Родители, отдавая ребенка в детский сад, беспокоятся за его судьбу. Часто задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детский сад со слезами и когда этот «ужас» и тревога закончатся?
Действительно, у большей части детей младших групп адаптация к ДОУ проходит болезненно. Вне всякого сомнения, родительские переживания во многом определяются личным опытом. Тем не менее в посещении дошкольного учреждения существуют плюсы, определенные не сточки зрения конкретных пап и мам, а с точки зрения наук-педагогики, медицины, психологии, социологии.
Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю человеческую жизнь. Особенно общению со сверстниками, несомненно, стоит учиться с детства – никакая семья, никакая няня, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый несемейный институт, первое воспитательно-образовательное учреждение в которое вступают дети.
Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуется существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности. От того насколько ребенок подготовлен в семье к приходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. Детский сад должен стать для родителей «открытым» по всем вопросам развития и воспитания детей.
Мы хотим поделиться своим опытом работы по адаптации наших детей.
Адаптация – это приспособление организма к новым условиям, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Мы совместно с родителями прикладываем все усилия к тому, чтобы помочь малышам приспособиться к новым условиям с минимальными потерями в физическом и психическом здоровье.
Многократные беседы, консультации об индивидуально-типологических особенностях детей раннего возраста, об этапах адаптации и базовых потребностях детей. Оформляли наглядно-текстовую информацию, «Устный журнал» с советами и рекомендациями о физическом, безопасном, психолого-педагогическом развитии детей. Проведение режимных моментов, игр с участием родителей помогали нам приспосабливать не только детей, но и самих родителей к жизни детского сада. Родители стали активными участниками совместно-образовательной жизнедеятельности детей.
Метод тесного взаимодействия и сотрудничества проходил и проходит красной нитью в процессе всего обучения и воспитания наших детей в момент адаптации. Совместным и важным правилом было: определенно соблюдение спокойствия. Спокойная мама – спокойный ребенок.
Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей — потребность в безопасности и защищенности, и эти состояния – защитная реакция организма. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же, как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. При поступлении в детский сад привычные условия жизни (режим, характер питания, микроклимат помещения и др.) меняются и порой кардинально. Ребенка окружают незнакомые люди, приемы воспитания, обстановка. Ко всему малышу надо приспособиться, а это происходит не всегда легко и быстро.
Общей трудностью, как выяснилось для всех и мам и детей являлось расставание, для того, чтобы детям и мамам было легче расставаться со своими дочками и сыночками по утрам, мы рассмотрели причины, по которым дети плачут, порекомендовали устранить их — слезы исчезнут.
Ребенок не подготовлен к посещению детского сада:
- не сформированы культурно-гигиенические навыки;
- он не умеет самостоятельно играть с игрушками;
- режим в семье не совпадает с режимом ДОУ.
Состояние здоровья. Болезненному ребенку адаптироваться в новых условиях тяжелее, чем здоровому.
Индивидуальные причины. Некоторые малыши в первый день посещения дошкольного учреждения ведут себя тихо и спокойно, а на 2-3 день начинают плакать, другие — наоборот, в первые дни устраивают истерики, а потом их поведение нормализуется.
Условия жизни в семье. Если ребенка возили к родственникам, посещали с ним знакомых, брали с собой в путешествия, то он гораздо быстрее привыкнет к новой обстановке детского сада.
Ограниченное общение со сверстниками. Труднее всего адаптируются дети, круг общения которых был сведен к минимуму «мама-бабушка-папа». У таких малышей большое количество детей вызывает страх, желание спрятаться куда-нибудь, чтобы побыть одному.
Наши дети привыкали к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходил в детский сад с радостью и увлечением, были дети которые какое-то время не могли успокоиться, были которые плакали целый день и родителей вечером встречали рёвом. Чаще всего у наших детей расставание с мамой сопровождалось слезами, а потом они отвлекались на игрушки и успокаивались, получив «дозу ласки и тепла от воспитателя», и это нормально. Очень важно при переходе от мамы к воспитателю объяснять малышу, почему он должен ходить в сад, мы предлагали варианты, что можно сказать малышу: «Он теперь большой, и как все большие люди, утром будет уходить по делам. Мама и папа отправляются на работу, старшие дети в школу, а он в садик». Это первая обязанность не только воспитателя, но и родителя, которая поможет ребенку адаптироваться к условиям перехода от родителей к воспитателям.
Следующим этапом послужило объяснение родителям о времени пребывания малыша в детском саду. В период адаптации оставлять ребенка 2-3 лет в детском саду на целый день не рекомендуется. Начать нужно всего лишь с пары часов в день с постепенным увеличением времени пребывания. Одну-две недели малыша нужно забирать после обеда, потом после дневного сна и еще через несколько дней попытаться оставлять уже на целый день. Таким образом, участвуя в процессе адаптации детей у наших родителей было время познакомиться с жизнью детей в детском саду, режимом, общением, требованиям к самообслуживанию и т д.
В доверительных беседах получали обратную связь от родителей, которые рассказывали об интересах, предпочтениях, привычках, трудностях (6памперсных детей), переживаниях своих малышей.
Детство – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, предметным миром. В этом возрасте процесс познания у детей происходит эмоционально-практическим путем. Каждый ребенок- маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, самый близкий, интересный, доступный и естественный для малыша мир- это мир игр.
Игра и игрушка для ребенка – духовный хлеб, поэтому к созданию предметно-развивающей среде подошли творчески, с учетом возрастных возможностей детей, сконструировали ее таким образом, что каждый ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, игру, занятие.
Стремились «накормить детей хорошей пищей»: комфортной, интересной, красивой, разнообразной, полезной. Предметно-игровая среда организовалась так, что дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительных, конструктивных, театральных, дидактических и др. мы показывали и рекомендовали родителям игры, помогающие в адаптации детей.
Игры, помогающие быстрее адаптироваться к детскому саду
Игра — важный вид деятельности для ребенка. Психологи утверждают, что с помощью простых игр можно значительно облегчить период адаптации к детскому саду. Поиграйте со своими детишками в такие игры:
«Детский сад»
Во время игры в детский сад может быть много сюжетных линий:
- «Дети играют в игрушки»
- «Дети собираются на прогулку»
- «Дети умываются»
- «Дети обедают»
- «Дети приходят в детский сад».
- «Дети готовятся к дневному сну».
- «Дети на прогулке».
Роль воспитателя может взять на себя мама или ребенок, а детишками пусть будут игрушки. С помощью игры малыш сможет постичь правила поведения в детском саду, привыкнет к мысли, что там хорошо.
«Хорошо-плохо»
Родитель называет определенные действия, а ребенок должен определить, хорошо так делать или нет. При положительном ответе он хлопает в ладоши, при отрицательном грозиться пальчиком и говорит: «Аяяяй».
Варианты вопросов:
- играть с игрушками в детском саду;
- плакать утром;
- дружить с другими детками;
- стесняться попроситься в туалет;
- самостоятельно кушать суп;
- мешать деткам спать во время дневного сна;
- делать утром зарядку и т.д.
предлагали родителям давать ребенку «оберег» — вещь, которая будет напоминать ему о доме, например фотография, любимую игрушку. Всё это способствует эмоциональному благополучию ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности. Этому же способствует и атмосфера взаимоприятия, в которой есть место неформальным чувствам и отношениям. Все дети получают соответствующую «дозу» ласки, заботы, внимания.
В общении не придерживаемся какого-то одного стиля, все зависит от обстановки, конкретной цели и задачи адаптации. Основополагающим считаем принцип индивидуального подхода. Нам родители задавали вопрос: пройдет время, когда ребенок привыкнет к детскому саду и перестанет плакать и адаптационный период завершится. Вот только длительность этого периода у каждого своя. И об этом должны знать родители каждого ребенка. Все зависит от степени адаптации детей.
Выделяются 3 фазы адаптационного периода:
- Легкая. Длиться от 1 до 16 дней;
- Средняя. Длиться от 16 до 32 дней;
- Тяжелая. Может длиться до 64 дней.
Мы, своих малышей первых двух начали адаптировать с 3 сентября, к 15 октября адаптировали 18 детей.
Предметом особого внимания при адаптации являлось психическое самочувствие детей. В группе постоянно вели и продолжаем вести работу по созданию благоприятного микроклимата, старались поддержиавть положительные эмоции.
В работе использовали следующие методики:
- Игровая терапия;
- Арттерапия;
- Музыкотерапия;
- Песочная терапия;
- Методика релакса (снятие напряжения, усталости, тревожности, улучшение сна).
В целях психопрофилактической работы ежедневно проводили психогимнастику, пальчиковую гимнастику, речевую зарядку, звукоподражание и ряд ритуалов: «ритуал расставания с ребенком» — долгих расставаний не устраивать, уверенно говорите, когда заберете ребенка домой (после обеда, сна, вечером), целуете в щеку, обнимаете, машете рукой и уходите. «Ритуал по организации сна» — мягкая подушка, теплое одеяло, ласковая песенка).
Метод сотрудничества и сопереживания проходил красной нитью в процессе всей адаптации, всего обучения и воспитания наших малышей.
В заключение еще один важный совет родителям: старайтесь приходить за ребенком раньше, чтобы он не оставался одним из последних в группе, поддерживайте его во всем, хвалите за маленькие достижения, чаще улыбайтесь, сохраняйте спокойствие и скоро вы заметите, что ребенок начал ходить в детский сад с удовольствием.
|