Набаранчук Светлана Борисовна Вдовенко Наталья Владимировна. Предметно-пространственная среда ДОО как условие формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Предметно-пространственная среда ДОО как условие формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Воспитатели МДОУ ДСКВ №14 «Журавушка»

  • Набаранчук С.Б. – воспитатель 1 квалификационной категории,
  • Вдовенко Н.В. – воспитатель 1 квалификационной категории.

С самых ранних лет у детей начинают формироваться элементарные математические представления. Именно математика позволяет ознакомить ребёнка с такими понятиями, как: количество, счет, величина, форма предметов, научить ориентироваться в пространстве и во времени.

Математика считается сложной наукой для освоения, в том числе и для дошкольников. Поэтому при формировании математических представлений воспитатель подбирает не только содержание изучаемого материала, но и форму, методы, средства его представления и подачи, которые должны отозваться заинтересованностью, познавательной активностью со стороны ребенка. Ведущим видом деятельности детей и соответственно формой работы с ними является игра. В связи с этим для создания благоприятных условий развития детей во время игры педагоги-практики должны уделять внимание и проявлять заинтересованность в обновлении и обогащении предметноразвивающей среды в группе своих воспитанников, в том числе и для формирования элементарных математических представлений. Правильно оборудованная предметно-пространственная среда помогает педагогу быстрей и качественней сформировать те или иные математические представления у детей.

 

Скачать конспект

С точки зрения пространственной организации предметно-развивающей среды по формированию элементарных математических представлений дошкольников можно создать математический уголок. Оборудование уголка следует осуществлять с активным, но посильным участием детей, что поспособствует созданию у них положительного отношения к материалу, интереса, желания играть, тем самым постигать новое, закреплять уже известное, развиваться. В художественном оформлении уголка необходимо использовать узоры, орнаменты из геометрических фигур разных по величине и цвету, цифры, сюжетные картинки с героями из детской литературы, выполняющими математические операции по измерению, делению на равные части, взвешиванию и т.п. Следует подбирать игровой материал для математического уголка согласно возрастным возможностям и уровню развития детей конкретной возрастной группы; размещать достаточное количество разнообразного занимательного материала, чтобы каждый ребенок группы мог выбрать игру, которая его заинтересовала.

Рассмотрим возможное наполнение предметного содержания развивающей среды для формирования математических представлений согласно разделам: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. При составлении перечня содержания развивающей среды мы ссылались на собственный педагогический опыт и анализ педагогической литературы.

Для формирования представлений о количестве и счете в математический уголок можно поместить:

  • палочки Кюизенера,
  • дидактический материал М. Монтессори (штанги, коробка с веретенами, золотые бусины);
  • разнообразный счетный материал (например, набор объемных пособий – кубиков и других игрушек, картонные трафареты фруктов, овощей, животных, денег и т.п.);
  • счетные палочки;
  • цифровые и числовые карточки;
  • листы с заданиями для самостоятельного выполнения (например, на состав числа);
  • дидактические игры (например, магазин), направленные на развитие навыков счета, понятия числа;
  • настольные игры (например, с использованием игрового поля с числовой дорожкой, кубика и фишек) [2, c. 44].

Для формирования представлений о величине предметов в математический уголок можно поместить:

  • блоки Дьенеша;
  • набор объемных пособий, разных по величине, также можно включить картонные трафареты предметов;
  • бросовый материал;
  • дидактические пособия М. Монтессори (например, «красные штанги», «розовая башенка», «коричневая лестница», «цветные цилиндры», «блоки с цилиндрами-вкладышами»);
  • пособия на сравнение длины, высоты, ширины, на измерение объема жидких и сыпучих веществ;
  • весы и предметы для сравнения их веса;
  • условные мерки, линейки и предметы, для измерения длины [3, c. 163].

