Воспитатели МДОУ ДСКВ №14 «Журавушка»
- Набаранчук С.Б. – воспитатель 1 квалификационной категории,
- Вдовенко Н.В. – воспитатель 1 квалификационной категории.
С самых ранних лет у детей начинают формироваться элементарные математические представления. Именно математика позволяет ознакомить ребёнка с такими понятиями, как: количество, счет, величина, форма предметов, научить ориентироваться в пространстве и во времени.
Математика считается сложной наукой для освоения, в том числе и для дошкольников. Поэтому при формировании математических представлений воспитатель подбирает не только содержание изучаемого материала, но и форму, методы, средства его представления и подачи, которые должны отозваться заинтересованностью, познавательной активностью со стороны ребенка. Ведущим видом деятельности детей и соответственно формой работы с ними является игра. В связи с этим для создания благоприятных условий развития детей во время игры педагоги-практики должны уделять внимание и проявлять заинтересованность в обновлении и обогащении предметноразвивающей среды в группе своих воспитанников, в том числе и для формирования элементарных математических представлений. Правильно оборудованная предметно-пространственная среда помогает педагогу быстрей и качественней сформировать те или иные математические представления у детей.
Скачать конспект
С точки зрения пространственной организации предметно-развивающей среды по формированию элементарных математических представлений дошкольников можно создать математический уголок. Оборудование уголка следует осуществлять с активным, но посильным участием детей, что поспособствует созданию у них положительного отношения к материалу, интереса, желания играть, тем самым постигать новое, закреплять уже известное, развиваться. В художественном оформлении уголка необходимо использовать узоры, орнаменты из геометрических фигур разных по величине и цвету, цифры, сюжетные картинки с героями из детской литературы, выполняющими математические операции по измерению, делению на равные части, взвешиванию и т.п. Следует подбирать игровой материал для математического уголка согласно возрастным возможностям и уровню развития детей конкретной возрастной группы; размещать достаточное количество разнообразного занимательного материала, чтобы каждый ребенок группы мог выбрать игру, которая его заинтересовала.
Рассмотрим возможное наполнение предметного содержания развивающей среды для формирования математических представлений согласно разделам: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. При составлении перечня содержания развивающей среды мы ссылались на собственный педагогический опыт и анализ педагогической литературы.
Для формирования представлений о количестве и счете в математический уголок можно поместить:
- палочки Кюизенера,
- дидактический материал М. Монтессори (штанги, коробка с веретенами, золотые бусины);
- разнообразный счетный материал (например, набор объемных пособий – кубиков и других игрушек, картонные трафареты фруктов, овощей, животных, денег и т.п.);
- счетные палочки;
- цифровые и числовые карточки;
- листы с заданиями для самостоятельного выполнения (например, на состав числа);
- дидактические игры (например, магазин), направленные на развитие навыков счета, понятия числа;
- настольные игры (например, с использованием игрового поля с числовой дорожкой, кубика и фишек) [2, c. 44].
Для формирования представлений о величине предметов в математический уголок можно поместить:
- блоки Дьенеша;
- набор объемных пособий, разных по величине, также можно включить картонные трафареты предметов;
- бросовый материал;
- дидактические пособия М. Монтессори (например, «красные штанги», «розовая башенка», «коричневая лестница», «цветные цилиндры», «блоки с цилиндрами-вкладышами»);
- пособия на сравнение длины, высоты, ширины, на измерение объема жидких и сыпучих веществ;
- весы и предметы для сравнения их веса;
- условные мерки, линейки и предметы, для измерения длины [3, c. 163].
Для формирования представлений о форме предметов в математический уголок можно поместить:
- дидактический материал М. Монтессори (например, «конструктивные треугольники», «геометрический комод», «геометрические тела»),
- модели геометрических фигур и объемных тел,
- развивающие блоки Дьенеша,
- картонные трафареты разных форм [1, c. 178].
Для формирования ориентировки в пространстве в математический уголок можно поместить:
- дидактический материал в картинках «Учусь ориентироваться в пространстве»,
- различные игровые карточки с картинками [4, c. 80].
Для формирования ориентировки во времени в математический уголок можно поместить:
- дидактический материал «Время суток»,
- определение времени по часам, календари, часы,
- настольно-печатные игры (например, «когда это бывает?») [6, c. 58].
По мере освоения игр, вводятся более сложные игры с новым занимательным, еще не знакомым ребенку материалом. Главная задача педагога: создать интерес к проявлению самостоятельности в играх, поддержанию и дальнейшему развитию у детей интереса к занимательным математическим играм.
Как мы уже отметили ранее, в формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.
Дидактические игры делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры [5, c. 122].
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
- Игры с цифрами и числами
- Игры путешествие во времени
- Игры на ориентирование в пространстве
- Игры с геометрическими фигурами
- Игры на логическое мышление
Организация и содержание уголков занимательной математики разнится исходя из возраста детей [7].
Так, для второй младшей группы можно предложить уголок со следующим содержанием.
Уголок сочетается с зоной дидактических игр по всем методикам:
- мелкие игрушки в количестве много и один;
- игрушки разные по величине;
- игрушки разные по цвету;
- картинки с изображением частей суток, времени года;
- дидактические игры соответственно возрасту.
Средняя группа:
- мелкие игрушки для счета,
- цифры от 1 до 5;
- игрушки разные по величине;
- таблицы с предметами двух видов по величине;
геометрические фигуры:
- круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб, цилиндр;
- картинки с предметами составленными из геометрических фигур или похожие на них;
- картинки с изображением времен года (деятельность детей);
- дидактические игры соответственно возрасту.
Старшая группа:
- мелкие игрушки для счета, цифры от 1 до 5, 10;
- таблицы с предметами от 1 до 10, для закрепления порядкового, прямого и обратного счета;
- игрушки разной величины от 1 до 5 шт.;
- геометрические фигуры средней группы и призма, конус;
- картинки с изображением разных частей суток (явления природы);
- картинки с изображением времен года (явления природы);
- таблицы с изображением символов частей суток и времен года;
- счетные палочки;
- картинки с ориентировкой на плоскости листа: лабиринты, карты, схемы;
- календарь с днями недели со II-го полугодия;
- логические игры, лото, шашки, шахматы, домино и др.;
- дидактические игры соответственно возрасту.
Подготовительная к школе группа:
- мелкие игрушки для счета, цифры от 1 до 10, 20;
- игрушки с предметами от 1 до 10 разной величины;
- знаки: «плюс», «минус», «равно», «больше-меньше»;
- таблицы с задачами;
- геометрические фигуры старшей группы и многоугольники;
- таблицы на состав числа из 2-х меньших чисел;
- календарь: дни недели, месяцы, год (по временам года);
- макеты часов, разные виды часов, изображенные на картинках;
- весы, гирьки;
- емкости для измерения жидких и сыпучих тел;
- линейки, метры, треугольники, линейки-трафареты;
- листы бумаги в клетку, карандаши, ручки, фломастеры;
- логические игры, ребусы, головоломки, кроссворды;
- дидактические игры соответственно возрасту.
Таким образом, влияние предметно-развивающей среды на формирование математических представлений детей старшего дошкольного возраста достаточно велико. При этом одной из основных задач видится моделирование математической зоны в группе детского сада в соответствии с содержанием математического развития детей и обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную, игровую и иную активность детей. С целью формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста целесообразно размещать в группе: игры, предметы и игровые материалы, с которыми
ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (геометрический конструктор, пазлы); учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (числовая лесенка, модель числового ряда, обучающие книги); оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (материалы для экспериментирования, календари, часы, измерительные приборы).
Используемая литература:
- Барковская И.А. Развитие логического мышления старших дошкольников // В сборнике: Современное социально-гуманитарное знание в России и за рубежом / Материалы второй заочной международной научно-практической конференции. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, ООО «Учебный центр "Информатика"», 2013. – С. 163-165.
- Беляева О.В., Горбунова О.Ф. Развивающая предметнопространственная среда как средство развития познавательной активности детей раннего возраста // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2016. – № 1 (6). – С. 79-82.
- Исламкина О.Н., Кобзистая Т.Н. Развивающая предметнопространственная среда как аспект образовательной среды для ребенка дошкольного возраста / В сборнике: Слагаемые качества обучения студентов в гуманитарном вузе Сборник материалов XIII Международной научно-методической конференции. – Самара: Самарская гуманитарная академия, 2017. – С. 163-166.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 368 с.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 368 с.
- Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах / Е.О. Смирнова. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 202 с.
- Турянская О.Ф. Теоретические основы личностно ориентированного подхода к обучению: Монография. — Орел: Издательство ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2015. — 278 с.
|