Авторы:
- Заболотная Надежда Александровна Педагог-психолог
- Погодаева Алёна Викторовна Учитель-дефектолог
МБДОУ «Д/с «Ёлочка» г. Абакан
XXI век требует мощного развития различных технологий, в том числе информационных, диктует новые условия. Человек в наше время просто обязан обладать такими качествами характера, как гибкость мышления, способность к быстрому усвоению информации, коммуникабельность, умение принимать решения, планировать и т.д. Поэтому так важно пересмотреть подход, касающийся процесса образования нового, подрастающего поколения. Образовательные технологии по ФГОС необходимо внедрять в педагогический процесс ДОУ поэтапно. Рассмотрим основные технологии, используемые в ДОУ.
Технология проблемного обучения в детском саду. Существуют четыре уровня проблемного обучения в детском саду в зависимости от того, кто — педагог или ребенок — и как ставит задачу и решает ее. По итогу использования данной технологии в ДОУ воспитывается способность детей к самостоятельному анализу проблемной ситуации, самостоятельному поиску правильного ответа.
Игровые технологии в ДОУ по ФГОС. Игровые технологии выходят на первый план, поскольку именно игровая деятельность доминирует у детей от двух до шести лет. Методика направлена на развитие памяти, воображения, внимания. Игровые технологии развивают у дошкольников любознательность, развивают коммуникабельность и творческое мышление, стимулируют способность к рефлексии. Побуждают воспитанников к самостоятельному решению проблем, что в дальнейшем помогает им достигать успеха в той или иной сфере. В игровую технологию в ДОУ по ФГОС последовательно включаются: игры и упражнения, благодаря которым дети учатся выделять основные и характерные признаки предметов, сравнивать и сопоставлять их; воспитывающие в детях быстроту реакции, умение владеть собой, смекалку, фонематических слух и многое другое.
Технология “ТРИЗ” Технология “ТРИЗ” (теория решения изобретательских задач) относится к нетрадиционным формам работы, которые ставят дошкольника в позицию думающего человека. Целью использования в ДОУ данной технологии является развитие таких качеств мышления у детей, как подвижность, гибкость, диалектичность, системность, это с одной стороны. С другой стороны, формируется речь, творческое воображение, стремление к новизне. Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте — привить ребенку радость творческих открытий.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающие технологии являются основополагающими среди всех технологии в ДОУ по ФГОС. Они базируются на принципах внедрения культуры здорового образа жизни и валеологической культуры в жизнь дошкольников. Реализуются здоровьесберегающие технологии в детском саду через комплекс медицинских, педагогических, психологических мероприятий, объединенных единой целью — укрепить и сохранить здоровье воспитанников.
Все здоровьесберегающие технологии классифицируют на несколько групп:
- профилактические, отвечающие за сохранение детского здоровья и за его приумножение;
- физкультурно-оздоровительные, основу которых составляют инструменты закаливания, дыхательной гимнастики, физических упражнений;
- образовательно-воспитательные, отвечающие за приобщение дошкольников к культуре здоровья;
- социально-психологического благополучия детей (положительное общение дошколят со сверстниками и взрослыми);
- сохранения учительского здоровья, ориентированные на стимулирование здоровья воспитателей через подвижные игры, гимнастику, релаксацию и т.д.;
- ЗОЖ, направленные на использование коммуникативных игр, занятий физкультурой, проблемно-игровых и коррекционных методов для приобщения воспитанников к ЗОЖ; динамичная сенсорно-развивающая среда.
Технология исследовательской деятельности в ДОУ по ФГОС Практика исследовательской деятельности в детском саду имеет под собой главную цель — развитие у воспитанников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления. Важно отметить, что применение проектных технологий в ДОУ по ФГОС невозможно без использования ТРИЗ-технологий. При организации работы над творческим проектом перед воспитанниками ставится проблемная задача, которую необходимо решить, то есть провести исследование или эксперимент. Методы и приёмы организации исследовательской деятельности различны: наблюдения, опыты, моделирования, эвристические беседы, исследования запахов, окружающей природы и тому подобное).
Таким образом, применение педагогических технологий в ДОУ является неотъемлемой частью образовательного процесса.
|