Для формирования представлений о форме предметов в математический уголок можно поместить:

  • дидактический материал М. Монтессори (например, «конструктивные треугольники», «геометрический комод», «геометрические тела»),
  • модели геометрических фигур и объемных тел,
  • развивающие блоки Дьенеша,
  • картонные трафареты разных форм [1, c. 178].

Для формирования ориентировки в пространстве в математический уголок можно поместить:

  • дидактический материал в картинках «Учусь ориентироваться в пространстве»,
  • различные игровые карточки с картинками [4, c. 80].

Для формирования ориентировки во времени в математический уголок можно поместить:

  • дидактический материал «Время суток»,
  • определение времени по часам, календари, часы,
  • настольно-печатные игры (например, «когда это бывает?») [6, c. 58].

По мере освоения игр, вводятся более сложные игры с новым занимательным, еще не знакомым ребенку материалом. Главная задача педагога: создать интерес к проявлению самостоятельности в играх, поддержанию и дальнейшему развитию у детей интереса к занимательным математическим играм.

Как мы уже отметили ранее, в формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.

Дидактические игры делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры [5, c. 122].

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

  1. Игры с цифрами и числами
  2. Игры путешествие во времени
  3. Игры на ориентирование в пространстве
  4. Игры с геометрическими фигурами
  5. Игры на логическое мышление

Организация и содержание уголков занимательной математики разнится исходя из возраста детей [7].

Так, для второй младшей группы можно предложить уголок со следующим содержанием.

Уголок сочетается с зоной дидактических игр по всем методикам:

  • мелкие игрушки в количестве много и один;
  • игрушки разные по величине;
  • игрушки разные по цвету;
  • картинки с изображением частей суток, времени года;
  • дидактические игры соответственно возрасту.

Средняя группа:

  • мелкие игрушки для счета,
  • цифры от 1 до 5;
  • игрушки разные по величине;
  • таблицы с предметами двух видов по величине;

геометрические фигуры:

  • круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб, цилиндр;
  • картинки с предметами составленными из геометрических фигур или похожие на них;
  • картинки с изображением времен года (деятельность детей);
  • дидактические игры соответственно возрасту.

Старшая группа:

  • мелкие игрушки для счета, цифры от 1 до 5, 10;
  • таблицы с предметами от 1 до 10, для закрепления порядкового, прямого и обратного счета;
  • игрушки разной величины от 1 до 5 шт.;
  • геометрические фигуры средней группы и призма, конус;
  • картинки с изображением разных частей суток (явления природы);
  • картинки с изображением времен года (явления природы);
  • таблицы с изображением символов частей суток и времен года;
  • счетные палочки;
  • картинки с ориентировкой на плоскости листа: лабиринты, карты, схемы;
  • календарь с днями недели со II-го полугодия;
  • логические игры, лото, шашки, шахматы, домино и др.;
  • дидактические игры соответственно возрасту.

Подготовительная к школе группа:

  • мелкие игрушки для счета, цифры от 1 до 10, 20;
  • игрушки с предметами от 1 до 10 разной величины;
  • знаки: «плюс», «минус», «равно», «больше-меньше»;
  • таблицы с задачами;
  • геометрические фигуры старшей группы и многоугольники;
  • таблицы на состав числа из 2-х меньших чисел;
  • календарь: дни недели, месяцы, год (по временам года);
  • макеты часов, разные виды часов, изображенные на картинках;
  • весы, гирьки;
  • емкости для измерения жидких и сыпучих тел;
  • линейки, метры, треугольники, линейки-трафареты;
  • листы бумаги в клетку, карандаши, ручки, фломастеры;
  • логические игры, ребусы, головоломки, кроссворды;
  • дидактические игры соответственно возрасту.

Таким образом, влияние предметно-развивающей среды на формирование математических представлений детей старшего дошкольного возраста достаточно велико. При этом одной из основных задач видится моделирование математической зоны в группе детского сада в соответствии с содержанием математического развития детей и обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную, игровую и иную активность детей. С целью формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста целесообразно размещать в группе: игры, предметы и игровые материалы, с которыми

ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (геометрический конструктор, пазлы); учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (числовая лесенка, модель числового ряда, обучающие книги); оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (материалы для экспериментирования, календари, часы, измерительные приборы).

Используемая литература:

  1. Барковская И.А. Развитие логического мышления старших дошкольников // В сборнике: Современное социально-гуманитарное знание в России и за рубежом / Материалы второй заочной международной научно-практической конференции. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, ООО «Учебный центр "Информатика"», 2013. – С. 163-165.
  2. Беляева О.В., Горбунова О.Ф. Развивающая предметнопространственная среда как средство развития познавательной активности детей раннего возраста // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2016. – № 1 (6). – С. 79-82.
  3. Исламкина О.Н., Кобзистая Т.Н. Развивающая предметнопространственная среда как аспект образовательной среды для ребенка дошкольного возраста / В сборнике: Слагаемые качества обучения студентов в гуманитарном вузе Сборник материалов XIII Международной научно-методической конференции. – Самара: Самарская гуманитарная академия, 2017. – С. 163-166.
  4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 368 с.
  5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 368 с.
  6. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах / Е.О. Смирнова. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 202 с.
  7. Турянская О.Ф. Теоретические основы личностно ориентированного подхода к обучению: Монография. — Орел: Издательство ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2015. — 278 с.
Просмотров: 464
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Михеева Евгения Михайловна. Дидактический материал по «формированию элементарных математических представлений через дидактические игры», для детей младшего возраста.
  • Гумерова Альфия Газинуровна. Логико-математические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Шарова Ольга Сергеевна. Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)
  • Тепловодская Анастасия Валерьевна. Статья по теме: «Дидактические игры в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
  • Шатова Марина. Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений детей от 3 до 4 лет.
  • Букина Татьяна Валерьевна. Методическая картотека дидактических игр по математике «Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы»
  • Шеремет Е.А., Фадеева О.Н., Филиппова И.А.. Дидактические игры по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»
  • Бычкова Надежда Геннадьевна. Дидактические игры как способ повышения познавательной мотивации дошкольников в формировании математических представлений
  • Евсеева Галина Федоровна. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры.
  • Эргарт Людмила Федоровна. ПРОЕКТ «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры»
  • Романова Ольга Валерьевна. Построение развивающей предметно-пространственной среды, направленной на формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
  • Шатова Марина. Дидактические игры с детьми от 4 до 5 лет на усвоение математических представлений
  • Доценко Олеся Сергеевна. Педагогическая статья 'ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'
  • Рассказова Елена Николаевна. Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
  • Пронкина Светлана Михайловна. ОБОБЩЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: «Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры»
  • Шатова Марина. Дидактические игры с детьми 5-6 лет на освоение математических представлений, средств и способов познания
  • Шатова Марина. Дидактические игры с детьми от 6 до 7 лет на освоение математических представлений, средств и способов познания
  • Бегларян Наийла Егоровна. Дидактические игры для дошкольников на тему 'Ориентация во времени и пространстве'
  • Храмова Светлана Викторовна. «Подвижные игры для формирования экономических представлений старшего дошкольного возраста».
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Шойненова Оюна Жалсановна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Чубшвец Анна Александровна. Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через использование дидактического пособия «Математический кейс».
  • Макарова Анна Алексеевна. Дидактическая игра «МЯГКИЙ КОНСТРУКТОР» — как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
  • Шатова Марина. Дидактические игры в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет.
  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Сираченко Светлана Николаевна. Дидактические игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
  • Логутова О.В. Соавторы: Зеленова Н.В. Рожкова С.Н.. Конспект квест – игры по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «В поисках «Книги Памяти»
  • Елембаева Балслу Айткуловна. Статья «Особенность игры при формировании элементарных математических представлений»
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь