Герасичева Ольга Николаевна. «Мотивация познавательной деятельности детей среднего возраста»

«Мотивация познавательной деятельности детей среднего возраста»

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психологических функций и социально значимых качеств личности.

Именно это время характеризуется интенсивным познавательным развитием. Ребенок овладевает родным языком, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации. Познавательное развитие во многом зависит от наличия мотивации познания.

В старшем дошкольном возрасте умственная активность дошкольника приобретает более самостоятельный характер. Он стремится без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять скрытые свойства и отношения предметов. Вместе с тем, очевидно, что познавательная мотивация и познавательная активность не являются прямым следствием возраста и далеко не все дошкольники обладают этим ценным качеством в равной мере. В результате форсированного обучения дети порой бывают перегружены излишней информацией, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. При этом подавляется любопытство ребенка, дети растут вялыми, безынициативными и учатся подчиняться взрослому. Это приводит к возникновению сложностей при дальнейшем обучении в школе.

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Отсутствие мотивации к учению, узнаванию нового – основная проблема, с которой сталкиваются воспитатели в детском саду, учителя в школе, родители и психологи.

 

Как известно, мотив имеет две основных функции – побуждающую и смыслообразующую (А. Н. Леонтьев). В соответствии с этим, познавательная мотивация с одной стороны побуждает соответствующую ему деятельность, то есть стимулирует самостоятельность, инициативность и целенаправленность в решении не прагматической, а чисто познавательной задачи. С другой стороны, познавательная мотивация порождает специфические смысловые образования и познавательные эмоции — интерес к деятельности, удовольствие от получаемых впечатлений и от умственных усилий.

Понятие познавательной мотивации внутренне связано с другими, смежными понятиями, среди которых можно выделить:

  • познавательный интерес, то есть эмоциональную включенность в решение познавательной задачи.
  • познавательную деятельность — практическую активность, направленную на познание нового.
  • познавательную активность, то есть готовность к познавательной деятельности и инициативность в ней.
  • любознательность, любовь к знаниям, стремление узнать что-то новое.

Очевидно, что все эти понятия близки по своему содержанию. Объединяющим началом для них является направленность человека на бескорыстное узнавание нового и удовлетворение от самого процесса умственных усилий, то есть внутренняя мотивация. Познавательная деятельность имеет место лишь тогда, когда активность человека побуждается самим процессом познания и его познавательным результатом, и не сводится к уровню развития познавательных процессов.

Для того чтобы ребенок захотел что-то узнать, должен появиться мотив. Программа «Радуга» выделяет 3 вида мотивации:

1. Игровая.

Ребенок выступает в позиции помощника и защитника. Удобная для обучения различным практическим умениям (показ, объяснение). Можно использовать и при решении интеллектуальных, умственных задач, где ребенок выступает как более умный и сообразительный, чем игровые персоналии. Прием – создание проблемной ситуации (помощь взрослому, новое приключение любимых героев, рассматривание сюжетной картины).

2. Общения.

Побуждение к общению со взрослым, возможность получить одобрение, интерес к тем новым делам, которые ребенок может совершать вместе со взрослым. Построена на том же желание ребенка почувствовать свою необходимость и значимость.

3. Личной заинтересованности.

Основана частично на желании ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным, и частично на его личной заинтересованности. Такая мотивация побуждает детей к созданию разных предметов для собственного употребления.

Наиболее активное включение мотивации происходит при интеграции образовательных областей «социализация» и «коммуникация». Познавательно-исследовательская деятельность должна иметь мотив и социальную значимость исследуемого объекта.

На сегодняшний день я работаю с детьми среднего дошкольного возраста. В нашей группе 21 ребенок. По результатам наблюдения к 4-м годам у детей накопилось достаточно информации, представлений об окружающем мире; они многое уже умеют делать – рисовать, лепить, строить и т. п.

В процессе наблюдения мы заметили, что дети по-разному реагируют на наши предложения порисовать, послушать музыку, посмотреть на птиц у кормушки и т.д. Одни с радостью соглашаются, другие наотрез отказываются. В результате проведенного в группе мониторинга познавательной потребности мы увидели:

  1. средний уровень эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);
  2. не высокий уровень целенаправленности деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);
  3. низкая степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).

Выраженность этих трех показателей мотивации оценивается по четырех бальной шкале (от максимальной выраженности качества (3 балла) до 0 баллов – полного его отсутствия).

Выраженность познавательной мотивации на начало 2016 — 2017 учебного года

(на основе наблюдений за детьми)

Приведенные характеристики наблюдения позволяют сделать вывод: уровень познавательного активности низок и требуют системной работы.

Для организации работы с детьми по становлению мотивационной сферы были определены принципы и направления взаимодействия с воспитанниками и их родителями.

В основу своей работы мы положили следующие принципы:

  1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность (ПД). Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы. В работе предполагается не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого
  2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе следует использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мебиуса, головоломки, магниты, рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц и др.).
  3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.
  4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации ПД, то следует акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.
  5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывают занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагает (но не настаивает) вместе завершить то, что было задумано ребенком.

Намеченные направления были реализованы с использованием следующих методов и приемов взаимодействия с детьми:

1) Включение ситуативно-адекватных приемов преподнесения нового материала:

Создание игровых проблемных ситуаций, например:

  • конструирование домиков для героев сказки ( «Теперь игрушкам негде жить. Что им нужно построить?»).
  • конструирование мостика для Винни-Пуха (Винни-Пух собрался в гости к Кролику, который живет на другом берегу реки. Как быть?).
  • игровая ситуация «Встречаем гостей» (Игровая задача: помочь красиво и правильно накрыть стол).
  • ситуация: «Зайчатам грозит опасность и они могут избежать её только в том случае, если научатся смешению синей и желтой красок для получения зеленой и выразительно нарисуют деревья). Игровая задача: мама-зайчиха (воспитатель), опасаясь за жизнь зайчат (дети), предлагает им сделать щиты с изображением деревьев, за которыми они могли б спрятаться от волка. Учебная задача: «Я научу вас делать щиты и рисовать деревья». При рисовании деревьев возникает серьезная трудность – у мамы-зайчихи не оказалось зеленой краски.

2) Интенсивное, целенаправленное развитие навыков и качеств по-знавательной деятельности:

а) Рассказы воспитателя о нуждах и потребностях каких-либо игровых персонажей, например:

  • игровая задача: помочь листовичкам (заготовить для них фрукты – лепка, рисование; сделать для них домик, мебель и т.д.). «Накануне вечером листовички пробрались к нам в группу и долго искали место для жилья. Но, не найдя домика, они вновь ушли на участок, легли под деревья, укрылись листьями и заснули». «Вечером листовички осматривали сделанный для них домик. Вначале они любовались стенами, рассматривали двери, окна, трубу. Домик так понравился листовичкам, что они решили в нем жить. Но тут они столкнулись с большими трудностями. В домике не оказалось мебели, и листовичкам пришлось покинуть его». «Когда пришло время ложиться спать, то оказалось, что у листовичков нет матрацев, одеял, подушек, постельного белья и др. Сняв обувь, листовички скоро почувствовали, что их ноги замерзли (ковер)».

б) Познавательно-исследовательская деятельность:

  • наблюдение с обсуждением «Что растет на нашем участке», «Кто жи-вет на нашем участке», «Откуда взялись сосульки», «Куда убежал снег», «Где спит солнышко».
  • экспериментирование: «Какие предметы могут плавать?» (Дед Знай просит детей помочь ему узнать: все ли эти предметы могут плавать); «Разноцветные шарики» (зайчик просит ребят помочь раскрасить листы с изображениями шариков в оранжевой, фиолетовой, зеленой и голубой цвета. Но таких красок у него нет. Как быть? Что делать?). Задача – смешение основных цветов. «Волшебное сито» (Красная Шапочка сообщает детям, что собирается в гости к бабушке – отнести ей горшочек манной каши. Но случилось несчастье. Она нечаянно уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась. Как отделить рис от манки?)

в) Ситуативные разговоры: «Зачем кошка умывается?», «Почему говорят: «Любишь кататься – люби и саночки возить».

3) Формировать у детей позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта:

В семье:

создавать условия, позволяющие ребенку активно проявлять свое отношение к миру, закреплять и упражнять свой положительный опыт.

Посещать места, где можно встретить представителей живой природы (зоопарк, ботанический сад, цирк, выставки цветов, кошек и т. д.).

Показывать личный пример бережного и заботливого отношения к миру (людям и природе).

В детском саду:

Формировать эмоциональную отзывчивость к событиям и явлениям окру-жающей действительности; к радостям и достижениям, переживаниям и проблемам других людей ( «Письмо больному другу», «Поздравление сотрудников детского сада с праздником»).

Использовать разнообразные средства (художественная литература, образные сравнения, средства театрализации, праздники и др.) для усиления эмоциональной стороны непосредственного восприятия объектов и явлений природы, событий из жизни человека ( «Мы готовимся к празднику», задача: помочь сделать группу красивой к празднику).

Побуждать детей отражать свои эмоции и чувства через высказывания, рассказы, рисунки, поделки, а главное — через практические действия. Учить выполнять простые хозяйственно-бытовые поручения и добиваться результата (ухаживать за комнатными растениями и животными, наводить порядок в группе и пр.).

Формировать бережное отношение к предметам, объектам природного и рукотворного мира. Формировать чувство признательности сотрудникам детского сада (через объяснение и демонстрацию значимости, важности их труда), желание оказать им посильную помощь.

Формировать чувство гордости за свой город (село).

Способствовать развитию ответственного, бережного отношения к окру-жающей природе. Показывать личный пример бережного и заботливого отношения к миру (людям и природе).

4) Способствовать выявлению и поддержанию избирательных инте-ресов, развитию самостоятельной познавательной активности детей в детском саду и дома:

В семье:

определять познавательные предпочтения ребенка путем наблюдений за ним в свободной и игровой деятельности, через анализ содержательной стороны его деятельности, вопросов, просьб.

Внимательно относиться к детским вопросам. Содержательно и образно отвечать на них. Внимательно выслушивать рассказы ребенка о его наблюдениях и размышлениях.

Чрезвычайно деликатно относиться к проявлениям детской фантазии, не высказывая подозрений в умышленной лжи.

Приобретать познавательную литературу, отвечающую познавательным предпочтениям ребенка, и знакомить его с ней. Посещать выставки и музеи.

Начать создавать домашнюю познавательную библиотеку и видеотеку и активно пользоваться ее материалами. Проводить беседы о прочитанном, увиденном и услышанном.

В детском саду:

побуждать детей задавать вопросы, содержательно отвечать на них.

Эмоционально и содержательно рассказывать о том, что находится за пределами непосредственного восприятия ( «Как я провел лето», «Мой выходной день», «Моя коллекция»). Организовывать тематические фотовыставки. Вносить в группу познавательную литературу (полочка умных книг). Использовать тематические коллекции, наборы в работе с детьми ( «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»).

Создавать игровые проблемные ситуации, например:

  • найти животных, живущих в Африке (на севере, на лугу, в море);
  • как будем добираться до места;
  • что возьмем с собой в путешествие;
  • какую еду возьмем (нет холода);
  • как определить свой талисман;
  • определение выбора сувенира из поездки (для друзей, близких).

Максимально учитывать избирательность познавательных интересов детей (по половому признаку — мальчики и девочки; индивидуальным предпочтениям). Подбор художественной литературы, раскрасок, настольно-печатных игр, атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Создавать условия, проявлять заинтересованность и помогать детям соби-рать свои первые коллекции. Организовывать в течение года выставки «Мир увлечений» с участием детей, их родителей, сотрудников детского сада, приглашенных гостей. Проводить работу в специально созданных условиях ( «Познавательная игротека»).

За истекшие шесть месяцев активного взаимодейстивя с детьми нам удалось повысить познавательную мотивацию детей по всем показателям.

Выраженность познавательной мотивации на январь 2016-2017 учебного года

(на основе наблюдений за детьми)

Наряду с заметной динамикой познавательной активнойсти детей в значительной степени улучшился эмоциоальный климат в группе, стала разнообразнее тематика игр детей, они стали проявлять больший интерес к творческой деятельности.

Просмотров: 568
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Волошенко И.А., Калугина Е.В.,. «Формирование у старших дошкольников познавательной мотивации посредством использования фотокросса в совместной образовательной деятельности детей и родителей»
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Шавшукова. Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы»
  • Людмила Анатольевна Панова. Развитие самостоятельной познавательной активности детей через проектную деятельность
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Наталья Новикова. Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
  • Юндина Анна Анатольевна. «Использование приемов мотивации детей младшего возраста к разнообразным видам деятельности».
  • Тетерина Анастасия Николаевна, Коваленко Оксана Викторовна. Развитие познавательной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с помощью осенней тематики.
  • Перепросова Кристина Александровна. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
  • Будникова Оксана Александровна. Методическая разработка «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Лилия Гасец. Дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности, «Осень И.И.Левитана и «Осенняя песня» П.И. Чайковского»
  • Лилия Гасец. Наглядный дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности 'Зимние пейзажи И.Грабаря и 'Декабрь' П. Чайковского'
  • Шейхмамбетова Сафие Энверовна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательной деятельности на тему: «Весна повсюду» для детей среднего дошкольного возраста на прогулке.
  • Смирнова Марина Николаевна. Статья «Игровая самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развитие и поддержка детской творческой активности»
  • Захарова Валентина Валерьевна. Обучение детей рассказыванию как форма совместной деятельности взрослого и ребенка.
  • Бычкова Надежда Геннадьевна. Дидактические игры как способ повышения познавательной мотивации дошкольников в формировании математических представлений
  • Шигабеева Рашида. Выступление из опыта работы на МО на тему: «Формирование познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в разных видах деятельности».
  • Замуруева Лариса Викторовна. Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ.
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Сагитова Гульназ Фаннуровна. Исследовательская активность ребенка
  • Баркалова Наталья Васильевна. «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности старших дошкольников»
  • Никитина Виктория Викторовна. «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
  • Людмила Судос. Рабочая программа «Развитие познавательной активности у детей 5-6 лет, через детское экспериментирование»
  • Емелина Валентина Евгеньевна. Мотивация – основа успешной учебы! Подготовка ребенка к школе
  • Кожедуб Ирина Степановна. Конспект занятия по развитию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Тема занятия: «Развиваем память и внимание»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь