Уварова Татьяна Александровна
Педагогическая технология предполагает «строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических процессов» [ В.П. Беспалько].
Технология – от греческих слов technё (искусство, ремесло, наука) и logjs (понятие, учение) В словаре иностранных слов: «технология –совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.
Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих: 1. Современное содержание, которое передается детям, предполагает не только освоение предметных знаний, содержание которых должно быть хорошо структурированным и представленных в виде мультимедийных материалов. 2. Современные методы обучения – активные методы компетенций, основанные на взаимодействии. 3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную технологию, организационную и коммуникационную составляющие. Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный процесс взаимодействия преподавателя и студентов, гарантирующий достижение поставленной цели. Технология понимается как алгоритм в обучении как определенная программа процесса обучения, применение которой ведет к достижению цели- формированию определенных качеств личности, познавательных умений, способов мышления определенных отношений. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям, по целям и задачам, по структурам.
Основные виды инновационных технологий, применяемых в ДОУ.
К числу образовательных технологий можно отнести:
1) здоровье сберегающие технологии; 2) развивающие технологии; 3) технологии проектной деятельности; 4) технологии исследовательской деятельности; 5) коррекционные технологии; 6) личностно — ориентированные технологии; 7) игровые технологии.
1. Здоровье сберегающие технологии
Направлены на укрепления здоровья ребенка. Привитие ему здорового образа жизни, это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья и неправильного питания. Основной цель является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни. Формой работы являются спортивные праздники, физкультминутки, утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация прогулки на территории детского сада и не только, спортивные игры, закаливание, водные процедуры. Здоровье сберегающие технологии могут быть по – разному реализованы. В зависимости от целей:
- они могу быть направленны на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом: мониторинг здоровья, контроль за питанием обеспечение здоровье сберегающей среды;
- они могут быть направлены на физическое развитие ребенка по средствам различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая), закаливание, динамические паузы;
- они могут знакомится с культурой здоровья;
- они могут обучатся здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, лого ритмику, физкультурные занятия;
- они могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий (арт-, сказко, цвето-).
2. Развивающие технологии
В традиционном обучении ребенку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребенок самостоятельно должен прийти к какому – либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.
3. Технологии проектной деятельности
Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель – работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на интересующие ему вопросы. Знания, которые ребенок получает в ходе работы над проектом. Проекты реализуются:
- по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;
- по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;
- по приоритетному методу: творческие, игровые, информационные, исследовательские;
- по тематике: включают семью ребенка, природу, общество культурные ценности и другое. Учебные проекты можно классифицировать следующим образом: 1) «Игровые» — занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений. 2) «Экскурсионные» — проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума.
3) «Повествовательные», посредством которых ребята учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма.
4) «Конструктивные направлены на то, чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы: посадить цветы, построить дом для птиц.
Инновационные образовательные технологии в ДОУ способствуют физическому и психологическому развитию ребенка, помогают приобрести веру в себя и в собственные силы, стать самостоятельным и ответственным. Ребята играя познают мир, а на практике стараются применять полученные знания.
4. Технологии исследовательской деятельности
Внедрение инновационных технологий в ДОУ предлагает, кроме всего прочего, использование педагогами так называемой исследовательской деятельности. Что это означает? Прежде всего, речь идет о том, что усилия воспитателя направлены в первую очередь на то, чтобы сформировать исследовательский тип мышления.
Основной целью исследовательской деятельности является создание экспериментальной деятельности, активным участником которым выступает ребенок. Методы и приемы организации исследовательской деятельности:
- Наблюдения;
- Беседы;
- Опыты;
- Дидактические игры;
- Трудовые поручения. Инновационные
Инновационные педагогические технологии в ДОУ помогают «наставникам» найти подход к каждому отдельному ребенку, учитывать его особенности, черты характера и склад ума. Благодаря этому родителям больше не приходится уговаривать деток идти в детский сад. Ребята с удовольствием посещают ДОУ и с каждым днем обогащают свой багаж знаний.
5. Коррекционные технологии
В традиционном обучении ребенку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребенок самостоятельно должен прийти к какому – либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.
6. Личностно – ориентированные технологии
Использование личностно – ориентированных, а так же игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является фундамент своего рода всего образовательного процесса.
Цель личностно-ориентированной технологии создание демократических партнерских гуманистических отношений между ребенком и воспитателем, а так же обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно- ориентированном подходе личность ребенка ставится во главу обучения.
7. Игровые технологии
Игровые технологии – вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС дошкольного образования личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,
- Которые помогают выделить характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
- Которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;
- Которые учат отличать вымысел от реального;
- Которые воспитывает общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.
Стоит упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобразительных задач), ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций. Технология «ТРИЗ» Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
В своей работе применяю такие коллективные игры и занятия ТРИЗ:
« «Сказка наизнанку»
«Что-то часть чего-то»
«Теремок»
«Чем был – чем стал»
«На что похоже?»
«Плохо-хорошо»
«Цепочка»
«Перевертыши» и так далее…
Заключение: Таким образом, применение инновационных педагогических технологий способствует: повышению качества образования; повышение квалификации воспитателей; применение педагогического опыта и его систематизация; использование компьютерных технологий воспитанниками; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; повышение качества обучения и воспитания.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Литература:
- Дерягина, Л.Б. Раннее развитие ребенка – не роскошь, а требование времени/ Л.Б. Дерягина // Дошкольная педагогика. – 2014 — №7, с. 17-20
- Павлова, Л.Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Л.Н. Павлова. — М.: Просвещение, 2012. — 176 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
|