Авторы:
- Бессонова Людмила Александровна — воспитатель
- Архипова Жанна Николаевна — воспитатель
- Зайцева Марина Александровна — учитель-дефектолог
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №78 «Теремок» комбинированного вида» Новгородская область, г. Великий Новгород
По данным НИИ детства Российской Федерации наблюдается ежегодное увеличение численности детей с ОВЗ, среди которых больший процент это дети с ЗПР. Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
О. А. Защиринская отмечает черты незрелости в психическом облике и поведении детей с ЗПР: непосредственность, поверхностность переживаний, преобладание эмоционального мотива поведения, слабость волевого усилия, несамостоятельность и внушаемость, лабильность настроения – качества которые характеризуют личностную незрелость.
Работая в группе для детей с ЗПР, мы столкнулись с такими проблемами как: не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые несдержанны, вспыльчивы, проявляют склонность к агрессии, не желают делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Дети с ЗПР во многом инфантильны и им сложно воспринимать нормы и правила поведения, поэтому к таким детям необходим особый подход, с более подробным объяснением их поступков, действий, подсказка правильных решений, чтобы сформировать у ребёнка культуру правильного поведения.
Для решения этой проблемы нами была подобрана и систематизирована картотека сказок, (в виде мультимедийных презентаций) по лексическим темам изучаемых в группе. Главная цель, которой, в формировании у ребёнка положительных моделей поведения, которыми он руководствуется в своих поступках в повседневной жизни.
Практика показала, что при использовании в коррекционно-развивающем процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы с детьми повышается.
Об эффективности говорят следующие позитивные факторы:
- дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать
- у воспитанников повышается мотивация к работе за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей
- полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике
- презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни
- осуществление полисенсорного восприятия материала.
- формирует положительное эмоциональное состояния ребенка в процессе деятельности, что является залогом успеха и т.д.
Ознакомление со сказкой мы организуем один раз в две недели, в групповой форме. Можно выделить несколько этапов работы со сказкой:
1 этап. Знакомство со сказкой посредством мультимедийной презентации.
О. И. Никифоровой определены следующие уровни восприятия художественного произведения дошкольниками: понимание его предметной стороны, понимание подтекста и системы художественных образов и средств и, наконец, осмысление идейно-образного содержания произведения. Восприятие художественного произведения приводит к оценке прочитанного, к осознанию главных мыслей произведения, к раскрытию мотивов, отношений.
2 этап. Беседа по тексту.
Вопросы к тексту помогают детям точнее охарактеризовать героев, напоминают им соответствующий эпизод, фразу, поступок персонажа, помогают детям почувствовать главную идею произведения, помогают лучше разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости формируют первоначальное понятие о человеческом достоинстве.
В старшем дошкольном возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к пониманию о хорошем поведении. Этические беседы являются связывающим звеним в сознании детей разрозненных представлений в единое целое.
3 этап. Этюд
Этюдная деятельность способствует развитию чувств, глубоких переживаний ребёнка, развитию эмоциональной сферы, заставляет его сочувствовать персонажам, кроме того, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Игровой этюд осуществляем следующим образом: педагог читает текст, предлагая, детям показывать отдельные действия героев сюжета сказки.
4 этап. Задания к сказкам
- Продуктивная деятельность (например: нарисуй иллюстрацию к сказке, слепи героя из сказки и т.д.)
- Придумай окончание сказки.
- Дидактические игры на материале знакомых сказок (отгадай сказку, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.
- Лабиринты (по сюжету сказки, или отдельного эпизода)
- Грамматические задания и др.
Работу по данному направлению осуществляем в тесном сотрудничестве с родителями, используя следующие формы работы:
- Тематические собрания.
- Стендовая информация (представляем в уголке для родителей в виде консультаций на темы «Роль сказки в жизни ребёнка» «Как научить ребёнка слушать» и т.п. А также список литературных произведений, с которыми необходимо познакомить ребёнка дома).
- Конкурс «Иллюстрация к любимой сказке».
- Выставка книг «Моя любимая сказка».
- Драматизация сказок совместно с родителями.
- Благотворительная акция «Подари книгу группе»
- Мини — музей «Книги».
В рамках мини — музея, который функционирует в группе с 2013 года, родители совместно с детьми изготавливают книжки-самоделки.
На материале сказок дети учатся оценивать характеры и поступки героев, понимать такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, согласовывать свои действия со взрослыми и сверстниками.
По словам В. А. Сухомлинского «Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.»
В работе с детьми мы используем следующие сказки:
- «Репка», «Теремок», «Зимовье зверей» — эти сказки учат детей быть дружными, трудолюбивыми
- «Волк и семеро козлят», как добрые и миролюбивые побеждают
- «У страха глаза велики» высмеиваются страх и трусость и т.п.
Использование в своей работе мультимедийных презентаций помогло нам сделать организованную деятельность интересной, эмоционально окрашенной, что способствовало хорошей результативности образовательных ситуаций.
Такая система коррекционно-развивающей работы позволила нам наиболее эффективно формировать положительные модели поведения у детей старшего дошкольного возраста в группе ЗПР.
|