МКДОУ Шумский детский сад
Мотивация познавательной деятельности
Ранний возраст:
Выбирает интересующий предмет из нескольких — может отказаться если существует более сильный мотив называемый «ограничитель»
Средний возраст:
Скачать конспект
Мотивы связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, — мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами. Для развития различных неигровых видов деятельности, значение которых возрастает на следующем возрастном этапе, особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения. Средние дошкольники уже переживают успех и неуспех. Но если успех влияет положительно на работу ребенка, то неудача — всегда отрицательно: она не стимулирует продолжения деятельности и проявления настойчивости.
Старший возраст:
Для старших дошкольников успех остается сильным стимулом, но многих из них побуждает к деятельности и неуспех. После неудачи они стараются преодолеть возникшие трудности, добиться нужного результата и не собираются «сдаваться» В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Долго наблюдая за поведением старшего дошкольника, можно определить, какие мотивы для него наиболее характерны. Один ребенок постоянно соперничает со сверстниками, стараясь лидировать и во всем быть первым, у него доминирует престижная (эгоистическая) мотивация. Другой, наоборот, старается всем помочь; интересы детсадовской группы, общие игры, радости и заботы для него — главное. Мотивация приобретает относительную устойчивость. Здесь значимо не столько что делать, сколько как делать: старательно, под руководством взрослого, получая указания и оценки.
Сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание (в общении с детьми это, в первую очередь, исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-либо действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды
В современном обществе снижается мотивация детей к приобретению знаний. В связи с этим идет поиск новых, активных методов обучения, где познавательная деятельность носит творческий характер.
Особенности работы с детьми:
- Предоставление воспитанникам возможность задавать вопросы, не сдерживать инициативность;
- Стремление к созданию успеха для каждого ребенка;
- Использование личного опыта детей;
- Чередование видов работ, типов деятельности, для снижения утомляемости;
- Использование игровой формы с помощью дидактических игр, творческих заданий.
- Использование ИКТ, фильмов.
- Формирование адекватной оценки – развернутое описание ребенком чего он достиг, какие есть трудности, как можно улучшить ситуацию, что нужно сделать.
Запрет на прямые оценки личности ребенка (ленивый, глупый,)
Как можно чаще задавать вопрос «Как ты думаешь?»
Использование презентаций на различные темы для детей мало посещающих ДОУ
Положительный компонент. На фоне положительных эмоций лучше развиваются все психические процессы, улучшает процесс запоминания. Ощущения счастья увеличивает мотивацию к деятельности.
Данные условия должны эффективно решить проблемы, связанные с мотивацией и сформироваться мотивы к учению, социальную позицию, потребность в самоуважении.
Спасибо за внимание!
|