- Тема родительского собрания «Школьная готовность» выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш ребенок впервые войдет в школьный класс. И сейчас вас волнуют вопросы: «А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности?». Психолого-педагогический феномен «готовность ребенка к школе» складывается из различных видов готовности: мотивационной, интеллектуальной, волевой, личностной.
Уважаемые родители! Попробуйте сами определить, готов ли ваш ребенок стать первоклассником. А вам пора в школу?
Мы хотели бы познакомить вас с ответами детей по которым можно судить о мотивационной готовности детей к школе. Ребятам задавали следующие вопросы «Хочешь ли ты идти в школу?» и «Чего ты ждешь и хочешь от родителей и учителей, готовясь стать первоклассником?». О мотивационной готовности детей к школе также можно судить по их рисункам. Эмоциональное отношение ребенка к школе определяется по цветовой гамме, сюжету рисунка и общей линий всех изображенных предметов на рисунке школы.
Цветовая гамма рисунка оценивается по преобладанию теплых или холодных тонов. Известно, что дети свое положительное отношение к предмету выражают яркими, чистыми тонами и сочетанием их, а отрицательное эмоциональное отношение — при помощи темных тонов. То, что дети считают красивым, они изображают в теплых тонах, то, что считают некрасивым, — в холодных. Сюжет рисунка, отражающий социальный опыт ребенка, имеет большое значение в анализе. О положительном отношении к школе может свидетельствовать тема учения в рисунке и связанные с ней атрибуты. Линия рисунка также является информативным признаком. Красивое, нравящееся дети обычно вырисовывают старательно, а некрасивое изображают нарочито небрежно. Красивое легко выделить. Это длинные сложные линии разной толщины. Некрасивое дети рисуют прерывающимися линиями одинаковой длины и толщины.
Современная специальная литература дает нам множество советов — как развивать речь ребенка, подготовить к обучению грамоте, счету, письму, как проверить, нет ли у него нарушений, мешающих обучению и т.д. Нам кажется уместным поговорить не столько об интеллектуальной, сколько о душевной, психологической готовности к школе, от которой зависят не только школьные успехи, но и самочувствие ребенка. Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и успешно учились. Но всегда ли мы ясно понимаем, как во многом это зависит именно от душевного настроя ребенка.
Год за годом мы все больше убеждаемся в том, что многие дети вполне могли бы учиться хорошо, а некоторые — и очень хорошо, если бы… хотели. Одни дети прямо говорят о своем нежелании учиться, другие испытывают непонятные для взрослых, а тем более для них самих трудности. Не судить и карать нежелание, а понять его причины и помочь ребенку хотеть учиться — вот наиболее эффективный путь, хотя и требующий от взрослого немалого душевного участия и труда.
Иногда источником отрицательных эмоций становятся старшие брат или сестра, испытывающие трудности в обучении. И вот шестилетний мальчик говорит: «Скоро я пойду в школу, и меня будут все время ругать, как Вовку». От этих слов до прямого нежелания учиться — ровно полшага. Не столь уж редко и взрослые из самых благих убеждений запугивают ребенка: «Ну, что ты вертишься? Вот подожди, пойдешь в школу — там учительница научит тебя сидеть смирно!» Не следует, однако, впадать и в другую крайность, изображая школу местом сплошных радостей и успехов. Мы ведь еще не знаем, как пойдет у ребенка учеба, как сложатся отношения со сверстниками и учителями. Возможно, они будут не безоблачными. И тогда ребенок, ожидавший от школы слишком много приятного и дающегося легко, рискует «сломаться» при первых столкновениях со школьной реальностью.
Итак, первое и основное: не исказите веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу как в новое, интересное дело — с верой в свои возможности и готовностью испытать себя.
Чтобы сформировать такую веру и такую готовность, мы должны хорошо знать ребенка, трезво оценивать его способности и склонности, представлять пределы его возможностей, все то, чем он одарен, что умеет и к чему склонен. Иными словами, относиться к нему как к себе; мы ведь себя ценим по тому, что можем и умеем, понимая, что мочь и уметь все невозможно.
Школьная готовность предполагает и готовность к большей, чем раньше, самостоятельности ребенка, к сотрудничеству с чужим взрослым и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей.
Сегодня на родительское собрание мы пригласили также родителей наших выпускников, которые в этом году уже пошли в школу.
- С какими трудностями вам пришлось столкнуться?
Родители первоклассников:
- В самые первые дни тяжело было поднимать ребенка по утрам.
- Моему сыну было трудно влиться в новый коллектив
- Когда дети переодеваются на физкультурные занятия, им никто не помогает завязывать шнурки на кроссовках.
- «Не хочу идти в школу», — сказал мой сын после урока физкультуры. В детском саду ему нравились занятия физкультурой, в школе же интерес к физкультуре пропал.
- Мой сын стал неряшлив — рубашка и брюки всегда мятые и пыльные, а в детском саду он был самым аккуратным.
- У нас возникли трудности с режимом дня.
Аккуратный внешний вид школьника, порядок в его учебных принадлежностях улучшают его общее самочуствие, что отражается на успеваемости. Аккуратность же во многом зависит от самостоятельности. Дети у которых нет элементарных навыков самообслуживания, теряются без помощи взрослого. Причина — чрезмерная опека со стороны близких. При подготовке к школе важен режим дня: твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их порядку, воспитывает необходимое школьнику чувство времени.
На собрание мы также пригласили учителя начальных классов из 20 школы……, которая постарается ответить на ваши вопросы, касающихся школьной программы обучения.
Чтобы адаптация к школе прошла безболезненно, мы рекомендуем перед школой посещать курсы для будущих первоклассников. Ребятам надо знать, как обратиться к учителю, как ответить на вопрос.
До сих пор школа не требует специальных знаний — умение читать и писать. Порой эти знания в определенном смысле вредны: ребенок, который пришел в школу слишком «умным», будет скучать на уроках. Для первого класса норма — счет в пределах 10, понятия больше — меньше, этого вполне достаточно. А вот знания предметные, зрительные — как выглядит мир, животные, растения — должны быть обязательно. Очень часто выясняется, что первоклашка не может рассказать о семье, толково объяснить не только где работают родители, но и как их зовут.
Но если вам хочется заниматься с ребенком дома, то вам пригодятся наши рекомендации (Родителям раздаются памятки «Рекомендации родителям»)
Сегодня принято нагружать ребенка массой дополнительных заданий. Мое мнение, может быть, субъективно, но в первом классе перегружать ребенка кружками, по крайней мере, первые полгода, не нужно, а дальше надо смотреть и действовать по обстановке. Если ребенок адаптировался, вошел в школьный ритм, основная нагрузка не доставляет проблем, не требует большого напряжения, то можно подумать и о внеклассной деятельности. Особое внимание хочу обратить на музыкальные занятия — они, как правило, отнимают слишком много сил и времени, если вы не мечтаете вырастить из своего сына или дочери великого музыканта, отложите начало этого процесса, хотя бы до второго класса.
Понаблюдайте за ребенком. Сколько времени он может заниматься с вами? Вырабатывайте усидчивость не спеша. Если в результате интересного занятия он может работать 20-25 минут — это хорошо. Помните, усидчивость достигается не принуждением (элементы его нужны, но в мягкой форме), а живой заинтересованностью.
Школьная готовность — это сплав знаний и навыков, необходимых для успешного обучения, и способности к сотрудничеству и преодолению трудностей, положительного отношения к школе и учебе. Важно душой почувствовать сложность переживаний ребенка при столь разительном изменении жизни, как поступление в школу, и помочь ему. Это, ко всему прочему, не только увеличивает его готовность к школе, но сохранит ему здоровье.
|