнений, связь между способом выполнения и конечным результатом, становятся более настойчивы в преодолении трудностей и могут многократно повторять упражнения, работать в коллективе, выполнять все команды, данные инструктором, организовано и дисциплинировано. По структуре двигательный тренинг напоминает классические занятия по физическому воспитанию со строгой трехчастной формой, где есть: вводная часть, в задачи которой входит развитие всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений; основная часть — освоение общеразвивающих упражнений и упражнений на тренажерах; заключительная часть — подвижная игра и релаксация. На седьмом году жизни происходит переход от игровой деятельности к учебной, поэтому в этом возрасте в заключительной части мы обучаем приемам релаксации, которые помогают детям в дальнейшем самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние, процессы возбуждения и торможения. Например, дети ложатся на спину, закрывают глаза и отдыхают под спокойную музыку.

Подводя итог, хочется отметить, что оздоровительный эффект фитбола при оптимальной и систематической нагрузке укрепляет мышечный корсет у детей с нарушением зрения, что приводит к исправлению и формированию правильной осанки, совершенствуется сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Дети становятся более гибкими, ловкими, подвижными, улучшается координация движений. Новая форма физкультурных занятий стимулирует двигательную активность детей, повышает интерес, повышает работоспособность, снижает утомляемость, улучшает процессы саморегуляции и самоконтроля, способствует развитию творчества детской фантазии и эмоционально раскрепощает детей и даёт положительный эмоциональный заряд. Безусловно, фитбол-гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм.

Таким образом, фитбол-гимнастика, являющаяся на данный момент перспективным направлением в физического воспитания и оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка.

Просмотров: 209
Категория: По направлениям » Для детского сада » Тифлопедагогика




Другие новости по теме:

  • Пилипенко Ольга Владимировна. Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»
  • Чайковская Наталья Михайловна. Методическая разработка игр и упражнений по развитию мелкой моторики в группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в системе здоровьесберегающих технологий
  • Чайковская Наталья Михайловна. Методическая разработка игр и упражнений по профилактике и коррекции плоскостопия для детей в группе с нарушением опорно-двигательного аппарата в системе здоровьесберегающих технологий
  • Ермакова Светлана Николаевна. Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Крайняя Оксана Фирдаусовна. Формирование двигательной активности детей посредством игр и упражнений с мячом
  • Евдокимова Мария Викторовна. Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • Грелова Ирина Макаровна. Обучение грамоте детей среднего дошкольного возраста с элементами коррекционных упражнений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  • Соловьева Юлия Анатольевна. План-конспект занятия для старших групп по формированию предметных представлений и развитию зрительно-двигательной координации у детей с нарушением зрения «Чайная посуда»
  • Прокофьева Виктория. Влияние двигательных упражнений на развитие зрения
  • Стороженкова Татьяна Сергеевна. КОНСПЕКТ СПОРТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РОДИТЕЛЕЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ
  • Колесникова Светлана. Конспект НОД «Красный, желтый, зеленый» для детей 4-5лет
  • Антипина Алёна Иннокентьевна. Мастер-класс «Развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития посредством игр и упражнений»
  • Саргас Надежда Борисовна. Мастер-класс «Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития, через систему игр и упражнений»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Темирева Ирина Александровна. Консультация по теме 'Особенности проведения различных видов занятий для развития технического творчества'
  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Ефремова Оксана Васильевна. Консультация для воспитателей «Игры с мячом для развития дошкольников с нарушением зрения»
  • Коростелева Екатерина Федоровна. Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в старшей группе. Тема: «Путешествие в лес»
  • Петухова Елена Владимировна. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 'Цвета Радуги'
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Николаева Светлана Валентиновна. Конспект викторины по ПДД «Красный, желтый, зеленый» в подготовительной группе
  • Минченкова Ирина Владимировна. КВН: «Красный, желтый, зеленый».
  • Курганова Екатерина Борисовна. Рекомендации родителям 'Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения' (младший дошкольный возраст)
  • Шестернина Ирина Анатольевна. Конспект Образовательной деятельности «Красный, желтый, зеленый»
  • Пазюра Наталья Александровна. Методы диагностики показателей физического развития детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
  • Лебедева Татьяна Владимировна. Конспект НОД по ПДД в средней группе «Зеленый, Желтый, Красный»
  • Журавель Любовь Назаровна. Конспект непосредственно – образовательной деятельности КВН «Красный, зеленый, желтый»
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь