– Спасибо, Кристофер Робин. Ты здесь единственный, кто понимает в хвостах. Остальные не способны думать. Вот в чём их беда. У них нет воображения. Для них хвост это не хвост,
а просто добавочная порция спины.
Этот диалог героев книги «Вини-Пух и Все-Все-Все» Алана Милна натолкнул меня на одну важную мысль: как можно максимально практично использовать средства ИКТ в профессиональной деятельности педагога.
Сегодня, когда современная система образования требует поиск новых форм и методов работы, способствующих повышению уровня педагогической компетентности работников сферы образования, важно уметь не просто найти таковые, но и сделать так, чтобы они реально оказывали помощь педагогам в развитии их педагогической компетентности. В настоящее время, по моему мнению и по мнению многих коллег, среди таких форм лидирующая роль принадлежит конкурсам профессионального мастерства.
На данный момент смело можно сказать, что с развитием информационно-коммуникативных технологий у педагогов появилась возможность принимать более активное участие в различного рода конкурсах, научно-практических конференциях, вебинарах, брифинг-консультациях и т.п., используя широкие возможности сети Интернет.
Следует взять во внимание тот факт, что многие конкурсы направлены на поддержку деятельности педагогов по активному использованию информационно-коммуникационных технологий, способствующих эффективному формированию образовательного процесса, согласно требований новых ФГОС/ФГТ.
Что даёт педагогам участие в конкурсах с применением ИКТ-технологий? Здесь можно выделить ряд плюсов:
- становясь участниками подобных конкурсов, работники сферы образования автоматически популяризируют их и способствуют эффективному внедрению в образовательный процесс инновационных методик организации учебных занятий с использованием ИКТ
- педагоги способствуют эффективному обмену опытом использования ИКТ среди коллег
- повышается уровень ИК-компетентностей участников конкурсов
- происходит актуализация интеллектуальных и творческих способности педагогов, учащихся и их родителей
- создаётся благоприятная мотивационная среда для профессионального развития
- происходит развитие и совершенствование активной жизненной позиции, коммуникативных способностей
- пополнение портфолио достижений педагога «не выходя из дома».
Однако, следует обозначить и недочёты:
- изначальная ориентация на конкурсанта на продуктивность собственной деятельности может быть необоснованной; в связи с этим участник должен быть готов к адекватному соотношению результатов оценки конкурса или его конкурсной работы, а для этого он должен прежде иметь реалистическое представление о себе и предоставляемом на конкурс материале
- участник так же должен быть готов к неформальному общению в условиях референтной группы, а это – дополнительная стрессовость, напряжённость ситуации, которая может принести не только успех, но и неудачу, тем самым притупить дальнейшее участие в подобного рода конкурсах.
В любом случае, всегда следует помнить о том, что компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач. Компьютер не заменяет «живого» общения, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности, а главная методическая проблема смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать», ведь в ИКТ-конкурсах педагог будет оцениваться именно с позиции заочно преподнесённого материала.
Таким образом, на современной ступени развития российского образования средства информатизации становятся рабочим инструментом педагога, а одним из его профессиональных качеств становится информационная культура. В связи с этим существует объективная необходимость продолжать развивать систему подготовки учителя к использованию средств информатизации в педагогической деятельности для дальнейшего расширения возможностей участия в профессиональных конкурсах.
|