Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 муниципального образования Каневской район
Подготовил: старший воспитатель Осадченко Н.П. ст. Стародеревянковская
Родители – главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в то числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Общие и групповые родительские собрания – постоянная форма взаимодействия с родителями.
Лучше всего проводить нетрадиционные родительские собрания, следуя правилу Конфуция: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я, может быть, запомню. Вовлеките меня, и я пойму», переведенному современными ученными и выраженному на сухом языке цифр: услышанное запоминается на 15%, услышанное и увиденное – на 25%, написанное – на 40%, проделанное – на 70%.
Скачать конспект
Несомненное, использование нетрадиционной методики проведения, следование принципам вариативности родительских собраний позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру к вопросам воспитания детей.
Родители будут с радостью идти на родительское собрание, зная, что будет что – то интересное, игровое: услышат и увидят своих детей на занятиях, в играх, в спектаклях. С интересом относятся родители к текстовым материалам, рекомендациям, советам.
Родителям будут интересны ответы на волнующие темы, обсуждаемые педагогические ситуации, на что надо обратить особое внимание и каким образом помочь ребенку.
Родительские собрания сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.
Для родителей такие встречи оборачиваются праздничным событием и не теряют своей привлекательности по нескольким причинам:
- Актуальность тем, поднимаемых на встречах,
- Насыщенность встреч коррекционной, профилактической и просветительской информацией;
- Возможность родителей наблюдать своих детей и результаты согласованной деятельности специалистов, оформленные в виде показательных выступлений, творческих отчетов.
Подобная модель работы с семьей позволяет сотрудничать с родителями, не имеющими выраженной образовательной заинтересованности, полагающими, что для воспитания собственных детей им достаточно знаний и опыта. Количество таковых довольно велико; именно эта группа родителей обычно предъявляет строгие требования к учреждению, потому что они сами не хотят или не могут обеспечить детям желаемого развития.
Кроме того, родительские собрания позволяют:
- Давать родителям информацию педагогического, психологического, логопедического содержания; повышать педагогическую компетентность как родителей, так и воспитателей;
- Наглядно продемонстрировать родителям удачи и недоработки в развитии детей, причем выводы об это родители делают самостоятельно, сравнивая и наблюдая своего ребенка в группе;
- Продемонстрировать приемы и методы работы с детьми;
- Приглашать семью на консультацию к специалистам, знакомя их с сотрудниками ДОУ; родители порой и не догадываются, что их проблема может стать объектом помощи, когда специалистов приглашают взглянуть на ту или иную семейную ситуацию по – новому;
- Организовать экспресс – консультации со специалистами сразу после собрания:
- Задействовать эмоциональную сферу детей и взрослых, организуя собрания в атмосфере праздника;
- Знакомить с требованиями ДОУ, обосновывать их содержание с позиции заботы о детях; родители узнают задачи детского сада и лучше понимают свою роль; работа специалистов и воспитателей становится прозрачной для родителей.
Таким образом, содержания и формы работы с семьей в ДОУ должны отличаться разнообразием. Жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях. И задача каждого педагогического коллектива – уметь быть чуткими к запросам семьи и компетентности в решении современных задач воспитания и образования.
Общие понятия о взаимодействие детского сада и семьи.
Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.
В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и к окружающим его людям.
На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться с сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка – ему на благо. Но если с этого момента родители перестанут принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми встречается малыш, то в школе их ждут печальные последствия. Специалисты по дефектологии считают, что одной из причин устойчивой неуспеваемости в школе является отсутствие своевременной помощи ребенку.
Итак, активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, так и семья. Однако сами сотрудники дошкольных учреждений иногда берут на себя все заботы по воспитанию и обучению детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность и инициативу в общении с педагогическим коллективом учреждения.
Участие родителей в жизни малыша не только дома, но и в детском саду поможет им:
- Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
- Относится к ребенку как к равному;
- Понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми: если он что – то сделал сегодня лучше, чем вчера, нужно радоваться его личностному росту;
- Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
- Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, к совместному переживанию его радостей и горестей;
- Установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.
В таком случае общение с учителями как в начальной, так и в средней школе не вызовет у родителей затруднений. Они будут готовы к диалогу, сумеют отстоять собственную точку зрения интересы ребенка, а если потребуется, то и защитить его.
Всем известно, что взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям. В первую очередь необходима убежденность педагогов в том, что взаимодействие с родителями является важнейшим условием эффективной работы с детьми.
Характеристика форм взаимодействия ДОУ с семьей.
Ежедневное общение с родителями детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, осуществляют воспитатели группы. Наблюдения и анализ сложившейся практики этого общения показали, что не всегда взаимодействие педагогов с родителями эффективно и направленно на решение задачи объединения усилий семьи и детского сада для воспитания и развития ребенка.
В общении родителей с воспитателями можно отметить следующие особенности:
- Разные родители с разной частотой обращаются к воспитателям; в результате одни из них общаются с педагогом чуть ли не ежедневно, а другие практически не общаются, и этот факт нередко остается вне поля внимания персонала;
- Родители прежде всего интересуются тем, что и как ел ребенок, реже – его успехами на занятиях; вместе с тем зачастую не обсуждаются важные аспекты индивидуального развития ребенка, пути формирования его личности;
- Воспитатели чаще обращаются к родителям в случаях негативного поведения ребенка, чем отмечают успехи, что подсознательно формирует у родителей отрицательную установку на контакты с педагогами вообще, поскольку каждое их обращение связано с какой – либо неприятной ситуацией;
- Воспитатели просят родителей вмешаться в воспитательный процесс, но не дают конкретных рекомендаций, каким образом совместными усилиями достичь желаемого результата. Родители при этом нередко демонстрируют агрессивную – в адрес педагога или собственного ребенка – реакцию, которая свидетельствует о том, что они не знают, как именно воздействовать на его поведение;
- Значительное время занимает общение воспитателей с родителями на отвлеченные темы;
- Не всегда правильно выбирают воспитатели и стиль общения с родителями. Нередко устанавливается традиция обращения друг к другу на «ты» и по имени, не соблюдаются ограничения на обсуждения других сотрудников и ситуации в детском саду. В конечном счете это вредит репутации самого воспитателя, снижает уважение к детскому саду и готовность ценить труд коллектива и заботу, которую он проявляет по отношению к ребенку.
Для того, чтобы избежать таких ошибок, необходима систематическая работа методиста с воспитателями. Она направлена на решение следующих задач:
- Сбалансировать частоту общения воспитателей с родителями всех детей группы;
- Планировать содержание общения с каждой семьей, его цели и ожидаемые результаты;
- Обеспечить ежедневное информирование родителей о жизни ребят в детском саду, а также передачу каждому из родителей позитивной информации о его ребенке;
- Повышать осознанность и психологическую культуру общения воспитателей с родителями;
- Работать над формированием стиля общения с родителями только на темы, связанные с развитием и здоровьем детей;
- Гарантировать защиту прав детей в дошкольном учреждении.
Стиль взаимодействия с родителями воспитанников складываются постепенно, но, определившись в своих основных чертах, становится затем традицией детского сада.
Стиль взаимодействия ДОУ с семьей определяется рядом факторов:
- Принятая субординация и границы компетентности в принятии решений и ответах на различные вопросы родителей. В зависимости от конкретных условий, вопросы могут решаться по – разному – важно лишь, чтобы все сотрудники точно знали, какие из них они вправе обсуждать с родителями, а какие нет.
- Принятый стиль речи. Взаимное обращение с родителями на вы, по имени и отчеству независимо от возраста является обязательным для всех сотрудников учреждения.
- Принятый стиль одежды на работе. В идеале одежда сотрудников должна быть практичной, аккуратной, соответствующей своему назначении и не слишком отстающей от деловой моды.
- Соблюдение принципов недирективности, безоценочного, личностно – ориентированного подхода, корректности, конструктивности.
Одна из задач общения — раскрыть перед родителями важные стороны психологического развития ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства, дать родителям информацию, а перед этим заинтересовать их в ее получении и понять, какой именно информации не достает им. Для этого вместе с логопедами, педагогами разрабатывается тема предстоящей встречи, предварительно спланированной в учебном плане, обсуждаются фрагменты занятий с детьми по данной проблеме, обсуждаются кому лучше показать занятие. Так показ фрагмента занятия стал важным элементом работы с родителями.
Традиционно в детских садах собрания с родителями проводится 2-3 раза в год. Они включают в себя организационные вопросы и встречи с логопедом или психологом. С них начинается знакомство и работа с родителями. Консультации, советы, ответы на вопросы – вся эта работа персонала – текущая, повседневная в группах при общении с семьей. Одни воспитатели беседуют планомерно, регулярно, другие – по необходимости, по мере возникновения проблемы, да и если есть контакт с родителями. В работе детского сада встречи с родителями могут быть поставлены на научную основу, возведены в ранг систематических.
Родительские собрания – это действенная форма общения воспитателей с родителями. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В настоящее время педагоги используют новые нетрадиционные формы работы с родителями: спортивные праздники, КВН, вечера досугов и многие другие. Мероприятие, проводимые эпизодически, не могут заменить систематической работы с родителями. Целесообразно проводить групповые родительские собрания, консультации, беседы. В ходе проведения собрания основная нагрузка ложится на доклад. Этот материал может быть использован и для проведения устных и письменных консультаций с родителями, а также и других форм работы. От воспитателя требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциации с собственным опытом воспитания детей, переосмысления своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях. Главное, чтобы родители не являлись пассивными слушателями.
Целесообразно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видиофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д. Интерес должен быть вызван заранее, в период подготовки к мероприятию. Формулировку темы следует сделать проблемной.
В практике положительно зарекомендовала себя своевременная подготовка пригласительных билетов руками детей. Например, если собрание посвящается проблеме трудового воспитания, можно оформить приглашение в виде венчика или фартука, если речь пойдет о подготовке к Новому году, то сделать его в виде елочки. Следует заранее предложить родителям вопросы для обсуждения и небольшие задания. Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, ток – шоу.
Содержание общения с родителями включает множество вопросов воспитания, развития и обучения детей. Оно должно охватывать весь круг задач воспитания и обучения детей в детском саду. Для родителей не существует второстепенных тем, поскольку с рождением ребенка они вынуждены овладеть профессией педагога. Как показывает практика, родителям важно знать особенности того или иного возраста, закономерности развития детей, их потребности, нюансы нравственного, умственного, физического и других сторон воспитания. В то же время педагоги идут на поводу у родителей, учитывая запросы, потребность в педагогических знаниях. Следует учитывать и тот факт, что сейчас на родителей обрушивается большой поток информации: выходит множество журналов, создаются радио – и телепрограммы, но при этом они направлены на усредненного родителя и среднестатистического ребенка, а к воспитанию приходят мамы и папы, которым важно знать особенности развития воспитания именно их детей. Поэтому непосредственно педагог играет ведущую роль в обогащении родителей педагогическими знаниями.
Рекомендуется начинать учебный год со встречи, на которой необходимо осветить закономерности развития ребенка того или иного возраста, научить родителей наблюдать за ним, рационально организовать его деятельность, увидеть себя со стороны как педагогов. Дальнейшие мероприятия можно планировать по своему усмотрению, в зависимости от приоритетного направления учреждения, потребности родителей и других факторов.
Работа воспитателей с семьей может подразделена на ежедневную, еженедельную и разовую. В каждой группе должен существовать свой план работы с семьями конкретных детей (с указанием сроков).
Ежедневная работа направлена на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребенка в детском саду и поддержании контакта с семьей.
Прежде всего этой цели служит стенд для родителей, имеющиеся в каждой группе, который включает в себя следующую информацию:
- Программу медицинских мероприятий на месяц – заполняют медики. Текущие рекомендации по закаливанию, оздоровление, профилактике заболеваний. Список необходимой одежды для мальчика/ девочки – по сезону.
- Характеристика возрастных психологических особенностей детей данной группы.
- Режим дня.
- Расписание занятий.
- Правила внутреннего распорядка для родителей.
Еженедельно каждый родитель должен получить возможность для беседы с воспитателем об индивидуальном развитии своего ребенка. Для того, чтобы этот процесс перестал носить спонтанный и стихийный характер, нужно составить график бесед. С родителями проблемных детей такие беседы по необходимости могут проводиться даже ежедневно в течение какого – то периода (не более 2 недель). Это означает, что на вечер каждый воспитатель планирует беседу с 4 родителями. Важно, чтобы время педагога не занимали постоянно одни и те же наиболее общительные родители, а также они не отвлекали воспитателя разговорами на посторонние темы.
Темы и цели беседы тоже должны быть отражены в планах работы и соответствовать результатам обследования детей и семей, проведенного в начале учебного года.
Продумывая план бесед с родителями, воспитателями используют материал наблюдений за ребенком, который накопился в течение недели.
Ежемесячные мероприятия – это совместные праздники, педагогические гостиные, дискуссионные клубы. Они специально планируются заранее и готовятся педагогическим коллективом ДОУ. В ходе таких мероприятий могут решаться разные задачи, но всегда следует стремиться к установлению доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановка совместного с родителями творчества.
Родительское собрание как форма работы с семьей.
По свидетельству ученых ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому, на наш взгляд, улучшение качества дошкольного образования, прежде всего, зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения, а в дальнейшем семьи и школы. В основе работы нашего коллектива с семьей, лежит системный подход, который позволяет изменять взгляды и взаимодействие в семье на воспитание ребенка, таким образом, чтобы они перестали быть негативными, пассивными.
Совместная работа с семьей по воспитанию здорового ребенка в нашем ДОУ, строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию:
- Мы работаем над тем, чтобы цели и задачи воспитания и развития здорового ребенка были приняты и воспитателями, и родителями.
- Знакомим семью с содержанием, методами и приемами работы в детском саду по всем аспектам здоровья.
- Немаловажным является системность и последовательность в работе; индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье, взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.
Анализ практики нашего ДОУ показывает, что не все родители, на должном уровне, вникают в проблемы воспитания, развития и оздоровление своего ребенка, поэтому в условиях жизни в современном обществе педагогу необходимо разобраться в проблеме «Что сегодня происходит между детским садом и родителями?» Достаточно ли возможностей для успешного взаимодействия? А принятие дошкольным учреждением полностью проблем на себя, не может обеспечить повышение эффективности процесса воспитания и развития здорового ребенка. Поэтому основным направлением считаем сближение интересов педагогов, детей и их родителей.
Современная семья в большей мере, чем прежде нуждается в помощи (медицинской, педагогической, социальной). С участием педагога в освоении родителем адекватного опыта семейного воспитания – это гибкая психологическая проработанная педагогом поддержка родителей в их личностном осознании своих прав. Следовательно, в работе педагога с родителями должны быть изменены мотивы, цели и методы сотрудничества, исходя из их потребностей и трудностей. Поэтому педагоги и родители должны быть ознакомлены с задачами воспитания и развития детей, вовремя и одновременно. Необходимо воспитателям и родителям объединить свои усилия и обеспечить малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь и дома и в детском саду. Это позволит развитию основных способностей ребенка, умению общаться со сверстниками и обеспечит успешную социализацию в обществе.
Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно и поэтому знания у родителей хаотичны.
Положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. И это возможно при условии учета особенностей каждой конкретной семьи.
Эффективной формой для нас явилась поэтапная организация работы.
На I этапе – сбор информации (собеседование, диагностика, анкетирование, посещение семей на дому, наблюдение).
II этап – общепрофилактический (наглядная агитация, встречи со специалистами).
На III этапе осуществляется работа с группой риска по разным аспектам здоровья (выявление проблемы: беседы, наблюдения, тесты, опросы; коррекция родительских установок: тренинги, беседы).
IV этап – индивидуальная работа (выявление положительного опыта семейного воспитания; консультации).
На V этапе – знакомство с результатами работы, принятие решений. Совместное обсуждение планов на будущее.
Такая организация работы с родителями позволяет, структурировать работу педагогов с родителями и придать ей комплексный характер. Родителям рассматривать процесс воспитания и развития ребенка, как диалог со своим ребенком на основе знания психологических особенностей возраста, учитывать его интересы, способности. Внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах детского сада. Привлечь внимание педагогов и родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического, социального и духовно-нравственного здоровья.
Система взаимодействия дошкольного учреждения и семьи складывается из различных форм работы. Все формы работы мы делим на ежедневные, еженедельные, ежемесячные, и мероприятия, проводимые по необходимости.
Организуем взаимодействие родителей:
- с группой родителей (родительские собрания, семинары, диспуты, круглые столы);
- подгруппой (заседание родительского комитета);
- индивидуально.
Взаимодействие с родителями осуществляется в разнообразной деятельности:
- познавательной – круглый стол «Здоровый образ жизни», консультации: «Ребенок и компьютер», «Организация семейных прогулок»;
- трудовой – участие в акции «Участок нашей мечты», благоустройство групп «Новоселье группы», изготовление игрушек «Подарки для Деда Мороза»;
- досуговой – совместная встреча родителей и детей «День семьи», спортивный праздник «Папа и я – лучшие друзья», конкурс «Новогодняя игрушка нашей семьи»,
Анализ работы в данном направлении показал, что такой подход к работе с родителями позволяет добиться устойчивых положительных результатов и способствует:
- повышению педагогической грамотности родителей. По результатам диагностики, можно сделать вывод, что увеличилось количество родителей, у которых ведущим мотивом является:
- повышение уровня педагогической грамотности;
- расширение педагогического кругозора;
- решение проблем воспитания и обучения детей.
- активному участию родителей в деятельность дошкольного учреждения.
Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.
План работы с родителями.
Основные цели родительского собрания.
- Согласование и объединение образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.
Задачи родительского собрания.
- Установить партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.
- Создать атмосферу общности интересов.
- Способствовать осознанию родителями своей воспитательной роли в семье, своей позиции в общении с детьми в рамках семейного воспитания.
- Оказывать помощь родителям в овладении психолого – педагогическими знаниями о развитии ребенка дошкольного возраста, умением применять их в общении.
- Осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям.
- Учить принимать и поддерживать детей с разными типами характера, проблемами и стилями поведения.
- Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах.
- Развивать умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических неудач и просчетов.
- Способствовать овладению способами выражения своих эмоций – как положительных, так и отрицательных.
- Вырабатывать новые навыки взаимодействия с ребенком.
- Активизировать коммуникации в семье.
Принципы проведения родительского собрания.
- Собрание проходит с равной активностью родителей и педагогов.
- Участие родителей оговаривается, разрабатывается сценарий взаимодействия с ними.
- Тематика собраний одинаково интересна организаторам и родителям, заранее известна всем.
- Собраний не должно быть слишком много, и они не должны быть слишком длинными.
- Организатор собрания должен владеть техникой обмена мнениями и применения полярных точек зрения.
- Решение, к которому приходит родительское собрание, — равноправный договор организатора и родителей, в котором указывается как родитель может проконтролировать выполнение педагогами своих обязанностей.
- Итоги собрания должны обсуждаться в педагогическом коллективе с целью выявления неудавшихся моментов и сильных сторон.
- Большое значение имеет принцип вариативности. Педагогам следует проводить не только классические родительские собрания, но и уметь использовать разные варианты, формы организации, методы и приемы.
Условия успешного проведения родительского собрания.
- Уважать права родителей.
- Искреннее выражать чувства, уметь управлять ими.
- Внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей.
- Активно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях, испытываемых в воспитании ребенка.
- Не торопиться с выводами и рекомендациями, а лишь создавать условия для инсайда (отображать ситуацию в зеркале своего восприятия, пояснять смысл высказываний).
- Стремится к пониманию и совместному решению проблем.
Виды родительских собраний.
- Организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются мероприятия с участием родителей.
- Установочные (инструктивные), на котором родителей знакомят с изменениями, происходящими в жизни и деятельности детского коллектива, режиме его работы, воспитательно – образовательном процессе, нормативно- правовой базе.
- Знакомящие с аналитическими материалами из жизни дошкольного учреждения: с результатами педагогической диагностики, с итогами медицинских обследований, с результатами по заболеваемости и посещаемости и т.д.
- Консультативные, где обсуждаются те или иные общие (групповые) мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей.
- Собрания, созываемые по поводу какой – либо чрезвычайной ситуации.
- Совместные с воспитанниками и родителями.
- Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников данной группы.
- Информационно – просветительские (как система психолого – педагогического просвещения, проводимого в разнообразных формах: собрания – конференции, лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения).
- Собрания – диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов.
- Собрания – практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию.
- Связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям.
- Отчетные (итоговые), имеющие целью показать воспитательно – образовательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы.
Организационные формы проведения родительских собраний.
- Классическое – донесение информации до родителей (вопросы родителей – ответы воспитателя).
- Конференции.
- Собрание – консилиум – обсуждение актуальных тем со специалистами.
- Круглый стол – дискуссия с обязательным использованием рефлексивных приемов.
- Диспут.
- Групповая дискуссия – форма работы, предусматривающая спор, определение позиции по тому или иному вопросу.
- Мозговой штурм – активная форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая генерацию идей по проблемам воспитания в семье.
- Встреча.
- Педагогическая мастерская.
- Совместное творчество детей и родителей.
- Собрание – студия – обучение на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом.
- Творческое собрание, на котором дети демонстрируют родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.д.
- Практикум.
- Тренинг.
- Организационно – деятельностная игра.
- Ролевая игра.
Методы взаимодействия.
- Групповая дискуссия, повышающая психолого – педагогическую грамотность родителей, позволяющая выявить индивидуальные приемы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включить элементы проигрывания ситуаций.
- Видеокоррекция. Участники просматривают видеозаписи проблемных ситуаций с участием родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, а затем анализируют увиденное и пытаются найти решение.
- Игра, с помощью которой можно моделировать и воспроизводить проблемные ситуации, выявленные в ходе дискуссии.
- Совместные действия – выполнение заданий педагогом и родителей с дальнейшим самоанализом.
- Конструктивный спор, помогающий сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, обучающий выслушивать мнение других участников встречи, выбирать наиболее эффективные и рациональные подходы к решению проблем на основе сотрудничества.
- Вербальные дискуссии, воспитывающая культуру диалога в семье и обществе, вырабатывающая умение аргументировать свои доводы, учитывая аргументы оппонентам, в том числе и собственного ребенка.
Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.
- Собрание организуются и проводятся не реже одного раза в квартал.
- Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться.
- Максимальная продолжительность – 1 – 1,5 часа (60 минут с родителями и 20 минут с участием детей).
- В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем они хотели встречаться, чью консультацию получить). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Утверждается план совместной работы с родителями на учебный год.
- Проведение родительского собрания требует от воспитателей тщательной подготовки, своего рода сценария, только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Помощь в подготовке и проведении собрания воспитателю могут в некоторых случаях оказать родительский комитет или отдельные активные родители.
- Как правило, родительское собрание состоит из двух частей: общей беседы (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование дискуссии и т.д.) и индивидуальной (по запросам родителя). Обычно это консультации с участием нескольких родителей по интересующим вопросам.
- Основным методом проведения собрания должен стать – диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения.
- Элементы коммуникации могут быть вербальными и невербальными. Впечатление о человеке складывается из множества разнообразных его черт. В значительной степени оно зависит от умения человека общаться невербально (интонация и тембр голоса; соблюдение дистанции, разделяющей говорящих; осанка; жесты; выражение лица; зрительный контакт; манеры, стиль одежды и т.п.)
- В общении с родителями воспитателю особенно важно обращать внимание на отдельные невербальные моменты, которые показывают отношение к нему участников родительского собрания. Это могут быть нервозное поведение, напряженное молчание, выразительные жесты или восклицания, зрительный контакт или его отсутствие.
- Готовясь к собранию, воспитатель может заранее попросить родителей заполнить анкеты, которые помогут составить более конкретное представление о том вопросе, который предлагается обсудить на родительском собрании.
Основные этапы подготовки родительского собрания.
- Выбор темы собрания.
- Определение целей родительского собрания.
- Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.
- Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно – методической литературы по рассматриваемой проблеме.
- Разработка сценария собрания.
- Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания.
- Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.
- Приглашение родителей и других участников собраний.
- Изготовление оригинальных памяток с советами, плакатов по теме собрания.
- Подготовка конкурсов по теме собрания.
- Подготовка выставок по теме собрания.
- Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.
- Разработка проекта решения собрания, рекомендаций, памяток родителям.
- Приглашение сказочного героя на собрание (по мере необходимости).
- Проведение заседания родительского комитета (по мере необходимости).
- Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Непосредственно перед собранием необходимо:
- Подготовить мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться. Можно расставить столы и стулья по кругу, на них выставить карточки с именами, отчествами родителей,
- Подготовить ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию, а также – карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации.
- Продумать, кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.
Проведение родительского собрания
Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное».
I. Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.
II. Основная часть собрания может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.
Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок.
Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.
По возможности разбираемые ситуации лучше инсценировать.
Для иллюстраций своих идей и соображений использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.
При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.
III. В третьей части родительского собрания – «разное» – обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.
По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
Родительское собрание
«Ребенок и природа»
Предварительная работа:
- Вместе с детьми приготовит приглашения на собрание в форме какого – либо природного объекта: листка, ягодки, грибка, облака. Можно сделать приглашение в виде ромашки. В центре – текст приглашения, а на каждом лепестке надписи: «поговорим о природном окружении», «проведем конкурс кормушек», «поиграем вместе», «научимся экспериментировать», «познакомимся с чудо – деревом», «побываем в веселой мастерской».
- Подготовить выставку детских рисунков на тему: «О животных и растениях», оформить рисунками помещение, где будет проходить собрание.
- Подготовить для каждой семьи материалы для экологических экспериментов.
- Подготовить выступление нескольких семей, имеющих домашних животных.
- Оформить чудо – дерево яблоками – загадками.
- Подготовить материал для работы «Веселой мастерской».
- Провести анкетирование на тему «Природа в жизни вашей семьи».
Анкета
«Природа в жизни вашей семьи».
Уважаемые родители!
Скоро в нашей группе состоится родительское собрание на тему «Ребенок и природа». Для подготовки собрания просим ответить на вопросы.
- Что на ваш взгляд, включает в себя понятие «экологическое воспитания»?
- Какими качествами должен обладать экологически грамотный человек?
- Вы любите отдыхать с семьей на природе? Как часто?
- Прививаете ли вы своему ребенку навыки экологического поведения в природе?
- Знаете ли вы, что такое экологические игры – эксперименты?
- Есть ли у вас домашние животные?
- Готовы ли вы рассказать о своем любимце на родительском собрании?
- Какие цветы растут в комнате вашего ребенка?
- Какие еще вопросы по данной теме вас интересуют?
Спасибо за сотрудничество!
- Познакомить родителей с положением конкурса кормушек.
Положение конкурса кормушек
Уважаемые родители, дорогие дети!
Объявляется конкурс на лучшую кормушку для птиц! Самые хорошие кормушки украсят участки нашего детского сада и принесут пользу зимующим птицам. Итоги конкурса будут подводиться на родительском собрании «Ребенок и природа». Важное условие – кормушка должна быть сделана своими руками.
Цель конкурса:
- Привлечь внимание детей и родителей к помощи зимующим птицам;
- Развивать в детях чувство милосердия и сострадания, желание оказывать помощь;
- Активизировать родительско – детские взаимодействия при изготовлении кормушки.
Место проведения: детский сад, старшая группа.
Критерии оценки:
- Оригинальность конструкции.
- Практичность в использовании.
- Материал, использованный при изготовлении.
- Эстетичность кормушки.
- Участие ребенка в изготовлении кормушки.
Номинации для награждения:
- Самая красивая кормушка.
- Самая оригинальная кормушка.
- Приз детских симпатий.
Призы:
Детская литература о природе.
Ход собрания
Местом проведения собрания могут оформленное помещение группы, музыкальный зал. Родители приглашаются на собрание, звучит приятная музыка.
Воспитатель приветствует родителей, объявляет тему собрания.
1. О роли природы в развитии ребенка дошкольного возраста.
Выступление воспитателя.
«Человек был и всегда останется сыном природы. И то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» — так писал В. А. Сухомлинский о роли природы в жизни ребенка. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, часто оставляют неизгладимый след, а иногда определяет интересы и симпатии человека на всю жизнь. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делая его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Природа окружает ребенка с ранних лет. И. Г. Песталоцци отмечал, что это источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятием». Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает умение делать выводы, воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи. Каждый момент знакомства с природой – это урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает у него удивление, радость, восторг, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.
Окружающая природа предоставляет больше возможности для разнообразной деятельности детей, формирования у них гуманного отношения к представителя животного и растительного мира, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.
Изучение природного окружения, формирование основ экологической культуры человека – одно из важных направлений работы детского сада. Эта работа осуществляется ежедневно, кропотливо и последовательно.
Красота и многообразие природы в любое время года, сезонные изменения непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывает у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая такие яркие явления, как листопад, метель, гроза, дети хотят понять их, задают вопросы и впоследствии объясняют, почему птицы улетают на юг, почему поздней осенью замерзают лужи, почему тает снег и т.д. это создает благоприятные условия для развития логического мышления.
В старшем дошкольном возрасте физиологические механизмы познания окружающего мира достигают довольно высокой ступени развития. Расширяются и обобщаются знания о характерных явлениях природы. Дети с интересом познают окружающий мир. Задача взрослого – помочь ребенку сделать правильные выводы о закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных, формировать понимание того, что человек – часть природы.
2. Экологическая кладовая. О значении природного окружения для развития речи пятилеток.
Выступление логопеда.
Для развития мышления и речи детей необходим богатый чувственный опыт, получаемый ими при восприятии различных предметов, мира природы, общественной жизни. Природа является важнейшим источником для развития речи ребенка.
Прежде всего мир природы служит материалом для обогащения и активизации словаря ребенка. На занятиях в детском саду, прогулках, экскурсиях дети знакомятся с названием предметов и явлений, учатся обобщать и анализировать. Дети пятилетнего возраста уже знают такие понятия, как времена года, фрукты, овощи, зимующие и перелетные птицы, домашние и дикие животные, насекомые, цветы, деревья, кустарники, рыбы.
Процесс понимания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действий, качества, помогает анализировать предмет и явления со всех сторон. Ребенок учится находить и определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, то есть учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствует умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Передача знаний о природе активизирует ребенка на обязательное использование сложных предложений. При раскрытии причины ребенок употребляет сложноподчиненные предложения: «Дождь идет, потому что…». При описании предмета – простое распространенное предложение.
Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, описывать, рассказывать.
С целью развития речи детей на основе восприятия природного окружения в детском саду проводятся:
- Занятии;
- Наблюдения за природными явлениями в уголке природы;
- Экскурсии;
- Игры – экспериметы;
- Беседы о природе;
- Обучение детей составлению рассказов о природных явлениях и предметах;
- Чтение художественной литературы о природе.
3. Экологическая разминка «Найди лишний предмет»
(проводит логопед).
Большое внимание для развития мышления и речи имеют упражнения, в процессе которых дети проводят классификацию предметов. Сейчас мы поиграем с вами в такую игру, а вы можете более простые варианты использовать для игры с ребенком дома, по дороге в детский сад, гуляя на улице.
Логопед предлагает родителям выбрать один лишний предмет из четырех. Лишний предмет определяется по несоответствию обобщающему понятию. Для игры берутся экологические категории, например:
- Яблоко, арбуз, банан, мандарин (фрукты – ягода).
- Дуб, ель, акация, береза (деревья – кустарник).
- Воробей, голубь, ласточка, синица (зимующие птицы – перелетная птица).
- Чиж, грач, куница, скворец (птица – животное).
- Собака, кошка, тетерев, рысь (животные – птица).
- Свинья, корова, лиса, кошка (домашнее животное – дикое животное).
- Волк, белка, баран, еж (дикое животное – домашнее животное).
- Фиалка, гвоздика, полынь, ромашка (цветы – трава).
- Огурец, баклажан, яблоко, морковь (овощи – фрукты).
- Акула, дельфин, форель, семга (рыбы – животное).
- Жук, бабочка, воробей, стрекоза (насекомое – птица).
4. Как проводить экологические эксперименты дома.
Воспитатель рассказывает родителям о пользе экспериментирования для познавательного развития ребенка и приводит несколько примеров экологических экспериментов. (Родители получают распечатанные варианты экспериментов).
«Как растение ищет свет?»
Для опыта понадобиться домашнее растение.
Предложите ребенку поставить растение у окна на три дня. Потом необходимо развернуть растение на 180 градусов и оставить еще на три дня.
В ходе опыта листья будут поворачиваться к окну.
Вывод: растению необходим свет для здорового роста. Листья движутся за светом. Это движение называется фототропизмом.
«Почему в океане нет зеленых растений на глубине больше 100 метров?»
Для опыта понадобятся: два маленьких одинаковых растения в горшочках.
Вместе с ребенком поместить одно растение на солнце, а другое в темный шкаф. Оставьте растения на неделю. Через неделю сравните их цвет. Растение, которое было в шкафу, стало бледнее и завяло.
Вывод: для здорового роста необходим солнечный свет. Под действием света вырабатывается хлорофилл, он зеленого цвета. На глубину больше 100 метров не проходит солнечный свет, значит, там не может быть зеленых водорослей.
«Изюминки умеют пить».
Для опыта понадобятся: стакан воды, 10 изюминок.
Вместе с ребенком насыпьте изюм в стакан с водой и оставьте на ночь.
Утром можно наблюдать, как изюминки разбухли и стали гладкими.
Вывод: вода проникает в засохшую изюминку. Изюминка «пьет» воду, разбухает и становится больше.
«Дыхание листа».
Для опыта понадобятся: цветок в горшке, вазелин.
Намажьте вазелином верхнюю поверхность одних двух листочков и нижнюю поверхность других двух листочков. Ежедневно в течение недели наблюдайте за листьями. В результате опыта листья, на которых вазелин был снизу, завяли. Значит, воздух необходим растения для жизни.
«Живой росток».
Для опыта понадобятся: песок, небольшая емкость, верхушки морковок.
Наполните емкость песком. Предложите ребенку обильно полить его водой и посадить верхушки морковок, срезав низ. Поставьте емкость на свет. Поливайте водой в течение недели. В результате опыта на верхушках морковок начнут расти зеленые стебли.
Вывод: в верхушке моркови есть основание стебля и часть корня. Значит, из части корня или отростка ветки можно вырастить новое растение.
5. «В родительскую копилку».
Воспитатель знакомит родителей с комнатными растениями (демонстрируя образцы), которые оказывают положительное воздействие на здоровье ребенка, рекомендует разместить их в детской комнате.
Детская комната – самая многофункциональная комната в квартире. Здесь ребенок спит, играет, занимается. Поэтому подходить к выбору растений надо очень серьезно и основательно. Главное правило – прежде чем разместить в детской комнате растение, убедитесь, что оно не имеет острых шипов, колючих листьев, вредных ароматов, ядовитых плодов.
Хлорифитум – обладает потрясающи очистительным эффектом, поглощает формальдегиды. Растение очень неприхотливо в уходе.
Комнатная герань – этот цветок вырабатывает полезные соединения, которые благотворно воздействуют на здоровье человека при стрессах, неврозах, бессоннице.
Лавр – небольшой вечнозеленый кустарник, выделяющий вещества, которые убивают вирусы и бактерии.
Папоротник – растение с сильнейшей энергетикой, тонизирует нервную систему, помогает от стрессов.
Цикламен – идеальное растение для капризных детей. Его мягкое седативное воздействие будит в детях творческое начало.
С помощью цветов можно добиться и повышения влажности воздуха. Цветы, которым нужно много влаги, обычно возвращают ее через листья. Это фиалки, цикламены, папоротники.
Фикус – благодаря свои фитонцидным свойствам очищает воздух в комнате от токсинов.
Аспарагус – поглощает частицы тяжелых металлов.
Все виды цитрусовых обладают бактерицидными свойствами.
Драцена – ее можно отнести к самым мощным зеленым фильтрам. Она способна поглощать такие яды, как бензол, формальдегид и обеззараживать их.
Нельзя размещать в комнате у ребенка следующие растения:
- Кактусы – так как они имеют колючки.
- Диффенбахию – в листьях растения содержаться ядовитый сок.
- Олеандр – все части растения ядовиты.
- Примулу обратноконическую – листья вызываю аллергию.
- Юкку алоэлистную – листья имеют острые края.
6. О друзьях наших меньших. Значение домашних животных для нравственного воспитания ребенка.
Выступление педагога – психолога.
Вы уверенны, что не хотите иметь дома никаких зверей? А ваш ребенок имеет на этот счет другое мнение, и с ним нужно считаться. Попробуйте понять, может, то, что вы принимаете за каприз, на самом деле – заветная мечта вашего ребенка. Понаблюдайте за своим малышом, много ли у него друзей, во что он любит играть. Необщительному, замкнутому ребенку четвероногий друг необходим более чем кому – либо другому. Ведь общение с животными нужно не только для игр, но и для поддержания эмоционального равновесия. Ответственность за живых существ воспитывает в детях такие качества, как доброта, открытость, позитивное отношение к миру. Если вы не готовы завести собаку или кошку, может, вам стоит пойти на компромисс и подарить ему хомячка, птичку, морскую свинку или черепаху.
Нужно уметь правдиво объяснить ребенку, почему вы сейчас не можете завести домашнее животное. Например, во время отпуска вы всегда уезжаете из дома, с кем тогда оставить животное? Или вы целый день на работе, ребенок в детском саду, а каково щеночку или котеночку быть целый день дома одному? Кто будет гулять с собакой? Конечно, в ответ на этот вопрос ребенок станет обещать, что сам будет ухаживать за животным. К сожалению, это не так. Даже подростки могут забывать про своих питомцев, целиком перекладывая заботу о них на родителей. И все же не стоит запрещать ребенку в категорической форме: «нет и все», необходимо каждый раз терпеливо объяснять ему почему.
Что делать, если ребенок принес в дом собачку самостоятельно? Ни в коем случае не выбрасывайте животное на глазах у ребенка! Такие сцены навсегда остаются в памяти и могут привести к нежелательным последствиям. Сдержитесь и не ругайте ребенка, потому что проявить жалость – не плохой поступок. Многие семьи именно таким способом обзаводятся домашними любимцами. Но если вы твердо решили не оставлять собаку в доме, расскажите ребенку, как вы поступите с ней. Постарайтесь выяснить все про приюты для собак и пристроить собаку таки образом. И опять же объясните ребенку, почему вы не можете оставить собаку у себя. Помните: как вы ведете в таких ситуациях, так и ребенок будет вести себя по отношению не только к животным, но и к людям.
