УДК 378. 14. 026. 9
И.Н. Каверина Россия, пгт. Колпна, МБДОУ ДС № 1 «Солнышко»
В статье рассматривается факторы профессиональной деятельности педагога и структура профессионально-педагогической компетенции.
Ключевые слова: профессионализм, компетенции, педагогические компетенции, педагогическое мастерство.
EIGHT ASPECTS OF THE PROFESSIONAL TEACHER
I. N. Kaverina. Russia, village. Kolpna, MBDOU DS № 1 " Sun» The article discusses the factors of professional activity of the teacher and the structure of professional and pedagogical competence.
Key words: professionalism, competence, pedagogical competence, pedagogical skill.
"У учителей, как и у врачей, нет права на ошибку…» — отметил глава государства В.В. Путин на торжественной церемонии награждения всероссийского конкурса «Учитель года». На сегодняшний день тема качественного образования в России является одной из самых актуальных во внутренней политике государства, поэтому педагогическая профессия сейчас под пристальным вниманием со стороны Министерства Образования, научных деятелей и СМИ. Имеет ли педагог право на ошибку и есть ли те, кто не допускает оплошности в своей профессиональной деятельности? Педагог — профессионал реальность или выдумка?
В данном случае термин «профессионализм» подразумевается как не высший уровень знаний, умений и результатов человека в определенной сфере деятельности, а как систему, в которой присутствует организация сознания, психология человека, состоящая из следующих факторов:
- свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности): его мировоззрение (отношение к внешнему миру, к людям, к деятельности), социально ориентированные мотивы, отношение к себе, особенности саморегуляции, интеллектуальные черты индивидуальности, эмоциональность, ее особенности и проявления;
- осознание близкого и более отдаленного родства своей профессии с другими;
- представление о сложных способностях, сочетаниях личных качеств, ожидаемых в данной общности у профессионала;
- осознание того, какие качества данная профессия развивает у человека; представление о своем месте в профессиональной общности.
Профессионализм педагога – это совокупность характеристики личности педагога, владеющего им видами профессиональной деятельности и наличие у педагога профессионально важных психологических качеств, обеспечивающих эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию (детей, взрослых обучающихся). Неотъемлемая составляющая педагога-профессионала – наличие профессиональных компетенций.
Профессионально-педагогическая компетентность (далее ППК) – это свойство личности, основывающееся на эрудированности и авторитетности педагога, способствующее эффективно решать учебно-воспитательные задачи, направленные на формирование личности воспитанника. Понятие «компетентность» тесно связано с педагогической деятельностью и ППК – это способность педагога превращать свои знания и умения в средство формирования личности обучаемого.
Следовательно, ППК — интреграция умений педагога структурировать научные и практические знания в целях более эффективного решения педагогических задач.
Профессионально-компетентным является такая деятельность педагога, в котором на высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, реализуется личность педагога и в котором достигаются хорошие результаты обучения, воспитания и развития личности воспитанника.
Педагога обладающего ППК можно представить в виде геометрической фигуры октаэдр, имеющего восемь граней, тесно связанных друг с другом. Каждая грань – одна из основных составляющих профессионально-педагогической компетентности.
Грань первая: специально-педагогическая компетентность.
Педагог-авторитет в определенной области науки или нескольких наук, содержащихся в учебном плане обучающихся. Специально-педагогическая компетентность предполагает не только обширные знания предмета и квалификацию, но и опыт деятельности в этой сфере, и знание способов решения творческих и технических задач.
Грань вторая: научная компетентность.
Педагог, как источник знаний, он не только обладает глубокими знаниями в определенной области науки, но и умеет применять свои знания в практической деятельности.
Грань третья: научно-педагогическая компетентность.
Глубоких знаний в теоретической и практической части науки для профессионально-компетентного педагога недостаточно, следующая грань ППК – научно-педагогическая компетентность – умение превращать научную
деятельность в средство воспитательного воздействия на личность воспитанника.
Грань четвертая: методическая компетентность.
Методическая компетентность одна из самых важных составляющих ППК. В педагогической литературе много разных определений «методической компетентности», Н.В. Кузьмина (доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, основатель и президент Академии акмеологических наук) определяет этот вид компетенций, как владение педагогом различными формами и методами обучения, умение грамотно применять дидактические материалы в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения информации, знаний и умений в ходе обучения. В том числе и обучение методике преподавания в учебных учреждениях.
Грань пятая: социально-психологическая компетентность.
Педагог знает особенности процесса общения между педагогом и обучающимися и между учебными группами, с учетом своих знаний может найти эффективное решение поставленных задач, чтобы достигнуть необходимые педагогические результаты.
Социально-психологическая компетентность может рассматриваться как интеграция нескольких компетенций – коммуникативной и социально-перцептивной.
Грань шестая: дифференциально-психологическая компетентность.
Педагог умеет определять индивидуальные особенности каждого обучаемого и, знает его сильные и слабые стороны, учитывает эмоциональное состояние людей, вследствие чего, может грамотно выстроить взаимоотношения с коллегами и учениками.
Грань седьмая: аутопсихологическая компетентность.
Педагог осведомлен о сильных и слабых сторон как в личности, так и в профессиональной деятельности, знает каким способом их усовершенствовать, как сформировать в себе новые качества и умения.
Грань восьмая: общепедагогическая компетентность.
Педагог осведомлен, что научный подход является неотъемлемой частью при организации учебного процесса, результатом этого могут быть технологии обучения и воспитания.
Соединение восьми граней в конечном результате дает нам определенную геометрическую фигуру, так и интеграция всех вышеперечисленных компетенций может сформировать педагога профессионала. Возвращаясь к вопросу о том, есть ли у педагога право на ошибку — ответ неоднозначен, как человек, только начинающий путь в педагогическую деятельность, я считаю, что у нас нет права на ошибку, если ошибкой считать то, что исправить не возможно. Вы задаетесь вопросом «А кто не совершает ошибок?» — ответ прост, педагог профессионал в своей деятельности, обладающий необходимыми компетенциями, его же можно называть мастер педагогического дела, так как педагогическое мастерство неразрывно связано с профессионализмом и компетенцией
Литература
- Чуркина М., Жадько Н.М. Альпина. Бизнес Букс. — М.: Управленческая эффективность руководителя 2009. С. 345—351
- Вакшина Т.А., Виницкая Н.В., Губарева Л.И., Дерепаско С.В., Светоносова Л.Г., Тенетилова В.С., Шабалина Е.П., Шелест М.Ю., Шулимова Е.Б. Современные проблемы педагогики. — Орел, 2014
|