МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИИ «Детский сад № 4 «Снегурочка»
Подготовила: воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР Банку Джамиля Габдульхаковна г. Салехард
Приоритетом новой образовательной политики является обеспечение качества образования. Одним из главных его показателей является предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с ФГОС ДО.
В связи с введением этого документа ППС должна обеспечивать педагогам ДОО возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Актуальность
Вопрос организации предметно-пространственная среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален.
Предметный мир детства – это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности. Ни один ребёнок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществляется только при условии, что у ребёнка есть необходимые для этого соответствующие объекты и средства, сформированы способы действия.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребёнку найти занятия по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.
Проблемы в организации ППС:
- Сохранение традиционного или формального подхода к организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов
- Некоторая стихийность при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т. п.)
- Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании), что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, «устаревших» игрушек, дидактических игр – коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов)
- Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению
- Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды.
Таким образом, актуальность этого вопроса обусловлена наличием противоречия между значимостью влияния предметно-пространственной среды в ДОУ на развитие личности ребенка и недостаточностью использования развивающего характера ППС.
Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов.
Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса ДОУ.
Цель моей работы:
Создание предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.
Задачи:
- Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-пространственной и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.
- Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
- Создать условия для реализации творческого потенциала воспитанника в разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).
- Создать условия, способствующие речевому развитию детей.
- Организовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Предметно – пространственная среда организована с учетом требований ФГОС, где четко прослеживаются все пять образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие.
При создании развивающей среды для своей группы я руководствовалась следующими принципами:
- Безопасность
- Учёта возрастных особенностей
- Эстетическое оформление
- Гибкое зонирование
- Уважение к интересам и потребностям детей
- Активности, самостоятельности, творчества
Вся мебель и игрушки, внесённые в группу, сделаны из экологически чистых материалов или разрешены СанПиН 2.4. 1. 2660 – 10, мебель подобрана по росту воспитанников, расставлена с учетом распределения света в групповой комнате.
У детей старшего дошкольного возраста развивается эстетическое восприятие действительности, поэтому эстетике оформления жизненного пространства уделяю особое внимание в группе. Также эстетическое оформление вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Моя группа начинается с небольшой уютной приемной, где я встречаю и принимаю детей. При входе в группу я стараюсь создать положительное настроение, как у самого ребенка, так и у родителей. Цвет стен в сочетании с оформленными стендами позволяет зарядить положительной энергией всех, кто посещает мою группу.
Здесь родители могут ознакомиться c советами учителя — логопеда, педагога – психолога, воспитателя, медицинской сестрой, с меню на каждый день; прочитать объявление, поздравление с днем рождения.
В приемной для родителей представлена наглядная информация. Для того чтобы заинтересовать привлечь родителей к сотрудничеству, я использую разнообразные формы работы с семьей по педагогическому просвещению. В папках — передвижках размещаю материал, касающийся одной определенной темы, а также постоянно обновляющаяся информация, где родители могут найти ответы на многие интересующие их вопросы, родители могут присесть, посмотреть в альбоме работы своего ребенка, ознакомиться с советами специалистов образовательного учреждения.
Здесь же расположены шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (картинки). Здесь же в приемной выставляем творческие работы детей.
Организуя развивающую предметно-пространственную среду в старшей (подготовительной) группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, прежде всего я руководствуюсь возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников с тяжелым нарушением речи: старший дошкольный возраст является периодом соединения речи с мышлением, а речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления.
Поэтому делаю особенный акцент на развитие словаря, на усвоение понятий, которые развиваются в «Речевом центре». Он содержит различные словесные игры, игры – сказки, символы, схемы, картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих и сонорных звуков, включает в себя словесные настольные игры «Антонимы», «Расскажи сказку», «Подскажи словечко» и др., картотеку словесных игр и заданий, лексическими темами, картотека с заданиями для развития речи детей (меняются раз в неделю).
Большое место уделяется усвоению грамоты. Организован «Центр грамматики», где дети знакомятся со звуками, заселяя их в свой замок (красный – гласный звук, синий – согласный твёрдый звук, зеленый – согласный мягкий звук), широко представлены различные буквы: магнитные, пенопластовые, буква- мозаика) дидактические «Учимся читать», «Я учусь читать», букварь, азбука. Сюда же входят игрушки на развитие речевого дыхания: надувные шарики, мыльные пузыри.
Активно использую в своей работе театрализованные игры, так организован центр «Театрализации», где расположены маски, пальчиковый театр «Теремок», «Репка», настольный театр «Заюшкина избушка», ширма, различные костюмы, каталог сказок – драматизации, фланелеграф, сказка «Три поросёнка», наборы предметных картинок для фланелеграфа.
«Книжный уголок» включает в себя ряд разнообразных детских книг, соответственно тематике недели, книги народных сказок, потешек, знакомящие с культурой русского народа, настольные игры: «Лото» по изучаемой теме, «Кубики-сказки», книжки-раскраски. Сюда же входит «Аудиосалон»: магнитофон и копилка аудиосказок и аудиозвуков птиц, шум прибоя и т. д.
Организована зона «Живого уголка», где дети самостоятельно могут применить свои знания и умения по уходу за растениями, а также посадке огородов и ведению дневников наблюдений. Он включает в себя стеллаж с комнатными растениями, настенное панно «Природный мир», «Рукотворный мир», полочка поделок из природного материала, календарь природы, лейки, палочки для рыхления, дидактические игры «Времена года», лото «Растения» и др.
Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. Я, стараюсь создать такие ситуации, в которых может проявляться детская познавательная активность, а не просто воспроизведение информации. Ситуации, которые могут стимулировать познавательное развитие, возникают в повседневной жизни ребенка постоянно: на прогулках, во время еды, укладывания спать, одевания и т.д. Предметно-пространственная среда насыщена для развития познавательной деятельности. Детям предоставляется возможность для активного исследования и решения задач. Ребенка старшего дошкольного возраста нужно обучать сравнению предметов воспринимаемых через разные органы чувств. Стимулируя детей к исследованию и творчеству, предлагаю им большое количество интересных материалов и оборудования. Совершенствование чувственного опыта приобретает особое значение, так как способствует совершенствованию восприятия, стимулирует развитие мышления и развитие речи.
Таким стал центр исследований «Наша лаборатория», который включил в себя центр «Воды и песка», предметы разного свойства (деревянные, железные, пластмассовые, бумажные, картонные, резиновые, тяжёлые, лёгкие), магниты, весы, увеличительное стекло, колбочки, воронки, вата, марля, песок, сахар, соль, коллекции природного материала: шишки, скорлупки орехов, жёлуди, различные семена; коллекция камешков, ракушек; коллекция полезных ископаемых.
Природа и ближайшее окружение – важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые мы используем с детьми в совместной исследовательской деятельности.
«Математический центр» направлен на развитие математических представлений, он оформлен в виде стола, где находится счётный материал, геометрические фигуры, формы, комплекты цифр, магнитная доска, дидактические игры математического содержания: «Сколько?», «Учимся считать», «Кубики – цифры», «Цвет, форма», «Часы», занимательный математический и логический материал: лабиринты, ребусы, центр «Конструирования», где собраны конструкторы разного вида и размера, схемы изображения различных поделок из них, пазлы, кубики, полочка для поделок детей, транспорт крупный и мелкий, небольшие фигурки для обыгрывания построек, здесь же организован центр «Светофорик», где подобраны интересные иллюстрации чего нельзя делать на проезжей части и дидактические игры «Дорожные знаки», раскраски и книги о правилах дорожного движения.
Образовательная среда должна обеспечивать возможность ребенка заниматься разными видами деятельности: живописью, рисункком, поделками из различных материалов и пр., поэтому центру «Творчество» тоже отводится значительное место в группе. Организованы специальные шкафчики по изодеятельности, доступные для самостоятельной деятельности детей, где предложены различные материалы для рисования и творчества (фломастеры, краски, гуашь, цветной мел, разноцветные ручки, гелиевые ручки, цветные карандаши, трафареты, бумага разной фактуры, цветная бумага, ножницы, клей).
Игра – одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте – со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их. Игровая среда стимулирует детскую активность и постоянно обновляется.
Центр «Умелые пальчики» включает в себя игры на развитие мелкой моторики: мозаики различного вида и размера, шнуровки, застёжки, нанизывание бусинок, картотека схем работы с палочками, картотека схем «Игры с пальчиками», лабиринты для развития моторики и т.д.
Центр «Сюжетной игры» оснащён детской мебелью «Кухня», «Магазин», «Почта», «Больница», «Парикмахерская», «Ателье», оснащенные различными игрушками: детской посудой, кухонной утварью, игрушечными продуктами питания, хлебобулочными изделиями; гладильная доска, постельное бельё, коляски, куклы, пупсы, одежда для кукол, баночки, коробочки, бигуди, фены, атрибуты для ряженья (украшения, банты, заколки, шляпы, юбки, бусы), что позволяет детям расширить сюжет игр, внести игрушки-заместители в свою игру; а также имеются атрибуты для игр «Магазин», «Зоопарк», «Доктор», «Аптека», «Почта».
Также среда должна стимулировать физическую активность детей. Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать их врожденное стремление к движению. Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм.
В группе расположен физкультурный уголок, доступный для детей, который содержит спортивные игры: мячи разного размера, кегли, скакалки, палочки, флажки, кольцеброс, мишени с липучими мячиками, переносная баскетбольная корзина, обручи, шнуры, платочки, пуговичные коврики, ребристая дорожка; набор пиктограмм для самостоятельного выполнения детьми различных упражнений; настольная игра «Футбол», «Хоккей».
Образовательная среда должна обеспечивать возможность ребенка заниматься такими видами деятельности, как игрой на музыкальных инструментах, пением, танцем.
«Музыкальный» центр оснащен различными детскими музыкальными инструментами: пианино, металлофон, барабан, бубен, дудочка, магнитофон с аудиозаписями детских классических произведений и детских песен.
В группе организован уголок «Моё настроение», здесь дети отмечают своё настроение утром, после занятий, после сна, оформлен он в виде гномиков с разными эмоциями. Рядом находится зеркало, которое дает возможность формирования и развития полноценного образа «Я», а так же для мимической и артикуляционной гимнастики.
В учебной зоне размещены многофункциональная учебная доска, интерактивная доска, лампа дневного освещения, телевизор с DVD, магнитофон, обучающие плакаты, алфавит, цифры и столы, которые переставляются для групповой работы так, чтобы можно было сесть всем в круг для неформального общения.
Учитывая то, что ребёнок в детском саду находится целый день, здесь создаются ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Если ребёнок нуждается в уединении, то в группе он найдёт специально выделенное для этого место.
Заключение
Таким образом, в моей группе предметно-пространственная среда организована так, чтобы каждый ребёнок смог найти для себя любимое дело, объединяясь друг с другом по общим интересам, развивая свои физические функции, формируя сенсорные навыки, накапливая жизненный опыт, учась упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретая знания, что способствует гармоничному развитию и саморазвитию детей.
|