Каверина Ирина Николаевна. ВОСЕМЬ ГРАНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

ВОСЕМЬ ГРАНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

УДК 378. 14. 026. 9

И.Н. Каверина Россия, пгт. Колпна, МБДОУ ДС № 1 «Солнышко»

В статье рассматривается факторы профессиональной деятельности педагога и структура профессионально-педагогической компетенции.

Ключевые слова: профессионализм, компетенции, педагогические компетенции, педагогическое мастерство.

EIGHT ASPECTS OF THE PROFESSIONAL TEACHER

I. N. Kaverina. Russia, village. Kolpna, MBDOU DS № 1 " Sun» The article discusses the factors of professional activity of the teacher and the structure of professional and pedagogical competence.

 

Key words: professionalism, competence, pedagogical competence, pedagogical skill.

"У учителей, как и у врачей, нет права на ошибку…» — отметил глава государства В.В. Путин на торжественной церемонии награждения всероссийского конкурса «Учитель года». На сегодняшний день тема качественного образования в России является одной из самых актуальных во внутренней политике государства, поэтому педагогическая профессия сейчас под пристальным вниманием со стороны Министерства Образования, научных деятелей и СМИ. Имеет ли педагог право на ошибку и есть ли те, кто не допускает оплошности в своей профессиональной деятельности? Педагог — профессионал реальность или выдумка?

В данном случае термин «профессионализм» подразумевается как не высший уровень знаний, умений и результатов человека в определенной сфере деятельности, а как систему, в которой присутствует организация сознания, психология человека, состоящая из следующих факторов:

  • свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности): его мировоззрение (отношение к внешнему миру, к людям, к деятельности), социально ориентированные мотивы, отношение к себе, особенности саморегуляции, интеллектуальные черты индивидуальности, эмоциональность, ее особенности и проявления;
  • осознание близкого и более отдаленного родства своей профессии с другими;
  • представление о сложных способностях, сочетаниях личных качеств, ожидаемых в данной общности у профессионала;
  • осознание того, какие качества данная профессия развивает у человека; представление о своем месте в профессиональной общности.

Профессионализм педагога – это совокупность характеристики личности педагога, владеющего им видами профессиональной деятельности и наличие у педагога профессионально важных психологических качеств, обеспечивающих эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию (детей, взрослых обучающихся). Неотъемлемая составляющая педагога-профессионала – наличие профессиональных компетенций.

Профессионально-педагогическая компетентность (далее ППК) – это свойство личности, основывающееся на эрудированности и авторитетности педагога, способствующее эффективно решать учебно-воспитательные задачи, направленные на формирование личности воспитанника. Понятие «компетентность» тесно связано с педагогической деятельностью и ППК – это способность педагога превращать свои знания и умения в средство формирования личности обучаемого.

Следовательно, ППК — интреграция умений педагога структурировать научные и практические знания в целях более эффективного решения педагогических задач.

Профессионально-компетентным является такая деятельность педагога, в котором на высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, реализуется личность педагога и в котором достигаются хорошие результаты обучения, воспитания и развития личности воспитанника.

Педагога обладающего ППК можно представить в виде геометрической фигуры октаэдр, имеющего восемь граней, тесно связанных друг с другом. Каждая грань – одна из основных составляющих профессионально-педагогической компетентности.

Грань первая: специально-педагогическая компетентность.

Педагог-авторитет в определенной области науки или нескольких наук, содержащихся в учебном плане обучающихся. Специально-педагогическая компетентность предполагает не только обширные знания предмета и квалификацию, но и опыт деятельности в этой сфере, и знание способов решения творческих и технических задач.

Грань вторая: научная компетентность.

Педагог, как источник знаний, он не только обладает глубокими знаниями в определенной области науки, но и умеет применять свои знания в практической деятельности.

Грань третья: научно-педагогическая компетентность.

Глубоких знаний в теоретической и практической части науки для профессионально-компетентного педагога недостаточно, следующая грань ППК – научно-педагогическая компетентность – умение превращать научную

деятельность в средство воспитательного воздействия на личность воспитанника.

Грань четвертая: методическая компетентность.

Методическая компетентность одна из самых важных составляющих ППК. В педагогической литературе много разных определений «методической компетентности», Н.В. Кузьмина (доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, основатель и президент Академии акмеологических наук) определяет этот вид компетенций, как владение педагогом различными формами и методами обучения, умение грамотно применять дидактические материалы в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения информации, знаний и умений в ходе обучения. В том числе и обучение методике преподавания в учебных учреждениях.

Грань пятая: социально-психологическая компетентность.

Педагог знает особенности процесса общения между педагогом и обучающимися и между учебными группами, с учетом своих знаний может найти эффективное решение поставленных задач, чтобы достигнуть необходимые педагогические результаты.

Социально-психологическая компетентность может рассматриваться как интеграция нескольких компетенций – коммуникативной и социально-перцептивной.

Грань шестая: дифференциально-психологическая компетентность.

Педагог умеет определять индивидуальные особенности каждого обучаемого и, знает его сильные и слабые стороны, учитывает эмоциональное состояние людей, вследствие чего, может грамотно выстроить взаимоотношения с коллегами и учениками.

Грань седьмая: аутопсихологическая компетентность.

Педагог осведомлен о сильных и слабых сторон как в личности, так и в профессиональной деятельности, знает каким способом их усовершенствовать, как сформировать в себе новые качества и умения.

Грань восьмая: общепедагогическая компетентность.

Педагог осведомлен, что научный подход является неотъемлемой частью при организации учебного процесса, результатом этого могут быть технологии обучения и воспитания.

Соединение восьми граней в конечном результате дает нам определенную геометрическую фигуру, так и интеграция всех вышеперечисленных компетенций может сформировать педагога профессионала. Возвращаясь к вопросу о том, есть ли у педагога право на ошибку — ответ неоднозначен, как человек, только начинающий путь в педагогическую деятельность, я считаю, что у нас нет права на ошибку, если ошибкой считать то, что исправить не возможно. Вы задаетесь вопросом «А кто не совершает ошибок?» — ответ прост, педагог профессионал в своей деятельности, обладающий необходимыми компетенциями, его же можно называть мастер педагогического дела, так как педагогическое мастерство неразрывно связано с профессионализмом и компетенцией

Литература

  1. Чуркина М., Жадько Н.М. Альпина. Бизнес Букс. — М.: Управленческая эффективность руководителя 2009. С. 345—351
  2. Вакшина Т.А., Виницкая Н.В., Губарева Л.И., Дерепаско С.В., Светоносова Л.Г., Тенетилова В.С., Шабалина Е.П., Шелест М.Ю., Шулимова Е.Б. Современные проблемы педагогики. — Орел, 2014
Просмотров: 462
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Главный Редактор. Компетентность педагога и здоровьесохранение
  • Бойко Ольга Марксовна. Профессиональная компетентность педагога ДОУ
  • Калиниченко Вера Георгиевна. Профессиональная компетентность педагога ДОУ в современных условиях
  • Зайцева Ольга Владимировна Гуцу Юлия Игоревна. Особенности личности и профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования
  • Агапова Анжелика Васильевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ — ЛОГОПЕДА НА ТЕМУ: 'КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КАК ОДНА ИЗ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РЕБЕНКА В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА'
  • Кузяшина Светлана Петровна. Особенности организации взаимодействия педагога с воспитанниками по решению задач формирования нравственности личности
  • Богрякова Виктория Александровна. Педагогическая статья «Педагогическое общение как основная форма взаимодействия педагога и ребенка».
  • Матвеева Дарья Алексеевна. Коммуникативная компетентность воспитателя как условие развития речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста.
  • Гришкова Вера Васильевна. Конкурс педагогического мастерства «Педагог – это не профессия, педагог – это призвание…»
  • Мясникова Лидия Николаевна. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной компетентности педагога
  • Каюкова Ольга Владимировна. ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДОУ
  • Хасанова Рузиля Рафаэльевна. Педагогический проект «Изготовление детского журнала – как средство совместной деятельности педагога, детей и родителей»
  • Редактор. Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование
  • Щербакова Наталья Сергеевна Сорокина Анастасия Александровна Килина Ирина Юрьевна. Формирование социально значимых качеств личности воспитанника средствами театральной деятельности
  • Крутикова Галина Константиновна. «Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование»
  • Богачева Алена Степановна. Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми»
  • Чернова Наталья Михайловна. Информационно-коммуникативная компетентность воспитателя
  • Штанько Валентина Ивановна, Галеева Гульнара Мансуровна. «Педагог нового формата – это профессионал своего дела и творческая личность»
  • Барукова Елена Евгеньевна. Совершенствование методов обучения и воспитания (краткое описание методик, которые использует педагог в образовательной деятельности.)
  • Кравцова Инна Витальевна. Персонификация в пескотерапии как инновационная здоровьесберегающая технология в деятельности педагога-психолога, воспитателя ДОО (методические рекомендации)
  • Плотниченко Наталья Александровна. ММ-презентация для проведения семинара для педагогов на тему: «Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения»
  • Ахунзянова Альбина Вазиховна. САЙТ ДОО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА
  • Кузнецова Олеся Петровна. Применение информационно-коммуникационных технологий как одно из условий формирования компетентности современного педагога ДОУ
  • Хлыстова Серафима Валентиновна. Консультация для воспитателей «Оформление документации – одна из компетенций педагога»
  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС
  • Щербинина Татьяна Александровна. «Организация содержательного общения педагога с детьми в разных видах деятельности»
  • Коротун Лилия Олеговна. Игра как педагогическое средство воспитания личности
  • Малыш Ирина Геннадьевна. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И СЕМЬИ ВОСПИТАННИКА
  • Филипова Елена Владимировна. Профессиональные качества педагога. Словарь педагогических терминов и определений
  • Кельзина Светлана Юрьевна. Организация партнерской деятельности педагога с детьми в системе дошкольного образования.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь