Русалинова Олеся Александровна. Особенности психологической адаптации молодых специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения

Особенности психологической адаптации молодых специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения

Русалинова О.А. ГБДОУ детский сад №18 Невского района г. Санкт-Петербурга

Анализ психологической адаптации молодых специалистов достаточно актуален и представляет научный и практический интерес. В настоящее время возрос интерес к личности профессионала, его особенностям и качественным характеристикам. Особую важность имеют проблемы профессионального становления молодых специалистов, особенности их адаптации, профессиональной социализации.

В дошкольном образовательном учреждении анализ кадровой ситуации свидетельствует о недостаточной эффективности процесса адаптации. Как правило этот процесс отсутствует или сводится к формальному набору мер, который не соответствует современным требованиям и не подкрепляется необходимыми теоретическими знаниями. Руководители и коллеги порой не учитывают особенности молодых специалистов как особой статусной и возрастной группы. Между тем процесс адаптации является ключевым в вопросе закрепления и дальнейшего развития молодых кадров в учреждениях образования.

 

Сам термин «адаптация»; (от лат. adapto – приспособлять) впервые появился в физиологии и использовался изначально в биологических науках. В научный оборот он был введен немецким физиологом Г. Аубертом. Впоследствии, в самом общем виде, в естественных науках под адаптацией понималась вся совокупность реакций живой системы, поддерживающих ее целостность и функциональную устойчивость при изменении условий окружающей среды.

В зарубежной социологии вопросы, связанные с адаптацией личности, разрабатывались такими известными учеными как М.Вебер, Т.Парсонс, Р.Мертон, Дж. Мид и др.

Адаптация представляет объективно необходимый процесс вхождения индивида (группы) в новую социальную среду и ее освоения, такого их взаимодействия и взаимного приспособления, в результате которого создаются условия не только для осуществления личностью ее потребностей и жизненных целей, но и для прогрессивного изменения самой адаптирующей среды. Из такого понимания следует, что приспособление общества к интересам людей создает условия для более глубокой адаптации личности и ее самореализации, а адаптированность личности, в свою очередь, способствует интеграции общества; его стабильному развитию. В противном случае можно говорить об односторонней, а значит, неполной адаптации. По существу, это состояние дезадаптации.

Под социально-психологической дезадатаптацией исследователи понимают процесс нарушения равновесия между личностью и средой, нарушение способности к приспособлению индивида к внешним условиям, в силу действия тех или иных причин.

Дезадаптация проявляется в различных нарушениях деятельности: в снижении производительности труда и его качества, в нарушениях дисциплины труда, в повышении аварийности и травматизма.

Выделяют следующие показатели профессиональной дезадаптации:

  • усталость, утомление, истощение,
  • психосоматические недомогания,
  • бессонница,
  • негативное отношение к работе,
  • скудость репертуара рабочих действий,
  • злоупотребление химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем
  • отсутствие аппетита или переедание,
  • негативная профессиональная «Я-концепция»,
  • агрессивные чувства (раздражительность, тревожность, беспокойство, перевозбуждение),
  • упаднические настроения и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство беспомощности, безнадежности, апатия, депрессия,
  • переживание чувства вины.

В своем профессиональном становлении начинающий воспитатель проходит несколько этапов:

1 этап – первый год работы, период адаптации: самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Задача — предупредить разочарование, конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя. Адаптационная работа на этом этапе включает в себя:

  • беседа заведующего при приеме на работу молодого педагога, знакомство его с должностной инструкцией, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом учреждения дошкольного образования, традициями;
  • изучение нормативно-правовой базы, ведение документации;
  • проведение предварительной работы, которая включает беседу с коллективом, для того, чтобы новичка хорошо встретили и провели проверку состояния рабочего места.
  • знакомство с учреждением дошкольного образования, представление молодого воспитателя коллективу.

2 этап – второй и третий годы, процесс развития профессиональных умений, накопление опыта, поиск лучших методов и приемов работы с детьми, формирование своего стиля в работе.

На втором этапе происходит:

  • изучение опыта работы коллег своего учреждения и других дошкольных учреждений;
  • повышение своего профессионального мастерства;
  • посещение открытых районных мероприятий: методических объединений воспитателей, конкурсов профессионального мастерства
  • приобщение педагога к подготовке и посильному участию в проведении консультаций, педагогических советов, семинаров.

3 этап – четвертый, пятый год работы, складывается система работы, имеются собственные разработки, воспитатель внедряет в свою работу новые технологии.

Прохождение определенного этапа для каждого воспитателя индивидуален. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента молодого специалиста. Поэтому администрации учреждения дошкольного образования к каждому воспитателю надо подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

Говоря об адаптации молодого специалиста в дошкольном образовательном учреждении необходимо не забывать о многогранности этого процесса. Зная суть педагогического труда, специфику адаптации молодого специалиста в условиях дошкольного образовательного учреждения, можно рассматривать с точки зрения множества аспектов, от которых она находится в прямой зависимости, например:

  • профессиональный аспект рассматривает то, насколько воспитатель обладает педагогическими способностями, насколько они выражены или насколько молодой специалист стремится их развивать и т.п.;
  • личностный аспект рассматривает индивидуальный стиль деятельности воспитателя, его коммуникативные умения, характер адаптивного поведения;
  • социальный аспект рассматривает требования государства к системе образования, корпоративную культуру учебного заведения, тип адаптивного поведения коллег и т.п.;
  • ролевой аспект рассматривает молодого специалиста в различных социальных ролях (наставника, воспитателя, партнера, психолога, коллеги, делового партнера и т.п.)

Интегрированным субъективным показателем успешной адаптации можно считать общую удовлетворенность работника трудом, морально-психологическим климатом в коллективе. В процессе производственной адаптации не последнее место занимает личностный потенциал работника. Это совокупность черт и качеств человека, которые формируют определенный тип поведения: уверенность в себе, общительность, способность к самоутверждению, уравновешенность, объективность и т.д. Наряду с перечисленными характеристиками важное место занимают знания, образование, опыт.

Молодым воспитателям нужно целенаправленно помогать, создать в учреждении дошкольного образования необходимые организационные, научно-методические и мотивационные условия для профессионального роста и более

легкой адаптации молодых специалистов в коллективе.

Для оценки успешности адаптации молодых специалистов в педагогическом коллективе можно ввести оценочный лист, который помогал бы найти и усовершенствовать слабые места в данном процессе. Его заполнение желательно анонимно для получения достоверных сведений.

В качестве рекомендаций для руководства организации, можно предложить:

  1. Организовывать индивидуальную работу с молодыми специалистами, для повышения степени адаптации к профессиональной деятельности;
  2. Снижать уровень влияния психогенных факторов профессиональной деятельности и создавать благоприятные условия работы в целях улучшения процесса адаптации;
  3. Проводить профилактику дезадаптивных состояний групповыми и индивидуальными методами, а именно такими как: занятия по психорегуляции, психофизиологического снятия нервно – психического напряжения, дыхательные техники и упражнения по саморегуляции;
  4. Создавать в учреждении благоприятный психологический климат для улучшения адаптации у молодых специалистов;
  5. Привлекать молодых педагогов в активную общественную жизнь, к выполнению различных общественных поручений (выступления с докладом, информацией) для быстрой адаптации к профессиональной деятельности;
  6. Систематически анализировать психологическую обстановку в педагогическом коллективе, микрогруппах для достижения высокого уровня адаптации.

Таким образом, процесс адаптации молодых специалистов должен протекать плавно и безболезненно, проводиться системно и регулярно по мере появления в коллективе новых сотрудников с использованием активных методов и форм адаптации.

Список литературы:

  1. С. Барахсанов В.П., Асекритова Т.Г., Бурцев К.С. Педагогическое сопровождение адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности // Наука и образование. 2008. № 2. С. 39-43.
  2. Волина В. Адаптация нового персонала к организационной культуре // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2011 — №5 – 134 с
  3. Глозман Ж. Нарушение общения и дезадаптация // Вестник Московского университета. — 2001 — 135 с.
  4. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности – М.: ПЕР СЭ, 2007. – 382с.
  5. Ильин Е. П. Психология для педагогов. СПб.: Питер, 2012. — 640 c.
Просмотров: 533
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Рекомендации родителям по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания в детском саду
  • Пустоселова Елена Михайловна. Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Условия успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе сверстников.
  • Ковалева Вероника Евгеньевна. Использование релаксационных методик для снятия психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения
  • Самарина Елена Васильевна. Консультация для воспитателей: «Приёмы работы воспитателя в период адаптации детей к ДОО»
  • Михляева Дарина Владимировна. Содержание работы педагога-психолога в период адаптации
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Ковшова Альбина Владимировна. Школа молодого воспитателя — одна из форм повышения профессиональной компетенции молодого воспитателя
  • Юлия Бурыхина. Рекомендации для воспитателя в период адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ
  • Соцкова Вера Александровна. Консультация для родителей «Процесс адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада»
  • Васильева Наталья Николаевна. Индивидуальный план развития профессиональной компетентности молодого специалиста
  • Как подготовить ребенка к условиям детского сада
  • Лавецкая Анна Васильевна. Педагогические условия успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста
  • Сергеева Галина Григорьевна. Первый раз в детский сад (делимся опытом работы в вопросах адаптации)
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Виктория Карпович. Взаимодействие воспитателя логопедической группы с детьми в период адаптации к детскому саду
  • Криулина Тамара Максимовна. «Организация и содержание работы по адаптации детей старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями на логопункте в рамках введения ФГОС ДО»
  • Мухина Алина Александровна. Руководителей и специалистов органов управления в сфере дошкольного образования приглашают к обсуждению вопросов внедрения профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Три стороны психологической адаптации в ДОО
  • Т.Н. Гаврилова, Е.С. Федорова, Е.В. Плахина. «Я познаю мир»: проект по социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом инклюзивного образования дошкольников
  • Курикалова Оксана Михайловна. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
  • Абдулова Джюме Сиражутдиновна. Интегрированное занятие по сказке «Репка» с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации
  • Смирнова Ольга Михайловна. Психолого-педагогическое сопровождение семей-мигрантов в процессе адаптации ребёнка к условиям ДОУ
  • Фатхуллина Нафиса Нафисовна. Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук «Мы вам сказочку расскажем…» как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Никулина Марина Владимировна Соавтор: Алясева Оксана Геннадиевна. «Создание условий для снятия эмоционального напряжения малышей в период адаптации»
  • Васильева Алина Владимировна. Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста.
  • Русанова Галина Ивановна. Проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»
  • Использование игры для адаптации двуязычных детей к детскому саду
  • Литвинова Валентина Дмитриевна. Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»
  • Тютина Наталья Владимировна. Коммуникативные игры и упражнения для успешной адаптации детей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь