Автор: Яна Александровна Плехова – воспитатель высшей квалификационной категории. МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления №72 город Ангарск
Иркутская область
Пояснительная записка:
Еще с давних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Проблема защиты детей обсуждается во всем мире, ведь зачастую бывает так, что даже самые близкие ребенку люди могут его обидеть и тем самым нарушить его права.
Скачать конспект
Многие философы и мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях.
Вопрос, с какого возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека?
По рекомендациям ЮНЕСКО (сформулированным еще в 1974 году) эту работу предлагается начинать с дошкольного возраста. Государства мира приняли участие в создании Конвенции о правах ребенка, которая была принята в 1989 году.
Ребенок должен знать свои права, гарантированные законами страны, в которой он живет, и понимать: власть взрослого над ним не безгранична – она «подчиняется» требованиям этих законов.
Актуальность:
Будущее страны во многом зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире. В Конвенции ООН о правах ребенка говорится, что «образование ребенка должно быть направленно на подготовку его к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости».
Сегодня возрастает актуальность проблемы воспитания правовой культуры взрослых и детей. А что такое правовая культура? Это совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности. Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка, что находит отражение в деятельности ДОО, ориентированной на выполнение установок и требований ФГОС ДО через уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. У детей необходимо сформировать понятия о своих правах и умение ими пользоваться, а задача педагогов создать условия для формирования правовых знаний и умений, используя художественную литературу, игры, песни, рисунки, доступные пониманию дошкольников.
Цель:
- формирование основ правового сознания детей дошкольного возраста.
Задачи:
- дать детям элементарные знания и представления о международном документе по защите прав ребенка.
- создать условия для позитивной социализации ребенка дошкольника, его личностного развития, формирования чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
- воспитывать чувство уверенности в себе, дружелюбное отношение к сверстникам, социальную терпимость, уважение к достоинству и личным правам другого человека.
- приобщать детей к отечественным, этнокультурным и национальным ценностям.
Перспективный план работы с детьми в старшей группе
Взаимодействие с родителями
Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми обусловил необходимость по-новому взглянуть на проблему взаимодействия детского сада с родителями с целью создания единого образовательного пространства. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, закон «Об образовании РФ» обязывает педагогов и родителей стать равно ответственными участниками образовательного процесса по данной теме через анализ взаимоотношения детей в семье и повышение уровня правовой культуры родителей. Привлекая родителей к правовому воспитанию, педагоги формируют у них понимание того, что родители являются гарантом прав своего ребенка. Правовое воспитание детей дошкольного возраста требует единства и согласованности действий дошкольного учреждения с семьей. Когда единство действий дошкольных учреждений и семьи обеспечивает формирование нравственных чувств и представлений ребенка, прочных навыков и привычек поведения, организованную и целенаправленную его деятельность, воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями и ребенку легче овладеть установленными нормами поведения.
Перспективный план работы с родителями в старшей группе.
Сентябрь -Анкетирование «Права ребенка в семье и детском саду».
-Тематический правовой уголок по ознакомлению с Конвенцией о правах ребенка.
Октябрь -Фотовыставка «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду».
-Консультация «Типы родительской любви».
Ноябрь -Развлечение «День Матери».
-Консультация «Жестокое обращение с детьми».
Декабрь — Сочинение родителей на тему
«Мой ребенок, его индивидуальные особенности».
-Консультация «Искусство быть родителем
Январь -Рубрика «Говорят взрослые»: тема «Что такое семья?»
-Родительское собрание «Когда семья вместе, так и душа на месте».
Февраль -Спортивный праздник «Веселые старты».
-Памятка «Полезные советы для родителей по формированию здорового образа жизни».
Март -Рубрика «Говорят дети»: тема «Моя мама…»
-Консультация «Четыре заповеди мудрого родителя».
Апрель -Конкурс стенгазет «Отдыхаем всей семьей».
-Буклет «Почему ребенку нужна игра».
Май -Выставка рисунков детско-родительского творчества «Моя семья».
-Развлечение «День семьи».
Литература:
- А.Я. Ветохина. «Родительские собрания в условиях перехода к ФГОС».
- Н.Г. Зеленова. «Я – ребенок, и я имею право!».
- С.А. Козлов. «Мы имеем право!»
- Т.В. Макарова. «Толерантность и правовая культура дошкольников».
- Т.А. Харитончик. «Правовое воспитание».
- Т.А. Шорыгина. «Моя семья».
- Л.Ю. Татаринкова «Права маленького гражданина».
|