Тема: Система методик изобразительного алгоритма на основе инновационной модели ИЗО-студии в рамках технологии интегрированного обучения.
Автор: Кветкина Елена Юрьевна педагог дополнительного образования МБУДО «Центр творчества» г.о. Красногорск Московской области
Тема: Система методик изобразительного алгоритма на основе инновационной модели ИЗО-студии в рамках технологии интегрированного обучения.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Скачать конспект
Скачать материалы к конспекту
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом, отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления, поэтому важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики. На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. В своей работе я использую различные педагогические технологии. Одна из актуальных для меня на сегодняшний день технология интегрированного обучения.
Потребность в интеграции объясняется рядом причин:
- форма проведения интегрированных занятий нестандартна и интересна, снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности;
- усиливаются межпредметные связи, и за счет этого увеличивается познавательная активность детей, коммуникативные способности, развитие мышления, что в дальнейшем позволяет объективно видеть целостную картину мира;
- интеграция дает возможность самореализации, самовыражения, творчества педагога и его воспитанников.
Цель: дать обучающимся целостное представление об окружающем мире, средством комплексного изучение различных видов деятельности изобразительного искусства и межпредметных связей.
Задачи:
- научить воспитанников самостоятельно применять знания из разных дисциплин (основного и дополнительного образования) при решении новых проблемных задач в изобразительном искусстве;
- способствовать формированию у детей целостной картины мира и познавательного интереса.
- развивать воображение, мышление и творческую активность детей в изобразительной деятельности.
Одним из средств достижения этих задач является необычность модели изостудии, разделенной на творческие зоны и позволяющей более рационально и с пользой использовать время занятия. Она дает возможность детям с разным уровнем подготовки углублять и расширять знания в изобразительном искусстве.
Синтез искусств, способствует осознанному пониманию различий в видах и жанрах изобразительного искусства. У детей повышается интерес к работе механического характера, закрепляются навыки создания изображения и композиции.
Описание опыта внедрения технологии.
Педагогом дополнительного образования я работаю с 1997 года после прохождения обучающего курса на базе экспериментальной площадки МГГУ им. Шолохова в московском детском саду № 923.
Именно там, под руководством доктора педагогических наук, профессора, автора многочисленных программ и методик по изобразительной деятельности Комаровой Т.С. я и освоила систему методик изобразительного алгоритма на основе инновационной модели студии в рамках интегрированной технологии. Свое практическое применение данный проект студии нашел в МБДОУ д/с № 32 города Красногорска, где я успешно применяю свои знания и опыт в течение 23 года, как педагог дополнительного образования от «Центра творчества».
В целях качественного улучшения воспитательно – образовательного процесса в детском саду созданы комфортные условия для развития художественно — творческих способностей детей: реализован проект изостудии и разработана дополнительная общеобразовательная программа «Красочный мир детства» на основе типовых программ и методических рекомендаций. Она является модифицированной и адаптированной к конкретным условиям изостудии. Программа составлена с учетом принципа интеграции образовательных областей.
Предлагаемая модель изостудии предусматривает занятия с детьми по подгруппам, где на 25 — 30 минутном занятии осуществляются различные задачи изобразительной деятельности.
Программа предусматривает осуществление изобразительной деятельности детей в тесной взаимосвязи с другими видами искусства: музыкой, театрализацией, образным художественным словом, пластики.
Традиционного деления учебного материала на рисунок, живопись, лепку и аппликацию — нет. Это объясняется ситуативной сменой желаний дошкольника и стремлением повысить творческий потенциал ребенка со средними способностями. Реализация программы может быть осуществлена при использовании специальных методов активизации детей – «изобразительного алгоритма» — способа создания композиции, предполагающего сочетание разных изобразительных действий на одном занятии. Дети в течение одного занятия сменяют виды деятельности и свободно передвигаются по ИЗО-студии. Согласно проекту студия делится на 9 творческих зон и занимает просторную комнату, а также прилегающие к ней помещения. (Приложение № 1) В прилегающих помещениях находятся экологическая и выставочная зоны.
Творческие зоны ИЗО-студии:
- Информационно – эскизная. Это место, где дети располагаются на диване или вокруг стола педагога. Рядом размещены: мольберт, школьная доска для показа и отработки незнакомых формообразующих движений и закрепление новых приемов рисования, импровизации или перевода предметного изображения в сюжетное (рисование пальцем в воздухе или мелом на доске). Здесь же дети получают различную информацию об окружающем мире, предметах, форме, цвету, жанрах живописи. Рассматривают репродукции картин и наглядные материалы по темам, а так же идет показ создания композиции.
- Живописно – графическая. Эта творческая зона представлена в виде сдвинутых столов в форме овала (так педагогу легче передвигаться и контролировать творческий процесс). На рабочем месте постоянно присутствует набор кистей, фломастеров, цветных карандашей и краски гуашевые и акварельные, подставки для кистей, по мере необходимости добавляются сангина, уголь, масляная и обычная пастель, восковые мелки, тушь, гелевые ручки, тычки и штампы, поролоновые спонжи. За этими столами выполняется графическое или живописное изображение.
- Аппликационная. Здесь также сдвинуты столы в овал, на которых постоянно лежит набор фломастеров, маркеров, ножницы, клеенки и салфетки для клея, тарелочки под клей и подносы для обрезков бумаги. Дети делают аппликацию из бумаги, картона, ткани.
- Зона свободного творчества. На отдельных столах расположены раскраски, обычная белая бумага, бумага для аппликации и оригами, клей-карандаши, набор кистей, фломастеров, цветных карандашей, ножницы и все для аппликации, шаблоны и трафареты. Ребенок, закончивший работу раньше остальных детей, может выбрать себе занятие по вкусу.
- Экологическая. В этой зоне располагается два аквариума с черепашками и рыбками, много цветов. Декоративное оформление стен помогает ребенку окунуться в мир природы. Дети могут наблюдать за флорой и фауной ЭКО-зоны. А также там может происходить начало занятия или его окончание.
- Игровая. В игровую зону входят: мягкие игрушки, настольные и дидактические игры (по ИЗО). Эта зона создает комфортные условия для отдыха ребенка.
- Литературная зона представлена наличием детских книг известных писателей, сказок, а также авторские книги детей, созданные за длительный период существования изостудии. Ребенок может взять самостоятельно книгу почитать или рассмотреть иллюстрацию. Также эта зона может становиться частью занятия.
- Зона декоративно — прикладного искусства. Здесь расположены подлинные предметы русских народных промыслов и работы, выполненные детьми. Подлинники используются как наглядный материал, а детские работы как выставочный.
- Выставочная зона находится в коридоре, в фойе детского сада, музыкальном зале. Здесь проходят выставки: тематические, по жанрам живописи, по временам года. К изостудии прилегает мини –Третьяковская галерея, где собраны репродукции русских художников. В ней проходят беседы, ознакомление с творчеством и обучение рассказыванию по картине.
Дети работают в одной из зон 5-10 минут, а затем самостоятельно или при помощи педагога перемещаются в другие. Они могут передвигаться по всей изостудии, тихо переговариваться, пользоваться различными материалами и оборудованием, они не сидят и не ждут своих товарищей по окончании работы, а самостоятельно выбирают род деятельности для свободного времени. В течение занятия звучит музыка специально подобранная по теме, например при росписи включаются народные наигрыши, при рисовании пейзажа – классическая музыка и т.д..
Занятие начинается с вводной части в информационно-эскизной зоне студии, где дети свободно размещаются на диване или вокруг педагога. Она может проводится как игра-драматизация или сюжетно-ролевая. Часто используются сюрпризные моменты. Все это мотивирует ребенка на творческий процесс.
Рабочая часть занятия состоит из нескольких этапов и проходит в различных творческих зонах. Например, начинается в живописной зоне (рисуется фон), а затем переходим в аппликационную, где дети создают композицию. Или, наоборот, в аппликационной зоне — приклеивается какой-то элемент, а потом он дополняется графическим или живописным сюжетом.
На каждом занятии, в каждой индивидуальной работе ребенка решаются задачи и отработки технических приемов, логической и эстетической завершенности, что позволяет использовать рисунок или поделку, как экспонат выставки. Часто дети своими руками создают коллективные художественные композиции, которые служат украшением учебных и игровых кабинетов дошкольного учреждения, а так же в различных общественных помещениях (детских поликлиниках, библиотеках).
Образовательные задачи решаются эффективно и являются гармоничным сочетанием методик по развитию речи, ознакомлению с природой и окружающим предметным миром, обучению элементарных математическим представлениям, музыкальному образованию.
Результативность применения системы методик изобразительного алгоритма в рамках технологии интегрированного обучения.
В течение учебного года я провожу аттестацию освоения образовательной программы, которая состоит из: диагностического материала на начало и конец учебного года, оценку продуктов творческой деятельности, участие детей в выставках и конкурсах (Приложение № 2).
Опыт работы по данной системе методик изобразительного алгоритма позволяет сделать выводы о результативности интегрированного обучения, которые сводятся к следующему:
- формирует комплексный подход к различным предметам по программе;
- повышает качество знаний и умений воспитанников;
- расширяет кругозор детей, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала.
Вывод: изобразительный алгоритм помогает широко обследовать натуру, вводить ее в сюжетное рисование. Этот метод помогает творчески мыслить и рассуждать вслух, активно включаться в деятельный процесс, оценивать работы сверстников, аргументировать свою оценку. Занятия по ИЗО, проводимые в условиях изостудии по методу изобразительного алгоритма, способствуют раскрепощению ребенка, формированию его как личности, способной иметь свое мнение и точку зрения. Благодаря, такой постановке занятия дети продолжительное время не чувствуют усталости, навыки усваиваются лучше и являются более глубокими.
Используемая литература:
- Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с
- Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К?», 1998. – 256с.
- Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с.
- Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
- Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
- Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
- Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.
изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с. 10. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2001.
8. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой.
9. Юдина Г., Виноградова Л.С., Карунова Л.А. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Открытия».
|