Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психологических функций и социально значимых качеств личности.
Именно это время характеризуется интенсивным познавательным развитием. Ребенок овладевает родным языком, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации. Познавательное развитие во многом зависит от наличия мотивации познания.
В старшем дошкольном возрасте умственная активность дошкольника приобретает более самостоятельный характер. Он стремится без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять скрытые свойства и отношения предметов. Вместе с тем, очевидно, что познавательная мотивация и познавательная активность не являются прямым следствием возраста и далеко не все дошкольники обладают этим ценным качеством в равной мере. В результате форсированного обучения дети порой бывают перегружены излишней информацией, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. При этом подавляется любопытство ребенка, дети растут вялыми, безынициативными и учатся подчиняться взрослому. Это приводит к возникновению сложностей при дальнейшем обучении в школе.
Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Отсутствие мотивации к учению, узнаванию нового – основная проблема, с которой сталкиваются воспитатели в детском саду, учителя в школе, родители и психологи.
Как известно, мотив имеет две основных функции – побуждающую и смыслообразующую (А. Н. Леонтьев). В соответствии с этим, познавательная мотивация с одной стороны побуждает соответствующую ему деятельность, то есть стимулирует самостоятельность, инициативность и целенаправленность в решении не прагматической, а чисто познавательной задачи. С другой стороны, познавательная мотивация порождает специфические смысловые образования и познавательные эмоции — интерес к деятельности, удовольствие от получаемых впечатлений и от умственных усилий.
Понятие познавательной мотивации внутренне связано с другими, смежными понятиями, среди которых можно выделить:
- познавательный интерес, то есть эмоциональную включенность в решение познавательной задачи.
- познавательную деятельность — практическую активность, направленную на познание нового.
- познавательную активность, то есть готовность к познавательной деятельности и инициативность в ней.
- любознательность, любовь к знаниям, стремление узнать что-то новое.
Очевидно, что все эти понятия близки по своему содержанию. Объединяющим началом для них является направленность человека на бескорыстное узнавание нового и удовлетворение от самого процесса умственных усилий, то есть внутренняя мотивация. Познавательная деятельность имеет место лишь тогда, когда активность человека побуждается самим процессом познания и его познавательным результатом, и не сводится к уровню развития познавательных процессов.
Для того чтобы ребенок захотел что-то узнать, должен появиться мотив. Программа «Радуга» выделяет 3 вида мотивации:
1. Игровая.
Ребенок выступает в позиции помощника и защитника. Удобная для обучения различным практическим умениям (показ, объяснение). Можно использовать и при решении интеллектуальных, умственных задач, где ребенок выступает как более умный и сообразительный, чем игровые персоналии. Прием – создание проблемной ситуации (помощь взрослому, новое приключение любимых героев, рассматривание сюжетной картины).
2. Общения.
Побуждение к общению со взрослым, возможность получить одобрение, интерес к тем новым делам, которые ребенок может совершать вместе со взрослым. Построена на том же желание ребенка почувствовать свою необходимость и значимость.
3. Личной заинтересованности.
Основана частично на желании ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным, и частично на его личной заинтересованности. Такая мотивация побуждает детей к созданию разных предметов для собственного употребления.
Наиболее активное включение мотивации происходит при интеграции образовательных областей «социализация» и «коммуникация». Познавательно-исследовательская деятельность должна иметь мотив и социальную значимость исследуемого объекта.
На сегодняшний день я работаю с детьми среднего дошкольного возраста. В нашей группе 21 ребенок. По результатам наблюдения к 4-м годам у детей накопилось достаточно информации, представлений об окружающем мире; они многое уже умеют делать – рисовать, лепить, строить и т. п.
В процессе наблюдения мы заметили, что дети по-разному реагируют на наши предложения порисовать, послушать музыку, посмотреть на птиц у кормушки и т.д. Одни с радостью соглашаются, другие наотрез отказываются. В результате проведенного в группе мониторинга познавательной потребности мы увидели:
- средний уровень эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);
- не высокий уровень целенаправленности деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);
- низкая степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).
