На сегодняшний день информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере дошкольного воспитания и обучения. Таким образом, у педагогов возникает необходимость внедрения инновационных технологий и использования их в практической деятельности для работы с детьми. Применение информационных технологий в работе значительно повышает интерес детей к занятиям, развивает у них повышенный уровень познавательных и речевых возможностей. Кроме того, использование педагогом игровой формы и новых приёмов подачи материалов способствует планомерному усвоению и закреплению полученных знаний у ребенка. При этом нельзя забывать, что предлагаемый дошкольникам один и тот же программный материал должен закрепляться путем разнообразия форм его подачи.
Необходимо своевременно познакомить ребенка с информационным и экономическим пространством, прививая навыки последовательного мышления и анализа получаемой информации. Только предоставление педагогом тематического материала в различных игровых и занимательных форматах может помочь детям на ранней стадии не только освоить первоначальные экономические навыки, но и поможет в дальнейшем адаптироваться в современном мире.
Для этих целей впервые созданная американцами технология — Лэпбук была переработана под наш менталитет Татьяной Пироженко, которая является автором популярного блога детских книг для развития детей "Это интересно!", нескольких обучающих пособий компании «Умница».
Татьяна Пироженко, являясь автором адаптированной технологии лэпбуки в нашей стране, дает следующее определение этому термину – «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук — это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить задания, провести наблюдения, изучить представленный материал».
По мнению Джона Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и целями». Поэтому, с целью изучения познавательного спроса у детей была применена «Модель трех вопросов» (Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом) и метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен). Благодаря этим моделям взрослые получают первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируются сами и помогают ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, а дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности. Родители помогали детям подбирать нужную информацию, картинки, разучивали с детьми загадки, пословицы и поговорки.
Новые механизмы функционирования современного общества требуют от человека особой экономической культуры, поражают рядом социальных проблем. Поэтому воспитание финансовой грамотности надо начинать уже с дошкольного возраста. Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Основы финансовой грамотности могут быть преподнесены детям в форме элементарных сведений «разумного ведения домашнего хозяйства».
Методическое пособие лэпбук «Экономическая развивайка» предназначено для детей старшего дошкольного возраста, которые уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала; анализировать, сортировать информацию. Лэпбук рассказывает о потребностях человека, о роли труда в жизни общества, о природных и трудовых ресурсах, профессиях. Пособие поможет ребенку ориентироваться в современном сложном мире, обогатить его представления, речь и словарный запас. В лэпбуке собраны загадки, поговорки, развивающие задания, которые помогут лучше понять и запомнить предлагаемый материал. Игры можно проводить как индивидуально, так и с группой воспитанников. Проводимые занятия позволяют раскрыть детям, окружающий их предметный мир, выработать бережное отношение к сохранению материальных ценностей и в процессе познания научить их соответствующим формам поведения.
Лэпбук представляет одну из важнейших современных наук – экономику. Каждый ребенок, так или иначе, оказывается вовлеченным в экономический процесс. Ему покупают еду, одежду, обувь, книги, игрушки. На него тратятся труд, ресурсы и производительные силы. Для него работают фабрики и заводы, мастерские, детские сады, поликлиники и больницы.
Лэпбук для дошкольного образования помогает педагогу адаптировать детей к пространственно предметно-развивающей среде и способствует развитию воображения. Его использование позволяет одновременно вести работу с группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера), применять различные способы ознакомления с цветом, формой и т.п., вариативно пользоваться каждой его содержательной частью обеспечивая игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Работа с лэпбуком должна отвечать основным направлениям партнерской деятельности между педагогом и детьми, в том числе добровольное присоединение детей к деятельности; свободное общение и перемещение детей во время деятельности, открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Такое учебное пособие, как лэпбук можно использовать как в детском саду, так и дома, что позволяет укреплять взаимопонимание между педагогом и детьми, ребенком и его родителями.
Создание различных тематических лэпбуков позволяет их использовать в различных направлениях педагогической и воспитательной деятельности в зависимости от:
1) назначения:
- учебные
- игровые
- поздравительные
- праздничные
- автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)
2) формы:
- стандартная книжка с двумя разворотами
- папка с 3-5 разворотами
- книжка-гармошка
- фигурная папка.
Вариативность лэпбуков позволяет в процессе их создания применять различные варианты решений и подручные материалы:
- стандартные кармашки
- обычные и фигурные конверты
- кармашки-гармошки
- кармашки-книжки
- окошки и дверцы
- вращающиеся детали
- высовывающиеся детали
- карточки
- теги
- стрелки
- пазлы
- чистые листы для заметок и т.д.
Значимость и преимущества технологии «Лэпбук»:
- активизирует у детей интерес к познавательной деятельности
- позволяет самостоятельно собирать нужную информацию (в старшем возрасте)
- развивает креативность, творческое мышление, мелкую моторику, речь
- помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым
- помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно если ребенок визуален)
- позволяет сохранить собранный материал
- объединяет педагогов, детей и родителей
- способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования
- способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми
- обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми
- способствует творческой самореализации педагога.
Как сделать лэпбук своими руками?
Для этого вам понадобятся следующие материалы:
- картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3)
- бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой)
- принтер и ручки, карандаши, фломастеры, краски
- обычные и фигурные ножницы
- клей и/или скотч
- степлер
- декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)
Литература.
- Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга» Журнал «Обруч № 4 2015 год.
- Пироженко Т. (Электронный ресурс). URL.: https: //plus. google. com/+ТатьянаПироженко (дата обращения: 25. 02. 18).
- Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
|