«Родительский клуб как активная форма взаимодействия с родителями»
Воспитатель МБДОУ №85 «Берёзка» Семёнова Елена Николаевна
Актуальность
Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
В. Сухомлинский
Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения.
Скачать конспект
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.
Взаимодействие дошкольных учреждений с семьями воспитанников – одно из важных направлений деятельности ДОУ. Для многих коллективов дошкольных учреждений актуальным стал поиск таких форм и методов работы, которые позволят учесть потребности родителей, будут способствовать формированию активной родительской позиции.
Данная форма интересна тем, что тематика клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ: старший воспитатель, учитель-логопед, воспитатели и родители воспитанников . Основой взаимодействия с семьей является создание благоприятных условий для полноценного социального становления, развития и воспитания детей.
Новизна
Новизной и отличительной особенностью клуба «Дружная семейка» является вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ как равных партнеров, создание условий для обмена семейным опытом. А также формирование семейных традиций на положительном эмоциональном фоне в семье.
Ожидаемые результаты:
- •Родители становятся партнерами педагогов,
активными участниками воспитательно-образовательного процесса;
- •Распространение положительного семейного опыта воспитания ребенка;
- •Повышение психолого-педагогической культуры родителей;
- •Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;
- •Сформируется психологическая культура воспитания родителей и педагогов;
- •Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
Цель деятельности
детско-родительского клуба:
- •комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи;
- •создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами дошкольного образовательного учреждения ;
- •гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи родительского клуба:
Первый этап:
- • познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного эмоционального климата в семье;
- •осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания психически здорового ребенка;
- •формировать активную позицию родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и учетом индивидуальных особенностей дошкольника.
Второй этап:
- •развивать взаимопонимание взрослых и детей, используя вербальные и невербальные средства общения ( мимику, жесты, речь и т.д)
- •развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
- •развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения.
Критерии:
- •Повышение количественного состава участников клуба «Дружная семейка»
- •Возрастание потребности в общении со специалистами дошкольного образовательного учреждения.
- •Инициативность и активность родителей в работе клуба «Дружная семейка»
- •Способность рефлексии родителями собственных возможностей.
Основные принципы работы клуба:
- •родители и педагоги – партнеры в воспитании и образовании детей;
- •единство целей и задач педагогов и родителей;
- •взаимное доверие и поддержка в совместной деятельности;
- •анализ взаимодействия семьи и педагогов.
В рамках Клуба проходят семинары, деловые игры, диспуты, дискуссии, "Круглый стол". Для коррекции детско-родительских отношений организуются тренинги, практические занятия совместно с детьми ( тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений .
Популярностью среди воспитателей и родителей пользуется такая форма работы, как презентация семейного опыта. В рамках Клуба прошли заседания: «Семь "Я"», посвященное семейным традициям, "Моя семья – минута славы", представляющее собой презентацию семейной творческой деятельности.
Среди семейных конкурсов и праздников наибольшей популярностью пользуются спортивные мероприятия, например, "Здоровей-ка в гостях у детей", «Олимпийские рекорды", "Семейные старты". Участие в таких мероприятиях помогает родителям активизировать воспитательные навыки, у них появляется вера в собственные педагогические возможности.
Родительский клуб «Дружнаясемейка»
направлен на взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, на развитие творческих способностей детей и родителей и вовлечение семьи в игровое пространство ДОУ, трансляцию опыта семейного воспитания, создание благоприятного эмоционального климата в семье
В целях повышения активности родителей в работе Клуба большая роль отводится наглядной информации:
- • буклеты по темам , которые организуются в рамках Клуба;
- • памятки, советы-подсказки, помогающие выбрать верное поведение в той или иной ситуации, связанной с воспитанием детей.
Темы публикаций выбираются по запросу родителей: "Роль отца в воспитании ребенка", "Если в семье появился еще один ребенок", "Родителям о гиперактивных детях", "Агрессивность дошкольников" и др.
Клуб «Дружная семейка» - это мероприятия, информационные встречи, тематические выставки, консультации, практические обучения родителей. Заседания клуба «Дружная семейка» проводятся раз в месяц. Продолжительность встреч 30-40 минут, так как небольшая продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители ограничены во времени в силу объективных и субъективных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный в коротком отрезке времени представляет большой интерес для родителей.
Методы:
- •Метод проблемной постановки вопроса.
- •Метод педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий.
- •Метод анализа. Основным методом формирования родителя как педагога - является анализ их собственной воспитательной деятельности, способствующей развитию самонаблюдения и самооценки. Все это формирует родительскую позицию, повышает активность участников клуба, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять его.
- •Метод игрового моделирования. В игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком.
- •Метод беседы. Беседа является одним из основных методов работы клуба «Дружная семейка». Беседа , легкий музыкальный фон, атмосфера игр, все это оказывает содействие эмоциональному раскрепощению родителей, дающему возможность, открыто высказывать собственное мнение делиться успехами и трудностями семейного воспитания.
- •В клубе родители получают ответы на интересующие их вопросы.
- •На итоговом заседании обсуждаются результаты работы клуба и его эффективность в решении вопросов воспитания и развития ребенка.
- •Мероприятия планируются с учетом интересов и запросов родителей, по результатам анкетирования в конце учебного года.
- • В целом, общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению педагогов, родителей и детей. Дает возможность открыто высказывать собственное мнение, делиться успехами и трудностями семейного воспитания. Мамы и папы видят собственного ребенка в другой обстановке, наблюдают его общение со сверстниками и педагогами, открывают в нем новые черты и способности. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.
|