Выраженность этих трех показателей мотивации оценивается по четырех бальной шкале (от максимальной выраженности качества (3 балла) до 0 баллов – полного его отсутствия).
Выраженность познавательной мотивации на начало 2016 — 2017 учебного года
(на основе наблюдений за детьми)
Приведенные характеристики наблюдения позволяют сделать вывод: уровень познавательного активности низок и требуют системной работы.
Для организации работы с детьми по становлению мотивационной сферы были определены принципы и направления взаимодействия с воспитанниками и их родителями.
В основу своей работы мы положили следующие принципы:
- Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность (ПД). Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы. В работе предполагается не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого
- Стимуляция любознательности ребенка. В работе следует использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мебиуса, головоломки, магниты, рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц и др.).
- Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.
- Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации ПД, то следует акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.
- Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывают занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагает (но не настаивает) вместе завершить то, что было задумано ребенком.
Намеченные направления были реализованы с использованием следующих методов и приемов взаимодействия с детьми:
1) Включение ситуативно-адекватных приемов преподнесения нового материала:
Создание игровых проблемных ситуаций, например:
- конструирование домиков для героев сказки ( «Теперь игрушкам негде жить. Что им нужно построить?»).
- конструирование мостика для Винни-Пуха (Винни-Пух собрался в гости к Кролику, который живет на другом берегу реки. Как быть?).
- игровая ситуация «Встречаем гостей» (Игровая задача: помочь красиво и правильно накрыть стол).
- ситуация: «Зайчатам грозит опасность и они могут избежать её только в том случае, если научатся смешению синей и желтой красок для получения зеленой и выразительно нарисуют деревья). Игровая задача: мама-зайчиха (воспитатель), опасаясь за жизнь зайчат (дети), предлагает им сделать щиты с изображением деревьев, за которыми они могли б спрятаться от волка. Учебная задача: «Я научу вас делать щиты и рисовать деревья». При рисовании деревьев возникает серьезная трудность – у мамы-зайчихи не оказалось зеленой краски.
2) Интенсивное, целенаправленное развитие навыков и качеств по-знавательной деятельности:
а) Рассказы воспитателя о нуждах и потребностях каких-либо игровых персонажей, например:
- игровая задача: помочь листовичкам (заготовить для них фрукты – лепка, рисование; сделать для них домик, мебель и т.д.). «Накануне вечером листовички пробрались к нам в группу и долго искали место для жилья. Но, не найдя домика, они вновь ушли на участок, легли под деревья, укрылись листьями и заснули». «Вечером листовички осматривали сделанный для них домик. Вначале они любовались стенами, рассматривали двери, окна, трубу. Домик так понравился листовичкам, что они решили в нем жить. Но тут они столкнулись с большими трудностями. В домике не оказалось мебели, и листовичкам пришлось покинуть его». «Когда пришло время ложиться спать, то оказалось, что у листовичков нет матрацев, одеял, подушек, постельного белья и др. Сняв обувь, листовички скоро почувствовали, что их ноги замерзли (ковер)».
б) Познавательно-исследовательская деятельность:
- наблюдение с обсуждением «Что растет на нашем участке», «Кто жи-вет на нашем участке», «Откуда взялись сосульки», «Куда убежал снег», «Где спит солнышко».
- экспериментирование: «Какие предметы могут плавать?» (Дед Знай просит детей помочь ему узнать: все ли эти предметы могут плавать); «Разноцветные шарики» (зайчик просит ребят помочь раскрасить листы с изображениями шариков в оранжевой, фиолетовой, зеленой и голубой цвета. Но таких красок у него нет. Как быть? Что делать?). Задача – смешение основных цветов. «Волшебное сито» (Красная Шапочка сообщает детям, что собирается в гости к бабушке – отнести ей горшочек манной каши. Но случилось несчастье. Она нечаянно уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась. Как отделить рис от манки?)
в) Ситуативные разговоры: «Зачем кошка умывается?», «Почему говорят: «Любишь кататься – люби и саночки возить».
3) Формировать у детей позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта:
В семье:
создавать условия, позволяющие ребенку активно проявлять свое отношение к миру, закреплять и упражнять свой положительный опыт.
Посещать места, где можно встретить представителей живой природы (зоопарк, ботанический сад, цирк, выставки цветов, кошек и т. д.).
Показывать личный пример бережного и заботливого отношения к миру (людям и природе).
В детском саду:
Формировать эмоциональную отзывчивость к событиям и явлениям окру-жающей действительности; к радостям и достижениям, переживаниям и проблемам других людей ( «Письмо больному другу», «Поздравление сотрудников детского сада с праздником»).
Использовать разнообразные средства (художественная литература, образные сравнения, средства театрализации, праздники и др.) для усиления эмоциональной стороны непосредственного восприятия объектов и явлений природы, событий из жизни человека ( «Мы готовимся к празднику», задача: помочь сделать группу красивой к празднику).
Побуждать детей отражать свои эмоции и чувства через высказывания, рассказы, рисунки, поделки, а главное — через практические действия. Учить выполнять простые хозяйственно-бытовые поручения и добиваться результата (ухаживать за комнатными растениями и животными, наводить порядок в группе и пр.).
Формировать бережное отношение к предметам, объектам природного и рукотворного мира. Формировать чувство признательности сотрудникам детского сада (через объяснение и демонстрацию значимости, важности их труда), желание оказать им посильную помощь.
Формировать чувство гордости за свой город (село).
Способствовать развитию ответственного, бережного отношения к окру-жающей природе. Показывать личный пример бережного и заботливого отношения к миру (людям и природе).
4) Способствовать выявлению и поддержанию избирательных инте-ресов, развитию самостоятельной познавательной активности детей в детском саду и дома:
В семье:
определять познавательные предпочтения ребенка путем наблюдений за ним в свободной и игровой деятельности, через анализ содержательной стороны его деятельности, вопросов, просьб.
Внимательно относиться к детским вопросам. Содержательно и образно отвечать на них. Внимательно выслушивать рассказы ребенка о его наблюдениях и размышлениях.
Чрезвычайно деликатно относиться к проявлениям детской фантазии, не высказывая подозрений в умышленной лжи.
Приобретать познавательную литературу, отвечающую познавательным предпочтениям ребенка, и знакомить его с ней. Посещать выставки и музеи.
Начать создавать домашнюю познавательную библиотеку и видеотеку и активно пользоваться ее материалами. Проводить беседы о прочитанном, увиденном и услышанном.
В детском саду:
побуждать детей задавать вопросы, содержательно отвечать на них.
Эмоционально и содержательно рассказывать о том, что находится за пределами непосредственного восприятия ( «Как я провел лето», «Мой выходной день», «Моя коллекция»). Организовывать тематические фотовыставки. Вносить в группу познавательную литературу (полочка умных книг). Использовать тематические коллекции, наборы в работе с детьми ( «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»).
Создавать игровые проблемные ситуации, например:
- найти животных, живущих в Африке (на севере, на лугу, в море);
- как будем добираться до места;
- что возьмем с собой в путешествие;
- какую еду возьмем (нет холода);
- как определить свой талисман;
- определение выбора сувенира из поездки (для друзей, близких).
Максимально учитывать избирательность познавательных интересов детей (по половому признаку — мальчики и девочки; индивидуальным предпочтениям). Подбор художественной литературы, раскрасок, настольно-печатных игр, атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Создавать условия, проявлять заинтересованность и помогать детям соби-рать свои первые коллекции. Организовывать в течение года выставки «Мир увлечений» с участием детей, их родителей, сотрудников детского сада, приглашенных гостей. Проводить работу в специально созданных условиях ( «Познавательная игротека»).
За истекшие шесть месяцев активного взаимодейстивя с детьми нам удалось повысить познавательную мотивацию детей по всем показателям.
Выраженность познавательной мотивации на январь 2016-2017 учебного года
(на основе наблюдений за детьми)
Наряду с заметной динамикой познавательной активнойсти детей в значительной степени улучшился эмоциоальный климат в группе, стала разнообразнее тематика игр детей, они стали проявлять больший интерес к творческой деятельности.
|