Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость взаимодействия детского сада с семьей. Семья — уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности.
Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т. А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть.
Семья для ребенка — это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить всесторонне развитую личность, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Философия взаимодействия педагогов и родителей включает следующие подходы:
- Переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению;
- Диалог, под которым подразумевается личностно-равноправное общение, совместное приобретение опыта;
- Важной составляющей диалогических отношений является конгруэнтность, т.е. способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства;
- Принцип позитивного безусловного принятия другого человека;
- Без оценочный стиль отношений;
- Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству;
- Конфиденциальность предполагает готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи воспитанников по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию.
Актуальной сегодня является и ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей в знаниях в хорошем смысле слова.
Поскольку взаимодействие на современном этапе не ограничивается педагогическим просвещением, следует уточнить и расширить понятие «взаимодействие» такой характеристикой, как способность родителей к рефлексии. Задача формирования у родителей одного из компонентов педагогической рефлексии — умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место воспитуемого и посмотреть на ситуацию его глазами. Это особенно актуально для молодых отца и матери, поскольку у них только начинает складываться родительская позиция. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребёнка.
К новым подходам взаимодействия ДОУ с семьёй относятся следующие факторы:
- Когнитивность;
- Коммуникативность.
Таким образом, в настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей. Основная цель такого взаимодействия — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами.
|