Если же вы все – таки, к величайшей радости вашего ребенка, решились завести собаку, заводите и радуйтесь вместе с ним. Вот и у вас дома появился прелестный щенок! Сразу объясните ребенку правила обращения с собаками:
- Не нужно дергать своего любимца за уши, хвост, лапы и т.д. Ему это может не понравиться. В лучшем случае он зарычит, а в худшем укусит.
- Никогда не смотрите собаке прямо в глаза. Она воспринимает это как вызов.
- Не трогайте собаку, когда она ест. Это для нее одно из самых важных дел в жизни.
- Нельзя дуть в морду собаке. Это может быть воспринято как знак превосходства.
В нашей группе есть семьи, которые готовы рассказать про своих домашних питомцев. Возможно, их рассказы помогут принять решение тем, кто еще только думает завести животное.
(несколько семей рассказывают о своих любимцах, показывают их фотографии, рассказывают про привычки, про общение ребенка с животными).
Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми представить кормушку, сделанную своими руками. В конце конкурса все кормушки выставляют на столе. Жюри из состава работников детского сада подводит итоги, награждает победителей.
8. Викторина «Крылышки и лапки».
Воспитатель предлагает детям и родителям поучаствовать в викторине про насекомых. Вопросы викторины составлены таким образом, что позволяют с интересом участвовать в ней и детям, и родителям.
Викторина «крылышки и лапки».
- Сколько лап у паука? (восемь).
- Летает, порхает, забот не знает. (бабочка).
- Самое трудолюбивое насекомое (муравей).
- Она делает самую сладкую работу (пчела).
- Она лето красное пропела (попрыгунья – стрекоза).
- У нее так много ножек, что не сшить на них сапожек (сороконожка).
- Она по полю шла, шла и денежку нашла (Муха – Цокотуха).
- Кого подковал левша? (блоху).
- У нее на красной спинке очень черные снежинки (божья коровка).
- Он жужжит, жужжит, жужжит, над полянкою кружит (жук).
- Кровососущие насекомое, боится фумитокса (комар).
- Он же, но умеет скользить по воде (водомер).
- Над запрудной вертолетик синий появился,
Над водою полетал, полетал и скрылся (стрекоза).
14. Очень любит на обед шарфик съесть вместо котлет (моль).
По итогам викторины награждает самых активных участников.
9. Наше чудо – дерево!
Для игры используется искусственное дерево, у которого на ветках необычные плоды – нарисованные яблочки, на обратной стороне которых загадки про предметы и явления природы. В игре участвует каждая семья по очереди. Ребенок срывает яблочко, родители читают загадку и вместе с ребенком отвечают.
Загадки для чудо – дерева.
Так важно она по болоту шагает! И живость болотная прочь убегает.
(Цапля)
Хоть с виду крепок он и тверд, Но нежную имеет душу, И хоть в тельняшку он одет, Всю жизнь проводит он на суше.
(Арбуз)
Сестра к брату в гости идет, А он от сестры прячется.
(луна и солнце)
Не конь, а бежит, Не лес, а шумит.
(Ручей).
Меня просят, меня ждут, А пойду, все прятаться начнут.
(Дождь).
Кто без нот и без свирели Лучше выводит трели?
(Соловей).
Она и в озере, она и в лужице. Она снежинкою над ними кружится.
(Вода).
Угадайте, что за мост В небе из цветных полос?
(Радуга).
Он белесы и сырой Опустился над землей, Словно облако упало. И домов не видно стало.
(Туман).
Удивляет горожан Темнокожий… (баклажан). В холод белый и колючий, В оттепель сырой, липучий.
(Снег).
За долиной на просторе Он стоит зимой голый. Лето начинается – В листья одеваются.
(Лес).
В золотой клубочек Спрятался дубочек.
(Желудь).
Стоит Алена: Платок зеленый. Тонкий стан. Белый сарафан.
(Береза).
Само с кулачок, Красный бочок. Тронешь пальцем – гладко. А откусишь – сладко.
(Яблоко).
10. «Веселая мастерская».
Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми сделать для группы необычный аквариум своими руками. В это аквариуме будут жить золотые рыбки из фольги, бумажные морские водоросли, дельфины, пластилиновые морские звезды, русалки и даже морской царь Нептун. Для работы можно использовать пустой старый аквариум, природный материал. В законченном виде такой аквариум послужит полезным пособием для занятий с детьми, интересным интерьерным решением в оформлении групповой комнаты.
11. Подведение итогов собрания, обмен мнениями.
Список литературы
- Родительские собрания в детском саду. С.В. Чиркова. – М., 2010
- Дошкольное учреждение и семья- единое пространство детского развития. /Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/. Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина. М., 2001.
- Родительские собрания в ДОУ. /Методическое пособие/. О.Л. Зверева. Т.В. Кротова. М., 2009.
- Родительские собрания в детском саду. /Учебно – методическое пособие. Выпуск 2/. Т.Н. Зенина. М., 2008.
- Работа ДОУс семьей. А.В. Козлова. Р.П. Дешеулина. М., 2004.
- Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. Л.Е. Осипова. М., 2008.
- Новый взгляд на родительское собрание. Е. Евдокимова, Е. Кудрявцева. // Ж. Дошкольное воспитание № 5, 2007.
- Работа с семьей /методические рекомендации/. А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. М., 2009.
- Опыт проведения родительских собраний. Г.Е. Трофимова. // Ж. Управление ДОУ. № 3, 2008.
|